Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 02:00, курсовая работа
Краткое описание
Цель данной курсовой работы заключается в исследование теоретических аспектов, анализ особенностей бюджетной системы в Российской Федерации, выявление главных проблем, связанных с наличием в стране бюджетного дефицита и государственного долга, а также исследование путей решения данной проблемы.
В странах с переходной экономикой
для финансирования бюджетного дефицита
используется и такой способ, как отсрочка
платежей правительства, местных органов
власти за товары и услуги. Если отсрочка
платежей касается госпредприятий, бюджетной
сферы, то накопившиеся долги правительство,
как правило, оплачивает в конце концов
ценными бумагами. Если же она используется
в отношении частного сектора, то в дальнейшем
предприятия начинают закладывать эту
отсрочку в цены, что стимулирует инфляцию.
Правительства прибегают к
монетизации дефицита в развивающихся
странах, в переходных экономиках в связи
с отсутствием внешних источников финансирования
дефицита, напряженностью на рынке ссудного
капитала, что ограничивает возможности
внутреннего долгового финансирования.
Для покрытия дефицита могут
быть использованы и средства, полученные
от приватизации государственной собственности.
Самым распространенным источником
покрытия бюджетного дефицита являются
внешние займы, которые влекут за собой
государственный долг.
Если внешние займы только использованы
для структурной перестройки экономики,
ее модернизации, то этот бюджетный дефицит
будет способствовать развитию производства.
Следовательно, в странах с переходной
экономикой полученные средства часто
идут на финансирование возросших расходов
по управлению, на содержание правоохранительных
органов, что снижает эффективность внешних
займов. Они могут быть неэффективными
и в том случае, если проценты по ним повышены
или краткосрочные займы используются
для финансирования долгосрочных проектов.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ДОЛГА И БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТ В РФ
2.1.Исследование бюджетного
дефицита и долга Р.Ф.
Перспективные вопросы развития
государственного долга в РФ находятся
в компетенции Федерального Собрания,
Президента РФ и Правительства РФ, законодательных
исполнительных органов власти субъекта
РФ. Исполнительные органы готовят проекты
федеральных и региональных законов. Федеральное
Собрание РФ и законодательный орган субъектов
РФ их принимают, а Президент РФ и главы
региональных администраций их отклоняют
или подписывают. Ежегодно в законе о федеральном
бюджете Федеральное Собрание и Президент
РФ устанавливают предельные объемы государственного
внутреннего и внешнего долгов; источники
внутреннего финансирования бюджетного
дефицита, включая доходы от эмиссии государственных
ценных бумаг; предельный размер внешних
заимствований; предельные размеры государственных
кредитов иностранным государствам и
государствам-участникам СНГ; направления
использования, условия предоставления
и предельные размеры бюджетных кредитов
юридическим лицам и субъектам РФ; верхние
пределы государственных внутренних и
внешних гарантий. По представлению Правительства
РФ Государственная Дума утверждает программу
государственных внешних заимствований
и предоставляемых Россией государственных
кредитов и программу предоставления
гарантий Правительства РФ.
Президент РФ и Правительство
РФ разрабатывают и утверждают социально-экономические
программы, которые напрямую могут затрагивать
различные аспекты развития государственного
долга. Например, своим постановлением
от 13 августа 1997 года №1003 Правительство
РФ утвердило Программу сокращения дефицита
федерального бюджета на 1998-2000 годы. Программа
нацелена на ограничение негативного
влияния бремени обслуживания государственного
долга на экономический рост и регулирующие
возможности государства на финансовом
рынке.
Оперативное управление государственным
долгом осуществляют Правительство РФ
и его специальный орган - Министерство
финансов РФ (Минфин России), а также ЦБ
РФ и Внешэкономбанк. Эти органы определяют
генеральные условия выпуска отдельных
займов, порядок эмиссии и обращения долговых
обязательств, время выпуска очередного
займа и условия его функционирования,
организуют первичное размещение и вторичный
рынок государственных ценных бумаг, организуют
и осуществляют выплату доходов и погашение
долговых обязательств, организуют и осуществляют
выдачу государственных (бюджетных) кредитов
и государственных гарантий, осуществляют
контрольные действия и другие мероприятия
по оперативному управлению государственным
долгом. Аналогичные вопросы в рамках
своей компетенции решают законодательные
и исполнительные органы субъектов РФ.
При этом они исходят из норм, заложенных
в федеральном законодательстве.
В России обслуживание государственного
внутреннего долга осуществляет ЦБ РФ,
а внешнего долга - Внешэкономбанк. Эти
банки проводят свою работу на основе
специальных соглашений с Минфином России.
Обслуживание государственного долга
субъекта РФ осуществляется в соответствии
с федеральным и региональным законодательством.
Выплата доходов по займам и их погашение
обычно производится за счет бюджетных
средств [6, с 304].
Современный внешний долг России
состоит из двух частей:
1. Долг бывшего СССР, который
приняла на себя Россия после
распада СССР.
2. Новый долг России, который
формировался в основном после
1992г.
Для относительной характеристики
величины государственного долга в мировой
практике используются специальные показатели
- относительные параметры внешнего долга.
Они включают отношение долговых платежей
к экспорту товаров и услуг.
Предполагается,
что ненефтегазовый дефицит федерального
бюджета в 2013 г. составит 9,7 % ВВП, в 2014 г.
— 8,7 % ВВП, в 2015 г.
Правительство
России планирует ликвидировать дефицит
федерального бюджета к 2015 году. Фактически
это может произойти и раньше, если цены
на нефть не упадут и останутся на уровне
100 долларов США за баррель. При такой ситуации
уже к 2014 году может быть достигнут нулевой дефицит бюджета России.
Кроме
этого правительство Российской Федерации
планирует сократить расходы и снизить
инфляцию. Хотя на самом деле вместо сокращения
расходы могут только увеличиться в связи
с Олимпиадой в Сочи в 2014 году, Чемпионатом
мира по футболу в 2018 году, Универсиадой
в Красноярске в 2019 году, реформой «Сколково»
и многих других мероприятий .
Правительство
любого государства формирует свою бюджетную
политику так, чтобы достичь сокращения
бюджетного дефицита.
При
этом проводится постоянный поиск путей
преодоления дефицита бюджета и меры государства
в этом направлении могут быть разнообразными.
Но в конечном итоге меры по преодолению
бюджетного дефицита сводятся к созданию
возможностей увеличения доходов и снижения
расходов бюджета.
Принятие
продуманных законов, направленных на
поддержание национального производителя
и развитие производства в целом, а так
же разработка механизма их выполнения,
наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному
бюджету государства.
По классификации Международного
банка реконструкции и развития низким
уровнем внешней задолженности считается
отношение менее 18 %; умеренным - 18-30 %. Другими
показателями такой характеристики являются:
отношение валового внешнего долга к ВВП
- менее 48 % - низкая, 48-80 % - умеренная задолженность;
отношение валового внешнего долга к экспорту
товаров и нефакторных услуг - менее 132
% - низкая, 132-220 % - умеренная; отношение
платежей вознаграждения к экспорту товаров
и нефакторных услуг - менее 12 % - низкая,
12-20 % - умеренная.
Рост внешнего долга снижает
международный авторитет страны-реципиента
и подрывает доверие населения к политике
ее правительства. Негативные последствия
крупных и хронических дефицитов и наличия
государственного долга связываются с
нарушениями макроэкономической стабильности.
В последние годы наметилась
тенденция к сокращению внешнего долга
Российской Федерации. Если в 1998 г. он составил
158,7 млрд. долл., то по состоянию на 1 января
2010 г. снизился до 37,6 млрд. долл. (рис.1).
Рис. 1. Динамика внешнего долга
[Сакс. Дж. Экономические важности нашего
времени]
В целом можно выделить положительные
моменты в вопросе внешнего долга:
1) снижается общий объем;
2) повышается доля рыночных
инструментов (ОВГВЗ);
3) снижается долговая
нагрузка на экономику;
4) из-за благоприятной
внешней конъюнктуры тенденция
уменьшения внешнего долга будет
сохраняться и в дальнейшем.
В настоящее время проблема
внешней задолженности в России не стоит
так остро, как даже пять лет назад. В последние
годы доля государственного внешнего
долга в общем объеме государственного
долга Российской Федерации неуклонно
сокращалась. Это происходило вследствие
осуществления в 2003 - 2005 гг. мер по замещению
внешних заимствований внутренними, и
его досрочного погашения в 2005 - 2007 гг.
за счет средств Стабилизационного фонда
РФ (табл. 1).
Таблица 1.[Сакс. Дж. Экономические
важности нашего времени]
Государственный внешний долг
РФ [9]
Год
1998
1999
22002
2003
2006
2007
2008
2009
2010
2011
22012
2013
Гос. внешний долг
РФ, млрд. долл.
123,5
149,3
129,3
122,1
76,5
52,0
46,7
40,0
37,6
35,0
35,78
50,65
К началу 2008 г. внешний государственный
долг был снижен до 46,7 млрд. долл. Государственный
внешний долг России на 1 февраля 2013 г.
составил 50,65 млрд. долл. США, что на 41,6
% больше, чем по состоянию на 1 февраля
2012 г. (35,78 млрд. долл. США). Большая его часть
- 34,91 млрд. долл. США - приходится на задолженность
по внешним облигационным займам.
Увеличение величины внешнего
долга в плановом периоде обусловлено
заимствованиями на внешних финансовых
рынках путем размещения государственных
ценных бумаг (еврооблигационных займов),
а также увеличением объемов предоставляемых
гарантий в иностранной валюте.
Любое государство в современном
мире сталкивалось с дефицитом государственного
бюджета. Например, в годы экономического
кризиса конца ХХ в. Бюджет Российской
Федерации был дефицитен. Если в декабре
1993 года дефицит бюджета страны составлял
16 % по отношению к доходам государства,
то в декабре 1994 года уровень дефицита
уже достиг 35 % (что в абсолютном выражении
равнялось 50,8 трлн. руб.). В начале ХХI в.,
преимущественно за счет роста пошлин
на экспорт быстро дорожавшей на мировых
рынках нефти, российский бюджет стало
возможным сводить с профицитом. Появление
дополнительных денег позволило Правительству
Российской Федерации начать реализацию
ряда национальных проектов, например,
таких как "Доступное жилье".
Стоило в 2008 году цене нефти
на мировых рынках пойти резко вниз, как
профицит российского бюджета опять растаял,
и в декабре 2008 г. министр финансов Российской
Федерации А. Кудрин заявил, что в 2009 г.
российский бюджет будет опять - впервые
за последние 10 лет - сведен с дефицитом
в размере 1,5-2,5 трлн руб. Преобладание
расходов над доходами планируется компенсировать
из средств резервного фонда, объем которого,
по данным на 1 декабря 2008 года, составил
3,66 трлн руб.
Из Федерального закона Российской
Федерации от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О
федеральном бюджете на 2013 год и на плановый
период 2014 и 2015 годов", принятого Государственной
Думой 23 ноября 2012 года, одобренного Советом
Федерации 28 ноября 2012 года:
Статья 1. Основные характеристики
федерального бюджета на 2013 год и на плановый
период 2014 и 2015 годов.
1. Утвердить основные
характеристики федерального бюджета
на 2013 год, определенные исходя из
прогнозируемого объема валового
внутреннего продукта в размере
66 515,0 млрд. руб. и уровня инфляции,
не превышающего 5,5 % (декабрь 2013 года
к декабрю 2012 г.):
1) прогнозируемый общий
объем доходов федерального бюджета
в сумме 12,8 трлн руб.;
2) общий объем расходов
федерального бюджета в сумме
13,4 трлн руб.;
3) верхний предел государственного
внутреннего долга Российской
Федерации на 1 января 2014 г. в сумме
6,6 трлн руб.;
4) верхний предел государственного
внешнего долга Российской Федерации
на 1 января 2014 г. в сумме 66,2 млрд. долл.
США, или 53,0 млрд. евро;
5) дефицит федерального
бюджета в сумме 0,5 трлн руб.
2. Утвердить основные
характеристики федерального бюджета
на 2014 г. и на 2015 г., определенные исходя
из прогнозируемого объема валового
внутреннего продукта в размере
соответственно 73 993,0 млрд. руб. и 82 937,0
млрд. руб. и уровня инфляции, не
превышающего соответственно 5,0 % (декабрь
2014 г. к декабрю 2013 г.) и 5,0 % (декабрь 2015
г. к декабрю 2014 г.):
1) прогнозируемый общий
объем доходов федерального бюджета
на 2014 год в сумме 14 трлн руб. и
на 2015 г. в сумме 15,6 трлн руб.;
2) общий объем расходов
федерального бюджета на 2014 г. в
сумме 14,2 трлн руб., в том числе
условно утвержденные расходы
в сумме 355 млрд рублей, и на 2015
г. в сумме 15 трлн руб., в том
числе условно утвержденные расходы
в сумме 781 млрд руб.;
3) верхний предел государственного
внутреннего долга Российской
Федерации на 1 января 2015 г. в сумме
7,6 трлн руб. и на 1 января 2016 г. в
сумме 8,3 трлн руб.;
4) верхний предел государственного
внешнего долга Российской Федерации
на 1 января 2015 г. в сумме 75,8 млрд. долл.
США, или 60,6 млрд. евро, и на 1 января
2016 г. в сумме 83,8 млрд. долл. США, или
67,0 млрд. евро;
5) дефицит федерального
бюджета на 2014 г. в сумме 143 млрд
рублей и на 2015 г. в сумме 10,7 млрд
тыс. руб. [1].
Исходя из вышесказанного, сделаны
выводы, что государственный внешний долг
за последние 2 года вырос. На 1 февраля
2013 г. составил 50,65 млрд. долл. США, что на
41,6% больше, чем по состоянию на 1 февраля
2012 г. (35,78 млрд. долл. США). Большая его часть
- 34,91 млрд. долл. США - приходится на задолженность
по внешним облигационным займам.
Увеличение величины внешнего
долга в плановом периоде обусловлено
заимствованиями на внешних финансовых
рынках путем размещения государственных
ценных бумаг (еврооблигационных займов),
а также увеличением объемов предоставляемых
гарантий в иностранной валюте.
Объем внутреннего госдолга,
выраженного в государственных ценных
бумагах, согласно законопроекту составил
на 2011 г.2 558,9 млрд. руб., что больше на 593,2
млрд. руб., или на 30,1 %, показателя на начало
2010 г. (1 965,7 млрд. руб.). Внутренний госдолг
значительно вырос на 2012 г. - до 3500 млрд
руб.
Анализируя бюджетный дефицит
и государственный долг, нельзя не отметить,
что данные показатели далеко не критичны
исходя из мировой практики.
2.2. Пути решения проблемы
государственного долга и бюджетного
дефицита