Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:24, курсовая работа
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1997 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации.
Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1. Экономическая сущность и содержание бюджета. Бюджетное устройство 5
1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система 9
ГЛАВА 2. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. Бюджетная система дореволюционной России 16
2.2. Бюджетная система СССР 21
2.3. Современное бюджетное устройство Российской Федерации 27
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 46
3.1. Итоги бюджетной политики в 2007 году и в начале 2011 года, основные проблемы, требующие решения 46
3.2.Направления совершенствования бюджетной системы РФ в среднесрочной перспективе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Динамика доходов бюджета за 2000-2004 гг. приведена в табл. 1.3.2.
Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и бюджетов государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Начиная с 2005 г. в Федеральный бюджет поступают налоговые доходы в соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса РФ. Перечислим доли некоторых налогов в %:
налог на прибыль организаций (в части федерального бюджета) - 100 %;
налог на добавленную стоимость - 100 %;
акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья - 50 %;
акцизы на спиртосодержащую продукцию - 50 %;
акцизы на табачную продукцию - 100 %;
акцизы на автомобильный бензин - 40 %;
акцизы на автомобили легковые и мотоциклы - 100 %;
налога на добычу полезных ископаемых - 100 %;
сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - 70 %;
сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - 100 %;
водный налог - 100 %;
единый социальный налог (в части федерального бюджета) - 100 %;
государственная пошлина (в части федерального бюджета) - 100 %.
Неналоговые доходы федерального бюджета указаны в статье 51 Бюджетного кодекса РФ. Примерами являются следующие виды платежей, %:
доходы от использования государственного имущества и платных услуг в бюджетных организациях (после уплаты налогов и сборов) – 100%;
часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;
лицензионный сбор на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - 100 %;
прочие лицензионные сборы - 100 %;
таможенные пошлины и таможенные сборы - 100 %;
плата за пользование водными объектами - 100 %;
плата за негативное воздействие на окружающую среду - 20 %;
консульские сборы - 100 %;
патентные пошлины - 100 %;
Таблица 1 - Динамика доходов Федерального бюджета за 2007-20011 гг. (в млн. рублей)
Виды доходов | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Налоговые доходы | 1131802 | 1460398 | 2035598 | 2394160 | 3154341 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Налоги на прибыль | 205 650 | 217 366 | 512 924 | 537 303 | 648 209 |
Налоги на товары и услуги | 504 932 | 845 547 | 970 977 | 1135752 | 1188151 |
Таможенные пошлины | 229 224 | 331 340 | 323 369 | 452 789 | 859 737 |
Платежи за природные ресурсы | 18 569 | 49 693 | 214 237 | 249 508 | 434 253 |
Прочие налоги | 6 407 | 16 452 | 14 091 | 18 808 | 23 991 |
Неналоговые доходы | 74 104 | 119 069 | 153 123 | 176 724 | 221 996 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Доходы от государственного имущества | 31 274 | 56 991 | 79 624 | 112 687 | 169 394 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности | 37 406 | 51 506 | 65 423 | 52 924 | 38 470 |
Прочие неналоговые доходы | 5 424 | 10 572 | 8 076 | 11 113 | 14 132 |
Доходы целевых бюджетных фондов | 92 915 | 14 512 | 15 130 | 14 349 | 14 075 |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 1131 802 | 1593978 | 2204726 | 2586197 | 3426334 |
В доходах федерального бюджета также учитываются прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами и доходы от внешнеэкономической деятельности.
Таблица 2 - Структура доходов Федерального бюджета за 2007-20011 гг. (в процентах)
Виды доходов | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Налоговые доходы | 85 | 92 | 92 | 92 | 92 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Налоги на прибыль | 18 | 14 | 23 | 21 | 19 |
Налоги на товары и услуги | 44 | 53 | 43 | 43 | 35 |
Таможенные пошлины | 20 | 21 | 15 | 18 | 24 |
Платежи за природные ресурсы | 2 | 3 | 10 | 10 | 13 |
Прочие налоги | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Неналоговые доходы | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Доходы от государственного имущества | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 |
Прочие неналоговые доходы | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Доходы целевых бюджетных фондов | 8 | 1 | 1 | 1 | 1 |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Исходя из табл. 1.3.2 и 2.3.2, можно сделать следующие выводы: структура доходов бюджета по группам достаточно стабильна, основная доля платежей приходится на налоговые поступления. Наметилась слабая тенденция снижения доли налога на прибыль и налогов на товары и услуги.
Бюджет субъекта Российской Федерации - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Федерации.
В бюджетах субъектов в соответствии с бюджетной классификацией раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и полномочий по предметам совместного ведения и расходных обязательств субъектов Федерации, осуществляемых за счет субвенций из Федерального бюджета.
Бюджет субъекта и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Федерации (без учета трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Собственные доходы бюджетов субъектов Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет. Законодательные органы субъектов Федерации вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации.
Впервые с 2005 г. в Бюджетном кодексе РФ (ст. 56) четко определен перечень федеральных налогов и их доля отчислений в региональные бюджеты, например, %:
налога на прибыль организаций (региональная ставка налога) - 100%;
налог на доходы физических лиц - 70 %;
налог на наследование или дарение - 100 %;
акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья - 50 %;
акцизы на спиртосодержащую продукцию - 50 %;
акцизы на автомобильный бензин - 60 %;
акцизы на алкогольную продукцию - 100 %;
акцизы на пиво - 100 %;
налог на добычу полезных ископаемых - 100 %;
сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - 30 %;
сбор за пользование объектами животного мира - 100 %;
единый налог по упрощенной системе налогообложения - 90 %;
единый сельскохозяйственный налог - 30 %;
Указанные налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Федерации в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном ст. 58 Бюджетного кодекса. Виды неналоговых поступлений в региональный бюджет отражены в ст. 57 Бюджетного кодекса:
часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации (после уплаты налогов) - в размерах, устанавливаемых законами субъектов Федерации;
плата за негативное воздействие на окружающую среду - 40 %;
платежи за пользование лесным фондом - 100 %.
Анализ динамики и структуры доходов позволяет сделать следующие выводы:
- за последние пять лет доля налоговых поступлений в среднем составляет 52%. Из них основные платежи приходятся на налоги на прибыль, на товары и услуги, налог на имущество;
- доля неналоговых поступлений остается примерно на уровне 5 % от доходов областного бюджета;
- суммы безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней в среднем составляют 33 %;
- доходы от предпринимательской деятельности остаются на одном уровне и составляют всего 2 % от общей суммы доходов бюджета.
Бюджет муниципального образования - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.
В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Федерации, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений органов государственной власти, которые привели к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации и её развитие