Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить бюджетную систему и бюджетное устройство РФ.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:
Раскрыть понятие, сущность и задачи бюджета
Рассмотреть экономическая роль государственного бюджета
Раскрыть понятие бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации
Проанализировать бюджет РФ за 2011 и плановый периоды 2012 и 2013 гг.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Экономическое содержание бюджета ……………………………… ..5
1.1. Понятие, сущность и задачи бюджета …………………………………… 5
1.2. Экономическая роль государственного бюджета …………………………7
Глава 2. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ …………………..14
2.1. Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации ……………………………………………………………………… 14
2.2. Анализ Федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов………………………………………………………………………...21
Заключение ………………………………………………………………………36
Список литературы ……………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

МАХА бюдж и бюдж устр.docx

— 73.45 Кб (Скачать файл)

Сущность  государственного бюджета как экономической  категории реализуется через  его функции: распределительную, контрольную  и функцию по обеспечению существования  государства.

Основы  бюджетного устройства Российской Федерации  определяются Конституций страны и  ее государственным устройством  как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и  Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная  система Российской Федерации состоит  из трех уровней:

• федерального бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

• бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов;

•  местных  бюджетов( бюджетов муниципальных образований).[1, 189]

Бюджетное планирование. Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива  Правительства РФ, соответствующих  органов исполнительной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления. В условиях стабилизации экономики  составляются среднесрочные бюджетные  планы на 3 года.

 Осуществление  расходов бюджета достигается  при помощи бюджетного финансирования. Под бюджетным финансированием  понимается система представления  денежных средств организациям  и учреждениям на проведение  мероприятий, предусмотренных бюджетом. Принципы, форма и методы бюджетного  финансирования влияют на результативность  функционирования бюджетной системы. 

 Важнейшую  роль играют принципы финансирования  расходов бюджета: получение максимального  эффекта при минимуме затрат; целевой характер использования  бюджетных ассигнований; предоставление  бюджетных средств в меру выполнения  производственных и других показателей  и с учётом использования ранее  отпущенных ассигнований: возвратность  бюджетных ассигнований.

Расходы бюджетов играют важнейшую роль в  финансовой системе РФ. Бюджет фиксирует  конкретные направления расходования средств, соотношения расходов по отраслям, территориям и является выражением экономической политики государства. В настоящее время существует целый ряд задач, которые необходимо решить в области бюджетных расходов:

• обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально  значимых проектах;

• снизить  расходы на содержание государственного аппарата;

• расширить  практику государственно-коммерческого  финансирования проектов;

• повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии  и перспективных научно-исследовательских  работах, безопасности государства;

• снизить  уровень дотаций отдельным отраслям;

• усилить  контроль над использованием бюджетных  средств;

• обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицину, образование.

Все эти  задачи направлены на то, чтобы сделать  экономику РФ социально-ориентированной.

 Таким  образом, бюджет, объединяя в себе  основные финансовые категории,  является ведущим звеном финансовой  системы любого государства, играет  и экономическую, и политическую  роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

2.1. Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации

 

Бюджетная система Российской Федерации - это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством  Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетное устройство - организация и принципы построения бюджетной системы, функционирующей  в соответствии с бюджетным законодательством. [6, 89]

Законодательный акт, согласно которому функционирует  бюджет и который упоминается  в предыдущих двух абзацах - Бюджетный  кодекс Российской Федерации, принятый в июле 1998 года. Перед тем, как  начать говорить о бюджетной системе  и бюджетном устройстве, я считаю необходимым выяснить, что представляет собой государственный бюджет.

Прежде  всего, бюджет государства - это самый  важный финансовый документ страны. В  нем определяются потребности, которые  удовлетворяются за счет государственной  казны, и в то же время в нем  указываются источники и объемы поступлений в нее. Именно с помощью  бюджета государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития, с помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового  и многоуровневого перераспределения  средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Таким образом, бюджет - не просто план доходов и  расходов, он является экономической  категорией. Государственный бюджет как экономическая категория  выражает систему экономических  отношений между государством, с  одной стороны, предприятиями, организациями  и населением - с другой, по поводу распределения и перераспределения  совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. 1 При правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное  устройство государства. Что же представляет собой бюджетное устройство Российской Федерации, как происходит взаимодействие бюджетов всех уровней? Ответ на этот вопрос во многом определит причины  некоторых проблем современного бюджета, наметит пути к его совершенствованию.

Статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) закрепляет в России трехуровневую  бюджетную систему:

  • первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • ретий уровень - местные бюджеты.[1, 190]

Каждый  из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих  государственных или местных  органов.

Схема построения бюджетной системы Российской Федерации  приведена на рис.1.

Бюджетная система Российской Федерации

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

Федеральный бюджет Российской Федерации 

Бюджеты федеральных  государственных внебюджетных фондов

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

Бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов

Республиканские бюджеты республик в составе  РФ

Краевые бюджеты  краев 

Областные бюджеты  областей

Городские бюджеты  городов федерального подчинения (Москвы и С.-Петербурга)

Областной бюджет автономной области 

Окружные бюджеты  автономных округов

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

Местные бюджеты

Районные бюджеты  сельских районов

Городские бюджеты  городов (кроме Москвы и С.-Петербурга)

Районные бюджеты  районов в городах

Поселковые бюджеты  поселков

Сельские бюджеты

Рис.1. Схема бюджетной системы  Российской Федерации

 

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации  включает:

  • федеральный бюджет РФ;
  • 21 республиканский бюджет республик в составе РФ;
  • 55 краевых и областных бюджетов;
  • бюджеты 2 городов: Москвы и Санкт-Петербурга;
  • 1 бюджет автономной области;
  • 4 бюджета 4 автономных округов;
  • 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Кроме федерального и регионального уровней власти на всей территории Российской Федерации  в муниципальных образованиях осуществляется местное самоуправление. Муниципальными образованиями в Российской Федерации  считаются муниципальные районы (несколько поселений, объединенных общей территорией), городские округа (город, не входящий в состав муниципального района), городские и сельские поселения (так называемый второй уровень местного самоуправления), а также внутригородские  территории городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга). Муниципальные  образования имеют свои бюджеты, предназначенные для выполнения задач местного самоуправления.

В бюджетной  системе РФ вне федерального бюджета  субъектов РФ существуют также такие  формы образования и расходования денежных средств как для государственные  внебюджетные фонды. Государственные  внебюджетные фонды созданы для  реализации конституционных прав граждан  РФ на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение  в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации существует три таких  фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные  фонды). [4, 74]

В соответствии с бюджетным Кодексом первый и  второй уровни бюджетной системы  РФ включают в себя помимо непосредственно  государственного бюджета бюджеты  государственных внебюджетных фондов.

Хотя  бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними происходит передача средств  от одного бюджета другому - так называемые межбюджетные трансферты. Межбюджетные отношения отражают структуру взаимоотношений, сложившуюся между федеральными, региональными органами власти и  органами местного самоуправления по вопросам распределения доходов, перераспределения  средств между бюджетами.

Важной  чертой бюджетной системы бюджетной  системы Российской Федерации является ее сильная централизация и то, что роль федерального бюджета в  ней очень велика. Это в частности  выражается в том, что с его  помощью могут финансироваться  не только общегосударственные, но и  региональные программы, как непосредственно, так и с помощью передачи финансовой помощи бюджетам регионов.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

1. Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней.

2. Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

      3. Принцип самостоятельности бюджетов провозглашает:

  • право законодательных органов государственной власти на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, источники доходов и направления расходов бюджетов;
  • наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы;
  • закрепление регулирующих доходов бюджетов;
  • недопустимость изъятия дополнительных доходов, полученных при исполнении бюджетов;
  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения бюджетов.

4. Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме.

 Налоговые кредиты, отсрочки  и рассрочки по уплате налогов  и иных обязательных платежей  полностью учитываются отдельно  по доходам и расходам бюджетов, внебюджетных фондов, уплате налогов  и иных платежей в пределах  текущего года.

 5. Принцип сбалансированности бюджета регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система РФ