Бюджетное финансирование государственных (муниципальных) учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:17, доклад

Краткое описание

Бюджетное учреждение – это "некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах".

Содержание

1. Виды государственных учреждений 1
2. Основные формы бюджетного финансирования государственных учреждений 6
3. Субсидии на возмещение затрат, связанных с выполнением государственного задания 8
4. Субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции 11
5. Перспективы развития бюджетного финансирования государственных учреждений 14
Список использованной литературы: 18

Вложенные файлы: 1 файл

Актуальные проблемы финансов.docx

— 46.95 Кб (Скачать файл)

 

 

 

  1. Субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции

 

Согласно ст. 78.1 и ст. 79 БК РФ учредитель вправе предоставить бюджетным и автономным учреждениям субсидии на иные цели (далее – целевые субсидии), а также предоставить учреждению бюджетные инвестиции. Бюджетные инвестиции представляют собой форму финансирования учреждения, предполагающую направление средств из бюджета учредителя на создание или увеличение стоимости государственного (муниципального) имущества. Бюджетные инвестиции по своей природе представляют выплаты разового характера, направляемые на увеличение стоимости основных средств учреждений.

В отличие от бюджетных  инвестиций, понятие целевых субсидий в БК РФ не определено. Данное понятие было введено в законодательство в качестве своего рода страховки, возможности финансовой поддержки учреждения без обязательного вложения в основные средства. Целевая субсидия может быть предоставлена учреждению, например, на повышение квалификации сотрудников, компенсацию ущерба, причиненного стихийным бедствием. Другими словами, за счет целевой субсидии может быть профинансирована практически любая потребность учреждения, не отнесенная к нормативным затратам, связанным с оказанием в соответствии с заданием услуг (выполнением работ). Предоставление целевых субсидий и бюджетных инвестиций бюджетным и автономным учреждениям осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом публичноправового образования. Расходование средств, полученных бюджетными учреждениями в виде целевых субсидий и бюджетных инвестиций, осуществляется после санкционирования, произведенного в соответствии с порядком, установленным соответствующим финансовым органом (п. 16 ст. 30 Закона № 83-ФЗ).

Не использованные в текущем финансовом году остатки  целевых субсидий и бюджетных  инвестиций в объекты капитального строительства подлежат возврату бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Остатки средств, перечисленные бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет, могут быть возвращены данным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели согласно решению главного распорядителя бюджетных средств (п. 17, 18 ст. 30 Закона № 83-ФЗ). Общие требования взыскания в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям, определены в Приказе Минфина РФ от 07.09.2010 № 82н.

Расходование данных средств автономными  учреждениями осуществляется самостоятельно согласно общей норме п. 8 ст. 2 Закона № 174-ФЗ. Эта же статья не позволяет изъять неиспользованные остатки целевых субсидий и средств бюджетных инвестиций. Контроль за расходованием целевых субсидий и бюджетных инвестиций автономного учреждения, таким образом, регламентируется ст. 14, 15 Закона № 174-ФЗ, регулирующими совершение крупных сделок4, а также планами финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными наблюдательным советом. В качестве особого вида целевой субсидии можно рассматривать средства, выделяемые бюджетному учреждению на исполнение в денежной форме публичных обязательств перед физическим лицом. Пункт 9 ст. 30 Закона № 83-ФЗ определяет, что операции по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме должны учитываться на отдельном лицевом счете, но не указывает конкретную форму перечисления средств учреждению.

Исходя из норм Бюджетного кодекса единственной возможной формой финансирования публичных обязательств бюджетных учреждений является перечисление им иных субсидий согласно п. 1 ст. 78.1. Согласно Приказу Минфина РФ от 28.12.2010 № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» учет средств учредителя, перечисляемых учреждению в виде целевых субсидий и бюджетных инвестиций, осуществляется отдельно друг от друга. Обособлено друг от друга учитываются данные средства и в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения (Приказ Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения»). Важной особенностью финансирования развития автономных учреждений является то, что учредитель может осуществлять его путем как предоставления целевых субсидий, так и включения соответствующих средств в субсидию на выполнение задания – в части утвержденных мероприятий, направленных на развитие (средства, направляемые на увеличение стоимости основных средств, могут перечислять с помощью всех видов финансирования).

Очевидным экономическим критерием отнесения  расходов на развитие автономного учреждения к одной из форм финансирования является частота осуществления соответствующих  расходов: разовые вложения целесообразно финансировать отдельно с помощью целевых субсидий и бюджетных инвестиций, а осуществляемые периодически – в составе субсидии на выполнение задания. Однако при принятии данного решения значимыми могут оказаться и вопросы обеспечения контроля за расходованием средств, который в отношении субсидий на выполнение задания может обеспечиваться с помощью соглашения между учредителем и учреждением.

 

 

 

 

 

 

  1. Перспективы развития бюджетного финансирования государственных учреждений

 

По мере развития правовой базы, регулирующей применение Закона № 83-ФЗ, получают все более широкое распространение дискуссии об изменении правового положения автономных учреждений. В частности, широко обсуждаются вопросы:

  • распространения на автономные учреждения права исполнения публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме;
  • ужесточения контроля за расходованием средств, выделяемых учреждению в форме целевых субсидий и бюджетных инвестиций;
  • частичного распространения на автономные учреждения норм законодательства о государственных и муниципальных закупках.

По информации, озвученной представителями Минфина на семинаре «Реализация Программы повышения  эффективности бюджетных расходов в 2010 – 2011 годах» 16 – 17 декабря 2010 года, в отношении первых двух пунктов  уже приняты принципиальные решения  о корректировке федерального законодательства.

Фактически  предметом дискуссий является ужесточение норм прямого административного контроля за автономными учреждениями. Ранее это ужесточение проявилось в переводе автономных учреждений на бюджетный учет. Новые шаги в этом направлении предприняты в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2010 № 1204 «О порядке предоставления в 2011 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений». Постановление определяет, что бюджетные инвестиции в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение объектов капитального строительства осуществляется в общем порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета. При этом учреждение вносится соответственно в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей, получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета. Возможность включения автономного учреждения в данные реестры нашла отражение в Приказе Минфина РФ от 10.12.2010 № 165н «О внесении изменений в Порядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденный Приказом Министерства финансов РФ от 15 августа 2008 г. № 80н». 1 февраля 2011 года на сайте Минфина был размещен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений», который вносит ряд серьезных изменений в Закон № 174-ФЗ, в частности в рассмотренный выше порядок финансирования автономных учреждений. Наиболее важными из них являются:

  • Закрепление обязательности учета операций со средствами, поступающими автономным учреждениям в виде бюджетных инвестиций и в рамках обязательного медицинского страхования, на счетах, открытых в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта РФ, муниципального образования. Операции со средствами, полученными в виде субсидии на выполнение задания и целевых субсидий, могут учитываться как на счетах в кредитных организациях, так и на счетах Федерального казначейства, финансового органа субъекта РФ, муниципального образования.
  1. Установление обязательности проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции кодам КОСГУ и целям предоставления при осуществлении расходов из средств бюджетных инвестиций и целевых субсидий (в случае осуществления операций со средствами целевых субсидий на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах). Расходы, осуществляемые из средств, поступающих в рамках обязательного медицинского страхования, производятся после проверки соответствия содержания операции кодам КОСГУ, указанным в расчетных документах.
  1. Распространение на автономные учреждения права исполнения публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме. Данные операции будут учитываться на лицевом счете, открытом соответствующему органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления как получателю бюджетных средств.
  2. Закрепление обязательности использования не использованных в текущем финансовом году остатков средств, предоставленных учреждению в виде субсидии на выполнение задания, в очередном финансовом году на те же цели в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения.
  3. Закрепление обязательности перечисления в соответствующий бюджет не использованных в текущем финансовом году остатков средств, предоставленных в виде бюджетных инвестиций и целевых субсидий. Данные остатки могут быть возвращены учреждению в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели согласно решению соответствующего главного распорядителя бюджетных средств.
  4. Закрепление обязательности использования не использованных в текущем финансовом году остатков средств, поступивших в рамках обязательного медицинского страхования, в очередном финансовом году на те же цели. В случае утверждения законопроекта в представленном виде указанные положения войдут в число ограничений на самостоятельное распоряжение доходами учреждения, возможность установления которых предусмотрена в п. 8 ст. 2 Закона № 174-ФЗ.

Таким образом, правовой статус автономных учреждений в ближайшем будущем претерпит значительные изменения. Органам государственной власти и местного самоуправления следует учитывать перспективы этих изменений при выборе типа учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

    1. "О некоммерческих организациях": Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.05.2010)
    2. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений": Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ
    3. "Об автономных учреждениях": Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 18.10.2007)
    4. А.А. Вавилова // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2010. – № 9 [статья]
    5. Л. В. Перцов// Руководитель бюджетной организации. – март 2011. – №3 [статья]
    6. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях [Электронный ресурс]. – (http://bus.gov.ru/)

 


Информация о работе Бюджетное финансирование государственных (муниципальных) учреждений