Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:17, доклад
Бюджетное учреждение – это "некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах".
1. Виды государственных учреждений 1
2. Основные формы бюджетного финансирования государственных учреждений 6
3. Субсидии на возмещение затрат, связанных с выполнением государственного задания 8
4. Субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции 11
5. Перспективы развития бюджетного финансирования государственных учреждений 14
Список использованной литературы: 18
Магистратура
Направление: Финансы и кредит
Доклад
по дисциплине «Актуальные проблемы финансов»
на тему: «Бюджетное финансирование государственных (муниципальных) учреждений»
Выполнил:
Санкт-Петербург
2013
Оглавление
1. Виды государственных учреждений 1
2. Основные формы бюджетного финансирования государственных учреждений 6
3. Субсидии на возмещение затрат, связанных с выполнением государственного задания 8
4. Субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции 11
5. Перспективы развития бюджетного финансирования государственных учреждений 14
Список использованной литературы: 18
Закон № 83-ФЗ дает точные
определения казенного и
Бюджетное учреждение – это "некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах".
Определение автономного учреждения содержится в Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее – Закон № 174-ФЗ)). Согласно данному закону автономное учреждение – это "некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами".
Сравнительная таблица типов государственных учреждений
Критерии сравнения |
Типы учреждений | ||
Казенное |
Бюджетное |
Автономное | |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Основные направления деятельности |
Оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции |
Выполняет работы,
оказывает услуги в целях осуществления
предусмотренных |
Выполняет работы,
оказывает услуги в целях осуществления
предусмотренных |
2. Сферы, в которых может быть создано |
В любых |
В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах |
В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами |
3. Способ финансирования |
За счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы |
На основе финансирования государственного или муниципального задания |
На основе финансирования государственного или муниципального задания |
4. Способ доведения денежных средств |
По бюджетной смете |
Через субсидии ("одна строка") |
Через субсидии ("одна строка") |
5. Учет
иных доходов в процессе |
Иные доходы учитываются при определении объема финансирования |
Размер субсидии не зависит от иных доходов |
Размер субсидии не зависит от иных доходов |
6. Право на ведение приносящей доход деятельности |
Должно быть предусмотрено учредительными документами |
Должно быть предусмотрено учредительными документами |
Должно быть предусмотрено учредительными документами |
7. Распределение доходов от приносящей доход деятельности |
Поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ |
Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения |
Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения |
8. Распоряжение доходами от приносящей доход деятельности |
Не имеет права на свободное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности |
Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности |
Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности |
9. Выделяемые виды имущества |
Не выделяются |
Недвижимое, особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств |
Недвижимое, особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств |
10. Распоряжение имуществом |
Распоряжается с согласия собственника |
Распоряжается с согласия собственника особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств, а также недвижимым имуществом. Другим имуществом распоряжается свободно |
Распоряжается с согласия собственника – недвижимым и особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств. Другим имуществом распоряжается свободно |
11. Ответственность учреждения перед кредиторами |
Отвечает денежными средствами |
Отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств |
Отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств |
12. Субсидиарная ответственность учредителя |
Есть |
Нет |
Нет |
13. Органы управления |
Не меняются |
Не меняются |
В дополнение к имеющимся
органам добавляется |
14. Порядок заключение крупных сделок, сделок "с заинтересованностью" |
Обычный порядок |
С согласия учредителя |
С согласия учредителя либо наблюдательного совета |
15. Заключение контрактов |
От имени учредителя |
От своего имени |
От своего имени |
16. Действие
Федерального закона от 21.07.2005 №
94-ФЗ "О размещении заказов
на поставки товаров, |
Распространяется |
Распространяется |
Не распространяется |
17. Возможность получать займы, кредиты |
Не могут |
Могут с учетом установленных законом ограничений |
Могут |
18. Возможность создания иных юридических лиц |
Отсутствует |
Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника |
Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника |
Начиная с 1 января 2011 года финансирование учредителем бюджетных и автономных учреждений из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ может осуществляться в трех основных формах (ст. 78.1 и 79 БК РФ):
Состав, порядок перечисления и расходования данных средств для бюджетных и автономных учреждений не одинаковы и будут рассмотрены далее. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ). Этот механизм применяется уже много лет, поэтому финансирование учреждения при его переводе в форму казенного практически не вызывает вопросов. Требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет установлены Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений». Вступившая в силу с 1 января 2011 года редакция данного приказа применяется к казенным учреждениям, а также бюджетным учреждениям, финансирование которых в переходный период осуществляется на основе сметы.
Показатели бюджетной
сметы отражают весь объем финансирования
учреждения и включают в себя осуществляемые
учреждением бюджетные
Особым видом
бюджетных доходов всех типов
учреждений являются средства, полученные
от выполнения государственных или
муниципальных заказов. Федерал
Для бюджетных и автономных учреждений здравоохранения, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, можно выделить еще одну форму финансирования из бюджета учредителя – перечисление трансфертов в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования, который в дальнейшем осуществляет финансирование учреждения. Данная форма используется в субъектах РФ, перешедших на одноканальное финансирование здравоохранения, и не предполагает прямого контроля учредителя за расходованием средств. При этом согласно п. 19 ст. 31 Закона № 83-ФЗ (уточненная редакция) учреждения, участвующие в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, не могут быть казенными.
Как для бюджетных, так и для автономных учреждений финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (ст. 9.2 Федерального закона от 12.12.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ), ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ). Помимо этого, ст. 4 Закона № 174-ФЗ устанавливает, что для автономных учреждений финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется с учетом мероприятий, направленных на развитие учреждения, перечень которых определяется учредителем. Федеральные правовые акты не содержат каких-либо требований, которым должны отвечать мероприятия, направленные на развитие автономных учреждений, следовательно, региональные и муниципальные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя, вправе самостоятельно решать, финансирование каких мероприятий будет учтено при расчете объема субсидии на выполнение задания.
Единственным ограничением в данном случае следует считать ст. 20 Закона № 174-ФЗ, которая определяет, что объем финансового обеспечения выполнения задания не может зависеть от типа учреждения. Если одни и те же услуги (работы) оказывают (выполняют) в публично-правом образовании и бюджетные, и автономные учреждения, то средства, выделяемые на мероприятия по развитию автономного учреждения, не могут учитываться в составе нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) или нормативных затрат на содержание имущества.
Такой учет автоматически ведет к зависящим от типа учреждения различиям в финансировании, а поскольку финансирование мероприятий по развитию может быть включено в состав субсидии на выполнение задания для автономных, но не для бюджетных учреждений.
Согласно п. 17 ст. 30 Закона № 83-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетному учреждению, используются в очередном финансовом году на те же цели. Автономные учреждения данными средствами распоряжаются самостоятельно в соответствии с общей нормой п. 8 ст. 2 Закона № 174-ФЗ, определяющей, что доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим федеральным законом. Субсидия на финансовое обеспечение выполнения задания не включает в себя средства на исполнение публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме.
Указанные постановления
Правительства РФ определяют для
федеральных бюджетных и
Еще меньше степень контроля за деятельностью автономного учреждения, взыскать у которого ранее выделенную субсидию невозможно. В соглашении может быть предусмотрена периодичность перечисления средств субсидии, могут быть установлены критерии принятия решения об изменении объема субсидии (то есть детализировано понятие соответствующего изменения задания, которое необходимо осуществить для изменения объема субсидии согласно п. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ и п. 2.2 ст. 4 № 174-ФЗ), указаны отраслевые особенности деятельности учреждения, обязательные для получения субсидии.
Применение данного инструмента на региональном и местном уровне не обязательно, однако потенциально он является эффективным средством предотвращения нецелевого использования средств субсидии на выполнение задания бюджетными и автономными учреждениями. Чем конкретнее сформулировано соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии и чем чаще осуществляется перечисление средств учреждению, тем выше уровень контроля за текущей деятельностью учреждения со стороны учредителя. При этом, формируя правовую базу, нужно следить, чтобы сроки предоставления и содержание отчетов о выполнении задания учреждением позволяли учредителю оценивать соблюдение условий предоставления субсидии, зафиксированных в соглашении
Информация о работе Бюджетное финансирование государственных (муниципальных) учреждений