Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:38, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить бюджетную систему и бюджетное устройство РФ.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:
Раскрыть понятие, сущность и задачи бюджета
Рассмотреть экономическая роль государственного бюджета
Раскрыть понятие бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации
Проанализировать бюджет РФ за 2011 и плановый периоды 2012 и 2013 гг.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Экономическое содержание бюджета ……………………………… ..5
1.1. Понятие, сущность и задачи бюджета …………………………………… 5
1.2. Экономическая роль государственного бюджета …………………………7
Глава 2. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ …………………..14
2.1. Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации ……………………………………………………………………… 14
2.2. Анализ Федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов………………………………………………………………………...21
Заключение ………………………………………………………………………36
Список литературы ……………………………………………………………..
· разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций (одним из основных проектов являет построение НТК в Сколково);
· обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;
· повышение качества человеческого капитала (расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт, образование);
· повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг.
Основные характеристики и структура федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2013 г. г., соответствуют основным положениям Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2011-2013 г. г. и не противоречат Бюджетному Кодексу РФ.
2.1 Доходы федерального бюджета РФ на 2011-2013 года
В 2011-2013
г. г. будет продолжаться тенденция
снижения доли доходов федерального
бюджета в ВВП, которая наблюдалась
и ранее (с 17,4% в 2010 году до 16,8% в 2013 году).
Эта тенденция вызвана
Несмотря на рост доходных поступлений, в том числе, благодаря предпринимаемым мерам Правительства РФ, лишь в 2012 году номинальный объем доходов сможет незначительно превысить уровень 2008 года на 2,5%.
Для достижения поставленной задачи в Бюджетном послание Президента РФ касательно увеличения доли ненефтегазовых доходов в структуре доходов федерального бюджета, Правительство РФ вносит изменения в налоговое и бюджетное законодательство, а также в таможенную политику, что отражается на неравномерном росте ненефтегазовых поступлений. Так в среднем за год они растут на 11,5%, при этом в 2011 году они выросли на 15,3%, а в 2013 году на 7,6%.
При этом прогнозируется и независимое снижение нефтегазовых доходов по отношению к ВВП. Наиболее значительными причинами этому будут более низкий темп роста цены на нефть "Urals" и снижение курса доллара США по отношению к рублю.
Деление поступлений в доходы федерального бюджета могут быть не только на основе нефтегазовых поступлений, но и на основе налоговых и соответственно неналоговых поступлений. Неналоговые доходы в 2011-2013 г. г. останутся примерно в тех же пределах, а основным видом налоговых доходов так и продолжат оставаться налог на добавленную стоимость (32-33%) и таможенные пошлины (37-38%).
Для мобилизации
налоговых доходов в
2.2 Расходы федерального бюджета РФ на 2011-2013 года
За последние
несколько лет федеральный
В настоящее время в качестве приоритетных направлений расходов федерального бюджета РФ в Бюджетном послание Президента РФ выделены следующие:
· безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;
· обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации для дальнейшего развития пенсионной системы;
· индексация
в 2011 году денежного довольствия
военнослужащих и приравненных к
ним лиц, фондов оплаты труда работников
федеральных государственных
· обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи;
· обеспечение
закупки новых видов
· обеспечение содержания и развития транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог;
· постепенное сокращение антикризисных мер поддержки экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на модернизацию и технологическое развитие экономики, повышение ее энергетической эффективности, в том числе инновационных проектах и важнейших научных разработках.
· подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивосток в 2012 году).
Также большое
внимание уделяется проблеме эффективности
использования бюджетных
Наиболее быстро растущими статьями расходов являются национальная оборона (в среднем на 30% ежегодно) и социальная политика (7%), которая составляет более 25% всех расходов федерального бюджета РФ, что, несомненно, говорит о соответствии одной из выбранных целей бюджетной политики страны.
Также, согласно второй, не менее важной цели - модернизации экономики, отдельное внимание уделено расходам на здравоохранение, физическую культуру и спорт, а также образование. Бюджетная политика в сфере образования направлена на предоставление качественного высшего и среднего образования, а также на подготовку квалифицированных рабочих кадров для инновационной экономики согласно потребностям рынка труда. Несмотря на прогнозируемое сокращение числа школьников и студентов, расходы на образование не сокращаются, в номинальном выражение они даже увеличиваются: в 2010 году - 444 млрд. рублей, а в 2013 - уже 519,4 млрд. рублей, хотя % ВВП остается прежним и равен 4,4%. Наибольший удельный вес в статье образования занимают расходы на высшее профессиональное образование, а именно 85%.
Расходы на национальную оборону являются единственной статьей расходов, которые в период 2011-2013 г. значительно увеличили свою долю в общих расходах федерального бюджета (с 12,5% до 17,2%). Это обусловлено тем, что необходимо провести качественное и комплексное переоснащение Вооруженных Сил и других войск современными видами вооружения и военной техники для достижения запланированного уровня обороноспособности страны в рамках государственной программы вооружения на 2011-2020 г. г. Для этого предполагается увеличение бюджетных ассигнований на развитие оборонно-промышленного комплекса, который является высокотехнологическим, многопрофильным сектором экономики страны. Также увеличение бюджетных ассигнований коснется и "национальной безопасности и правоохранительной деятельности" для оснащения "силовых" ведомств современными образцами вооружения, военной и специальной техникой, в том числе для обеспечения правопорядка при проведении XXII Олимпийских Игр в Сочи.
Заключение
Государственный
бюджет, являясь основным финансовым
планом государства, главным средством
аккумулирования финансовых средств,
дает политической власти реальную возможность
осуществления властных полномочий,
дает государству реальную экономическую
и политическую власть. С одной
стороны, бюджет, являясь всего лишь
комплексом документов, разрабатываемых
одной ветвью власти и утверждаемых
другой, выполняет довольно утилитарную
функцию - фиксирует избранный
Однако
именно бюджет, показывая размеры
необходимых государству
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Список литературы
1 «Бюджетная система Российской Федерации» Вахрин П.И. – М.: Дашков и Ко, 2002.
Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система РФ