Бюджетно-налоговая политика государства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ бюджетно-налоговой политики Российской Федерации как важнейшего элемента финансовой системы общества, её основных черт, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач: исследовать теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства; раскрыть основные аспекты организации бюджетной системы Российской Федерации и место налогов в её формировании; выявить правовые основы осуществления бюджетно-налоговой политики государства в Российской Федерации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
1 Теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства………………………………………………………………….
1.1 Сущность понятий «государственный бюджет», «налог», «фискальная политика»…………………………………………………….
1.2 Основные аспекты организации бюджетно-налоговой политики Российской Федерации и место налогов в её реализации…..…………...
1.3 Законодательные основы бюджетно-налоговой политики государства в Российской Федерации ...………………………………….
2 Анализ бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации…...
2.1 Анализ системы органов, обладающих бюджетными полномочиями в Российской федерации………………………………….
2.2 Анализ структуры доходов и расходов государственного бюджета и её динамики в Российской федерации ………………………………….
2.3 Оценка проведения фискальной политики в современной России…
3 Основные направления совершенствования бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации……………………………………….
3.1 Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала ………………………………………...
3.2 Совершенствование сферы налогового администрирования………..
3.3 Осуществление мониторинга эффективности налоговых льгот ……
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетно-налоговая политика.doc

— 483.00 Кб (Скачать файл)


 

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет экономики  и управления

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Экономика общественного сектора»

 

Бюджетно-налоговая  политика государства

 

ГОУ ОГУ 080504.5011.16.ОО

 

 

 

 

 

Руководитель работы     __________________О.Н. Мидюк

«_____»________________20___г.

Нормоконтролер 

_____________________________

«_____»________________20___г.

Исполнитель

Студент гр. __________________

________________ Н.А. Пергушев

«_____»________________20___г.

 

 

Оренбург 2011

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет экономики  и управления

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

Задание на курсовую работу

 

Бюджетно-налоговая политика государства

 

Исходные данные: Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс

Российской Федерации, статистические данные

бюджетных доходов и расходов на 2007 – 2011 года, а

также публикации отечественных и зарубежных

экономистов по исследуемой проблеме.

Перечень подлежащих разработке вопросов:

а) раскрыть содержание бюджетно-налоговой политики государства в целом и определить её особенности;

б) провести анализ реализации бюджетно-налоговой политики в Российской федерации;

д) дать рекомендации по усовершенствованию бюджетно-налоговой политики Российской Федерации.

 

 

Перечень графического материала:

Таблицы и диаграммы, отражающие ситуацию в бюджетно-налоговой сфере экономики страны за 2007 – 2011 года.

 

 

Дата выдачи задания “___”______________20__ г.

 

Руководитель

доцент                                                            О.Н. Мидюк.

Исполнитель

студент группы 09 ГиМУ-1                         Н.А. Пергушев

Срок защиты работы “___”______________20__ г.__

 

Аннотация

 

 

В данной курсовой работе рассматриваются теоретические вопросы проведения бюджетно-налоговой политики государства, а также проводится анализ работы бюджетной системы Российской Федерации.

Структура данной курсовой работы выглядит следующим образом. Первый раздел отражает теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства.

 Во втором разделе проведён анализ бюджетно-налоговой системы регулирования экономики в Российской федерации, рассмотрена структура доходов и расходов государственного бюджета Российской федерации, а также дана оценка проведения фискальной политики в современной России.

В третьем разделе  сформулированы основные направления совершенствования бюджетно-налоговой системы Российской Федерации, даны рекомендации по организации налогового стимулирования инновационной деятельности и развития человеческого капитала, по совершенствованию сферы налогового администрирования, по осуществлению мониторинга эффективности налоговых льгот.

Работа выполнена печатным способом на 53 страницах с использованием 20 источников, содержит 8 таблиц и 5 рисунков.

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………….

1 Теоретические основы бюджетно-налоговой  политики государства………………………………………………………………….

1.1 Сущность понятий  «государственный бюджет», «налог», «фискальная политика»…………………………………………………….

1.2 Основные аспекты организации бюджетно-налоговой политики Российской Федерации и место налогов в её реализации…..…………...

1.3 Законодательные основы бюджетно-налоговой политики государства в Российской Федерации ...………………………………….

2 Анализ бюджетно-налоговой  политики в Российской Федерации…...

2.1 Анализ системы органов, обладающих бюджетными полномочиями в Российской федерации………………………………….

2.2 Анализ структуры доходов и расходов государственного бюджета и её динамики в Российской федерации ………………………………….

2.3 Оценка проведения фискальной политики в современной России…

3 Основные направления совершенствования бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации……………………………………….

3.1 Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала ………………………………………...

3.2 Совершенствование сферы налогового администрирования………..

3.3 Осуществление мониторинга эффективности налоговых льгот ……

Заключение………………………………………………………………….

Список использованных источников……………………………………...

5

 

7

 

7

 

12

 

19

23

 

23

 

32

40

 

44

 

44

47

49

51

52


 

Введение

 Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике. Иногда вместо термина бюджетно-налоговый используется его синоним фискальный. Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровней деловой активности, решения различный социальных задач.

Актуальность темы исследования работы обусловлена тем, что реформирование бюджетно-налоговых отношений является важнейшей составной частью проводимых в России социально-экономических преобразований. Настоящая работа содержит результаты, полученные в ходе процесса исследования бюджетно-налоговой системы РФ. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что данная тематика разрабатывается различными министерствами, межведомственными образованиями и авторскими коллективами столь активно и со столь различных позиций, как, пожалуй, никакой другой компонент экономических преобразований.

От создания оптимального механизма бюджетно-налоговых отношений, обеспечения действительного сочетания интересов на всех уровнях бюджетной системы, от достижения подлинного финансового равноправия всех органов власти в значительной мере зависит успех экономической стабилизации в стране. Как показывает мировой опыт, создание такого механизма исключительно сложная задача. Тем более сложна она для Российской Федерации, объединяющей 83 субъектов и несколько десятков тысяч муниципальных образований, весьма различных по территории, численности и плотности населения, по уровню созданного экономического потенциала, запасам природных ресурсов. Становление действенного механизма бюджетно-налоговых отношений существенным образом зависит от успехов в повышении эффективности всего общественного производства, от укрепления и расширения налогооблагаемой базы, от роста налоговых поступлений и увеличения доли собственных доходов бюджетов всех уровней.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании  государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Бюджет является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Бюджетная система представляет собой центральное звено финансовой системы страны.

Таким образом, бюджет, его  формирование и статьи расходов, является важнейшим фактором в функционировании экономики любой страны.

Все вышесказанное свидетельствует  о том, что изучение бюджетной  системы, бюджетного процесса, теоретических  и законодательных основ и  практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность.

Целью курсовой работы является анализ бюджетно-налоговой политики Российской Федерации как важнейшего элемента финансовой системы общества, её основных черт, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

Достижение поставленной цели обусловило решение следующих  задач:

  1. исследовать теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства;
  2. раскрыть основные аспекты организации бюджетной системы Российской Федерации и место налогов в её формировании;
  3. выявить правовые основы осуществления бюджетно-налоговой политики государства в Российской Федерации;
  4. проанализировать состав и основные функции бюджетно-налоговой системы Российской Федерации;
  5. проанализировать структуру доходов и расходов государственного бюджета Российской Федерации;
  6. дать оценку проведения фискальной политики в Российской Федерации;
  7. выявить основные направления совершенствования бюджетно-налоговой политики России.

Объектом курсовой работы служит бюджетно-налоговая система Российской Федерации, регулирующая направление фискальной политики государства.

Предметом курсовой работы являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетно-налоговой политики государства.

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства

1.1 Сущность понятий «государственный бюджет», «налог», «фискальная политика»

 

 

Государственный бюджет - централизованный фонд денежных средств страны (включая средства государственных целевых фондов), предусматривающий источники доходов и размеры поступлений из них, а также направления расходования и размеры средств, выделяемых на конкретные цели в течение финансового года (финансовый год - период времени с первого января по тридцать первое декабря включительно) [1].

Так же Райзенберг Б.А. в  своём экономическом словаре  определяет государственный бюджет как смету доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленную с указанием источников поступления государственных доходов и направлений каналов расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами. В процессе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр [13].

Структура бюджетной  системы той или иной страны зависит, прежде всего, от его государственного устройства. В странах, имеющих унитарное  устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение - государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (Российская Федерация, США, ФРГ) имеются промежуточные звенья - бюджеты субъектов федерации, штатов, земель [1].

Будучи экономической формой существования реальных, объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. К числу ее особенностей относятся следующие:

  1. государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках республики и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;
  2. с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
  3. пропорции бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
  4. область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями [6].

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции, представленные в таблице 1.

 

Таблица 1 – Основные функции государственного бюджета [8]

Наименование функции

Сущность реализации

1

2

Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы)

Данную функцию выполняют бюджетные доходы, включающие:

  1. налоги с доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства - физических и юридических лиц);
  2. займы;
  3. доходы от государственной собственности (предприятий);
  4. доходы от эмиссии бумажных денег.

Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы)

Государство, выступая как  совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, учреждений непроизводственной сферы, экономических районов (административных территориальных образований), различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов.

Распределительная

Через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода

Контрольная

Создание условий для осуществления контроля. Эта функция сосуществует одновременно либо с первой функцией, либо со второй. Контрольная функция

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика государства в Российской Федерации