Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:12, курсовая работа
Целью курсовой работы по теме « Государственный и муниципальный долг» является изложение и сегментация комплекса теоретических и практических знаний в области функционирования государственного муниципального
долга.
Введение 3
1.Теоретические аспекты государственного и муниципального долга 5
1.1 Понятие государственного и муниципального долга,
его виды и функции 5
1.2 Понятие об управлении государственным долгом, его задачи 11
2. Цели и циклы управления государственным и муниципальным
долгом РФ 14
2. 1Цели управления государственным и муниципальным
долгом РФ 14
2.2Цикл управления государственным и муниципальным
долгом РФ 15
3.Политика в области управления государственным долгом РФ
на 2012-2014 гг. 21
Заключение 27
Список используемых источников 28
• объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования.
Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти лет до десяти лет включительно).
Порядок прекращения муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с муниципального долга рассматривается ст. 101 Бюджетного кодекса РФ.
Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.
1.2 Понятие об управлении государственным долгом, его задачи
Государственный долг, как и финансы, может являться инструментом и объектом управления. В качестве инструмента управления государственный долг обеспечивает возможность органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.
Одновременно государственный долг выступает в качестве объекта управления. Субъектом в этом случае выступает государство. При этом государство определяет все необходимые правила формирования и обслуживания государственного долга:
· соотношение между различными видами долговой деятельности (государственные заимствования, кредиты, гарантии);
· структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности;
· механизм построения конкретных государственных займов, кредитов и гарантий;
· порядок выпуска и обращения государственных займов;
· порядок предоставления и возврата государственных кредитов;
· порядок предоставления государственных гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним;
· другие необходимые практические аспекты функционирования государственного долга.
В этой связи принято говорить
об управлении государственным долгом.
Под управлением
Бюджетный кодекс РФ не дает законодательного толкования понятия «управление долгом». Статья 101 лишь определяет органы власти, полномочные осуществлять такую деятельность. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления. В статьях 102 – 114 более подробно изложены вопросы, которые касаются управления и обслуживания государственного и муниципального долга РФ :
· ответственность по долговым обязательствам (ст. 102);
· право государственных внешних заимствований (ст. 103, 104);
· реструктуризация долга (ст. 105);
· предельные объемы государственного и муниципального долга и предельные объемы государственных и муниципальных заимствований (ст. 106, 107);
· создание и изменение программ внешних и внутренних заимствований РФ (ст. 108–110);
· предельные объемы расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга (ст. 111–113);
· эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг (ст. 114).
В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:
· удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба финансированию программ социально-экономического развития;
· минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;
· сохранение у российского
государства репутации
· поддержание стабильности
и предсказуемости рынка
· достижение эффективного и целевого использования заимствованных средств, государственных кредитов и гарантированных займов;
· обеспечение своевременного возврата государственных кредитов и уплаты процентов по ним;
· диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;
· координация действий федеральных органов, органов субъектов Федерации и местного самоуправления на рынке государственных долговых обязательств.
2.Цели и циклы управления государственным и муниципальным долгом РФ.
2.1.Цели управления
Управление государственным и муниципальным долгом РФ представляет собой совокупность мероприятий государства и органов местного самоуправления по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных и муниципальных ценных бумаг.
Цели заключаются в следующем:
1. Экономические: минимизация
стоимости привлекаемых
2. Политические: поддержание стабильности функционирования политической системы.
3. Социальные: своевременное
финансирование социальных
4. Обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя внешнего долга может отрицательно сказаться на экономической безопасности страны.
2.2Цикл управления государственным и муниципальным долгом РФ
Цикл управления государственным и муниципальным долгом состоит из пяти этапов, на каждом из которых решаются специфические задачи.
На первом этапе осуществляется процесс обоснования предельных объемов внутреннего и внешнего долга, предельных объемов внутренних и внешних заимствований, предельных объемов предоставления гарантий, а также формирования программ внутренних и внешних заимствований. На этом этапе закладывается будущее совокупное долговое бремя, в том числе по внутреннему и внешнему долгу, и виды предстоящих заимствований, поэтому работа на этом этапе является стратегически важной для страны.
На втором этапе формируется
программа эмиссии
На третьем этапе проводится размещение облигаций и регулирование котировок по государственным и муниципальным долговым обязательствам на вторичном долговом рынке. Воздействие на котировки по государственным и муниципальным облигациям позволяет регулировать бюджетную эффективность проводимых заимствований и размер текущего (внутреннего и внешнего) долга.
Четвертый этап характерен для развития Российской Федерации после распада СССР и связан с проведением мероприятий, необходимость которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных долговых ситуаций. Если правительство не в состоянии обслуживать и погашать свои долги, оно вступает в переговоры с кредиторами о пересмотре графиков платежей и сроков погашения долгов. В результате переговоров стороны могут прийти к соглашению об отсрочке платежей, реструктуризации долга, частичном или полном списании задолженности, досрочном выкупе обязательств, проведении секьюритизации и т.п.
На пятом этапе исполняются первоначальные или скорректированные графики платежей по обслуживанию и погашению государственных и муниципальных внутренних и внешних долгов.
Осуществляя управление общегосударственным долгом, субъекты управления (государственные и муниципальные органы) используют широкий набор инструментов (способов). Их применение связано с тем, что в ряде случаев возникают обстоятельства, которые препятствуют своевременному возврату полученного долга и процентов по нему, возникает необходимость в отсрочке уплаты долга или изменений условий займа.
Рыночные инструменты по управлению государственным и муниципальным долгом. Среди рыночных инструментов, используемых по управлению государственным и муниципальным долгом, наиболее распространены реструктуризация и рефинансирование задолженности, пролонгация долга.
Согласно Бюджетному кодексу РФ под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств (ст. 105 БК РФ).
Реструктуризация
Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Сумма расходов на обслуживание реструктуризируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем финансовом году, если указанная сумма включается в общий объем реструктуризируемых обязательств.
В отличие от реструктуризации пролонгация государственного и муниципального долга означает продление срока действия обязательства и проводится в целях облегчения выплаты долга (среди инструментов, используемых по управлению государственным долгом, в бюджетном законодательстве нет такой формы).
Рефинансирование
Применяют три основных способа рефинансирования государственных заимствований:
1) министерства финансов
(в отдельных странах —
2) министерства финансов
(в отдельных странах —
3) министерства финансов
(в отдельных странах —
Министерство финансов РФ использует все перечисленные способы работы с долговыми обязательствами.
Стратегическое управление государственным долгом в Российской Федерации осуществляется Федеральным Собранием, а также законодательными органами власти субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления посредством принятия проектов законов и решений, касающихся стратегии управления долговыми обязательствами, подготовленных исполнительными органами власти всех уровней, а Президент РФ и руководители региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления отклоняют или подписывают их.
Оперативное управление государственным и муниципальным долгом в России осуществляют Правительство РФ, Министерство финансов РФ, а также Центральный Банк РФ и Внешэкономбанк как агенты Минфина РФ.
Согласно Бюджетному кодексу РФ (ст. 101) управление государственным и муниципальным долгом осуществляется следующим образом:
• управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ;
• управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ либо финансовым органом субъекта РФ в соответствии с законом субъекта РФ;
Информация о работе Бюджетная система РФ: принципы организации и структура