Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить бюджетную систему и бюджетное устройство РФ.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:
Раскрыть понятие, сущность и задачи бюджета
Рассмотреть экономическая роль государственного бюджета
Раскрыть понятие бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации
Проанализировать бюджет РФ за 2011 и плановый периоды 2012 и 2013 гг.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Экономическое содержание бюджета ……………………………… ..5
1.1. Понятие, сущность и задачи бюджета …………………………………… 5
1.2. Экономическая роль государственного бюджета …………………………7
Глава 2. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ …………………..14
2.1. Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации ……………………………………………………………………… 14
2.2. Анализ Федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов………………………………………………………………………...21
Заключение ………………………………………………………………………36
Список литературы ……………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

МАХА бюдж и бюдж устр.docx

— 73.45 Кб (Скачать файл)

· разработка и внедрение инструментов поддержки  инноваций (одним из основных проектов являет построение НТК в Сколково);

· обеспечение  долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;

· повышение  качества человеческого капитала (расходы  на здравоохранение, физическую культуру и спорт, образование);

· повышение  доступности и качества государственных  и муниципальных услуг.

Основные  характеристики и структура федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2013 г. г., соответствуют основным положениям Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2011-2013 г. г. и не противоречат Бюджетному Кодексу РФ.

 

2.1 Доходы федерального бюджета  РФ на 2011-2013 года

В 2011-2013 г. г. будет продолжаться тенденция  снижения доли доходов федерального бюджета в ВВП, которая наблюдалась  и ранее (с 17,4% в 2010 году до 16,8% в 2013 году). Эта тенденция вызвана снижением  прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП  с 8,3% в 2010 году до 7,5% в 2013 году.

Несмотря  на рост доходных поступлений, в том  числе, благодаря предпринимаемым  мерам Правительства РФ, лишь в 2012 году номинальный объем доходов  сможет незначительно превысить  уровень 2008 года на 2,5%.

Для достижения поставленной задачи в Бюджетном  послание Президента РФ касательно увеличения доли ненефтегазовых доходов в структуре  доходов федерального бюджета, Правительство  РФ вносит изменения в налоговое  и бюджетное законодательство, а  также в таможенную политику, что  отражается на неравномерном росте  ненефтегазовых поступлений. Так в  среднем за год они растут на 11,5%, при этом в 2011 году они выросли  на 15,3%, а в 2013 году на 7,6%.

При этом прогнозируется и независимое снижение нефтегазовых доходов по отношению  к ВВП. Наиболее значительными причинами  этому будут более низкий темп роста цены на нефть "Urals" и снижение курса доллара США по отношению  к рублю.

Деление поступлений в доходы федерального бюджета могут быть не только на основе нефтегазовых поступлений, но и  на основе налоговых и соответственно неналоговых поступлений. Неналоговые  доходы в 2011-2013 г. г. останутся примерно в тех же пределах, а основным видом налоговых доходов так  и продолжат оставаться налог  на добавленную стоимость (32-33%) и  таможенные пошлины (37-38%).

Для мобилизации  налоговых доходов в федеральный  бюджет Правительство РФ вносит изменения  в налоговую политику, связанные  с увеличением налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор экономики, отменой  неэффективных налоговых льгот. Так, после кризиса, планировалось  снижение налога на прибыль на 4% и  трехкратное сокращение налога на малый бизнес. Однако изменения в налоге на прибыль должно сочетаться "с инвестиционной налоговой льготой, чтобы те 400 млрд. руб. дополнительных доходов от этого предприятиями и организациями преимущественно направлялись на инвестиции, а не на решение текущих задач". Также, "Правильной представляется провозглашенная нашим Правительством мера по снижению налогов на малый бизнес. Эта мера, действительно, для людей. К сожалению, она распространяется на то, что у нас называют малым бизнесом, - на те организации, которые пользуются налоговой льготой малого бизнеса. А это, увы, далеко не весь малый бизнес, а, скорее, микро бизнес - меньшая часть реального малого бизнеса". Налоговая политика должна поддерживать инновации, стимулировать модернизацию экономики, именно, поэтому предусмотрены многочисленные налоговые и таможенные льготы для участников проекта "Сколково".

 

2.2 Расходы федерального бюджета  РФ на 2011-2013 года

За последние  несколько лет федеральный бюджет РФ стремительно вырос, в основном за счет расходной части. В 2008 году, к  примеру, Москва перегнала Нью-Йорк на 10 млрд. долларов, причиной тому отчасти  послужили огромные обязательства, взятые на себя Правительством РФ: повышение  пенсии, довольствия военнослужащих; материнский капитал; вложения в  государственные корпорации и другие. Бюджет 2009 года был по номинальному выражению примерно равен бюджету 2008 года, а бюджет 2010 года соответственно 2009 года, однако, каждый из них в реальном выражении уступал предыдущему 10%, следовательно, бюджет 2010 года был на 20% бюджета 2008 года. Но даже в кризис статьи расходов на инновации, образование и здравоохранение не были снижены, что соответствует общей направленности бюджетной политики по модернизации экономики.

В настоящее  время в качестве приоритетных направлений  расходов федерального бюджета РФ в  Бюджетном послание Президента РФ выделены следующие:

· безусловное  исполнение законодательно установленных  обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере  социальной защиты населения, включая  пенсионное обеспечение военнослужащих;

· обеспечение  сбалансированности бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации для  дальнейшего развития пенсионной системы;

· индексация в 2011 году денежного довольствия  военнослужащих и приравненных к  ним лиц, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников;

· обеспечение  обязательств в сфере образования, здравоохранения и социального  обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи;

· обеспечение  закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для  военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;

· обеспечение  содержания и развития транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных  дорог;

· постепенное  сокращение антикризисных мер поддержки  экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на модернизацию и технологическое  развитие экономики, повышение ее энергетической эффективности, в том числе инновационных  проектах и важнейших научных  разработках.

· подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивосток в 2012 году).

Также большое  внимание уделяется проблеме эффективности  использования бюджетных средств, в связи с этим, была принята  Программа повышения эффективности  бюджетных расходов до 2012 года, которая  предполагает концентрацию ресурсов на наиболее значимых направления или  государственных программах, перечень которых определяется Правительством РФ.

Наиболее  быстро растущими статьями расходов являются национальная оборона (в среднем  на 30% ежегодно) и социальная политика (7%), которая составляет более 25% всех расходов федерального бюджета РФ, что, несомненно, говорит о соответствии одной из выбранных целей бюджетной  политики страны.

Также, согласно второй, не менее важной цели - модернизации экономики, отдельное внимание уделено  расходам на здравоохранение, физическую культуру и спорт, а также образование. Бюджетная политика в сфере образования  направлена на предоставление качественного  высшего и среднего образования, а также на подготовку квалифицированных  рабочих кадров для инновационной  экономики согласно потребностям рынка  труда. Несмотря на прогнозируемое сокращение числа школьников и студентов, расходы  на образование не сокращаются, в  номинальном выражение они даже увеличиваются: в 2010 году - 444 млрд. рублей, а в 2013 - уже 519,4 млрд. рублей, хотя % ВВП  остается прежним и равен 4,4%. Наибольший удельный вес в статье образования  занимают расходы на высшее профессиональное образование, а именно 85%.

Расходы на национальную оборону являются единственной статьей расходов, которые в период 2011-2013 г. значительно увеличили свою долю в общих расходах федерального бюджета (с 12,5% до 17,2%). Это обусловлено  тем, что необходимо провести качественное и комплексное переоснащение  Вооруженных Сил и других войск  современными видами вооружения и военной техники для достижения запланированного уровня обороноспособности страны в рамках государственной программы вооружения на 2011-2020 г. г. Для этого предполагается увеличение бюджетных ассигнований на развитие оборонно-промышленного комплекса, который является высокотехнологическим, многопрофильным сектором экономики страны. Также увеличение бюджетных ассигнований коснется и "национальной безопасности и правоохранительной деятельности" для оснащения "силовых" ведомств современными образцами вооружения, военной и специальной техникой, в том числе для обеспечения правопорядка при проведении XXII Олимпийских Игр в Сочи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую  и политическую власть. С одной  стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых  одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную  функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

Однако  именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный  кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы  любого государства и играет как  важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

Список  литературы

 

  1. Бюджетный кодекс РФ.- Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008;
  2. Балтина А. М. Финансовые системы зарубежных стран : учеб. пособие для вузов / А. М. Балтина, В. А. Волохина, Н. В. Попова. - М. : Финансы и статистика, 2007;
  3. Бюджетная система России.- учебн. для вузов/ ред. Г.Б.Поляка. - М.:Юнити-ДАНА, 2005;
  4. Бюджетная система РФ / ред. Богословцева Л.В. - Ростов-на-Дону: РГЭУ РИНХ, 2007;
  5. Гурвич Е. Второе дыхание бюджета/Е. Гурвич // Российская газета.- №79, май, 2009;
  6. Дементьев Д.В.  Бюджетная система России/Д.В. Дементьев.- Новосибирск, 2005;
  7. Ермасова М. Мировые тенденции изменения подоходного налогообложения/М. Ермасова// Финансы и кредит.-2008.-№34.
  8. оляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит/Г.Б. Поляк. - М.: Юнити, 2007;
  9. Финансовая система и пропорциональность российского бюджета/ Ржевская Т.Г. - М.: ЮНИТИ, 2008.
  10. Хурсевич С. О некоторых условиях результативности реформы межбюджетных отношений/С.О. Хурсевич // Вопросы экономики.-2008. № 11;
  11. Официальный сайт Бюджетной системы Российской Федерации http://www.budgetrf.ru.
  12. Официальный сайт журнала "Бюджет" http://bujet.ru.
  13. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации http://www1. minfin.ru/ru.

1 «Бюджетная система Российской Федерации» Вахрин П.И. – М.: Дашков и Ко, 2002.

 


Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система РФ