Бюджетная система РФ и принципы ее построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:56, реферат

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотрение бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации и перспектив совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
теоретическое содержание бюджетной системы и бюджетного устройства;
принципы формирования бюджетов и распределения бюджетных средств всех уровней бюджетной системы;
сделать анализ консолидированного бюджета за период 2009 -2011года;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 98.58 Кб (Скачать файл)

2.средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

3.добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

4.расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

5.расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

6.отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

 Принцип прозрачности (открытости) означает:

1. обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

2. обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) органом государственной власти  и исполнительным органом государственной власти;

3. стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года. 

      Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.5

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление  всех кассовых выплат с единого счета  бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми  актами органов государственной  власти Российской Федерации, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций.

Следует обратить внимание, что из всех перечисленных принципов только принципы единства, самостоятельности  и разграничения доходов и  расходов между уровнями бюджетной  системы можно отнести к принципам  построения системы. Именно они определяют бюджетную систему как единое целое.

Таким образом, принципы бюджетной  системы РФ - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, которые определяют функционирование этой системы и в целом бюджетных  правоотношений. Естественно, эти общие  начала находят свое выражение непосредственно  в нормах бюджетного права.

 

1.2. Основы бюджетного устройства

 

Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное  устройство государства. Что же представляет собой бюджетное устройство Российской Федерации, как происходит взаимодействие бюджетов всех уровней? Ответ на этот вопрос во многом определит причины

некоторых проблем  современного бюджета, наметит пути к его совершенствованию.

Основополагающие  принципы бюджетного устройства закреплены Конституцией, специальным бюджетным  законодательством и региональными  соглашениями. Бюджетная система  являет собой совокупность всех бюджетов РФ основанную на экономических отношениях и юридических нормах.

Бюджетное устройство признается важнейшим структуро-образующим элементом государственной власти. Через бюджетную систему государство перераспределяет финансовые ресурсы в целях выравнивания выравнивания уровня социально-экономического развития регионов путем установления нормативов по регулирующим доходным источникам и оказания безвозмездной помощи в виде дотации из бюджета и субсидий (бюджетных ссуд). Это достигается в консолидированном бюджете.

Тип бюджетного устройства определяется типом государственного устройства,т.е форма бюджетного устройства определяется формами государственного устройства по степени распределения власти между центром и территориальными образованиями все государства подразделяются на три уровня.

При унитарной форме государственного устройства территориальное образование  не имеет собственной автономности, в стране действует единая Конституция, единые органы власти, централизованное управление всеми процессами в государстве. В унитарных государствах бюджетная система представлена двумя уровнями: государственным бюджетом и местными бюджетами. При этом местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет.6

При федеративной форме устройства территориальные образования входят в состав государства, имеют самостоятельность  в пределах определенных границ. В федеративных государствах бюджетная система включает три звена: федеральный бюджет (бюджет центрального правительства); бюджеты членов федерации (штаты, земли, провинции и т.п.); местные бюджеты. В условиях федерации местные бюджеты не включаются в бюджеты членов федерации, а расходы и доходы членов федерации не включаются в федеральный бюджет.

Под конфедеративной формой устройства понимается постоянный союз суверенных государств, созданных для достижения политических, либо военных целей. Бюджет такого государства формируется за счет взносов государств входящих в конфедерацию.

Сегодня большая часть средств сосредоточена  в федеральных бюджетах, что обусловлено  все возрастающей ролью государства, расширением его экономических  функций и необходимостью концентрации ресурсов в руках государства  с тем, чтобы более эффективно использовать их по приоритетным направлениям.

Основы  бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными  законодательными актами, ролью бюджета  в общественном воспроизводстве  и социальных процессах. Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетного  устройства связана с системой взаимосвязи  бюджетов разных уровней, которая в федеративных государствах проявляется через систему бюджетного федерализма.

Важнейшее значение в бюджетной системе  играет не так давно созданная  новая структура Минфина - Федеральное  казначейство РФ, состоящее из Главного управления Федерального казначейства и подчиненных ему территориальных  органов на местах. Казначейство непосредственно  организует исполнение бюджета, а так  же внебюджетных фондов: его органы управляют зачислением доходов  и проведением взаиморасчетов между  бюджетами, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета РФ. Казначейство регулирует финансовые отношения между федеральным бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, обеспечивает финансовое исполнение этих фондов. В функции Казначейства входит краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на определенный период государственных расходов; именно Казначейство проводит сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, предоставляет высшим органам государственной власти отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии всей бюджетной системы. Наконец, именно Казначейство осуществляет управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ.

Казначейство, опираясь на Центробанк и его систему, освобождает его от функций ведения  детального учета средств федерального бюджета и контроля за их целевым использованием. Одновременно осуществляется внедрение учета операций по фиксации денежных средств на каждой стадии исполнения бюджета.

Таким образом, вновь созданная система позволит на основе четко определяемых объемов  реальных потребностей наиболее рационально  проводить оптимизацию бюджетных  потоков, исполнения бюджета более плавным, обеспечив учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета, а не только объема бюджетных назначений и сумм платежей.7

Таким образом, бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации чрезвычайно сложны, как сложны и все их составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития. И на лицо вывод - оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РФ НА 2009-2011ГОДА

2.1. Анализ доходов консолидированного  бюджета

 

Таблица 2.1

Виды доходов

2009год

2010год

2011год

Отклонение

2011/2009г

млрд.

руб.

%

млрд.

руб.

%

млрд.

руб.

%

млрд.

руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Всего доходов

13 599,72

100

16 031,93

100

18 669,77

100

5070,05

37,28

Налог на прибыль организаций

1 264,64

9,30

1 774,57

11,07

2 118,23

11,35

853,59

67,50

Налог на доходы физических лиц

1 665,82

12,25

1 790,50

11,17

1 699,17

9,10

33,35

2,00

Единый социальный налог

975,97

7,18

-

0

-

0

-

0

Страховые взносы

1 324,57

9,74

2 279,25

14,22

3 104,01

16,63

1779,44

134,34

Налог на добавленную стоимость на товары реализуемые на территории Российской Федерации

1 176,91

8,65

1 329,09

8,29

1 547,68

8,29

370,77

31,50

Акцизы по подакцизным товарам производимым на территории Российской Федерации

327,41

2,41

441,36

2,75

551,31

2,95

223,9

68,39

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

873,36

6,42

1 169,51

7,29

1 344,19

7,20

470,83

53,91

Налог на совокупный доход

175,54

1,29

207,71

1,30

227,15

1,22

51,61

29,40

Налоги на имущество

569,69

4,19

628,24

3,92

660,01

3,54

90,32

15,85

Налог на добычу полезных ископаемых

1 053,84

7,75

1 406,31

8,77

1 857,36

9,95

803,52

76,25

Таможенные пошлины

2 509,41

18,45

2 853,09

17,80

3 304,67

17,70

795,26

31,69

Прочие

1 682,55

12,37

1 954,43

12,19

2 255,95

12,08

573,4

34,08




Динамика доходной части консолидированный  бюджет РФ и бюджет государственных  внебюджетных фондов  РФ за период 2009 – 2011 года.

Источник: http://info.minfin.ru

 

Проведенный анализ доходов консолидированного бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов  за 2009/2011год показал,что объем доходов консолидированного бюджета и бюджета государственных внебюджетных увеличился на 37,28%. В составе доходов консолидированного бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов на первое место по динамике поступления вышли страховые взносы во внебюджетные фонда с удельной долей-134,34%. Это произошло в следствии увеличения ставки пенсионного фонда( ставка достига в 2010 году до 34%) , а так же изменения таможенной пошлины.

Второе  место по наполняемости занимает налог  на добычу полезных, который увеличился на 76,25%. Причиной тому стал ряд факторов как внутреннего, так и внешнего характера. Положительный эффект от роста мировых цен на энергоносители был дополнен увеличением физических объемов добычи и экспорта углеводородов.

Акцизы  по подакцизным товарам  занимают третье место  по наполняемости и увеличились на 68,39%,что свидетельствует о востребованности подакцизных товаров, о высоких оборотах их реализации.

Поступления по налогу на прибыль организаций  в бюджет увеличились на 67,50%. Вероятно, в большей степени данная динамика сложилась под воздействием относительного улучшения общеэкономического фона. Данный показатель свидетельствует о достаточно эффективной работе предприятий крупного бизнеса, о высоких финансовых результатах их деятельности и не большом количестве убыточных предприятий.

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации  составляет 53,91%. Налог на добавленную стоимость на товары реализуемые на территории Российской Федерации с удельной долей 31,50%. Этот фактор свидетельствует о значительных оборотах по реализации товаров,работ,услуг.

Доля  поступлений таможенной пошлины в консолидированный бюджет – 31,96%. Данное увеличение произошло за счет дифференцирования ставок по отношению к режимам налогообложения.

Налоги  на совокупный доход возросли по сравнению  с 2009 годом на 29,40 %, за счет увеличения налогооблагаемой базы по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и увеличения коэффициента-дефлятора К1, применяемого при расчете единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

 

Налоги  на имущество увеличились на 15,85%,что  говорит о том что организации достаточно оснащены основными фондами.

Информация о работе Бюджетная система РФ и принципы ее построения