Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ бюджетно-налоговой политики Российской Федерации как важнейшего элемента финансовой системы общества, её основных черт, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач: исследовать теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства; раскрыть основные аспекты организации бюджетной системы Российской Федерации и место налогов в её формировании; выявить правовые основы осуществления бюджетно-налоговой политики государства в Российской Федерации;
Введение…………………………………………………………………….
1 Теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства………………………………………………………………….
1.1 Сущность понятий «государственный бюджет», «налог», «фискальная политика»…………………………………………………….
1.2 Основные аспекты организации бюджетно-налоговой политики Российской Федерации и место налогов в её реализации…..…………...
1.3 Законодательные основы бюджетно-налоговой политики государства в Российской Федерации ...………………………………….
2 Анализ бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации…...
2.1 Анализ системы органов, обладающих бюджетными полномочиями в Российской федерации………………………………….
2.2 Анализ структуры доходов и расходов государственного бюджета и её динамики в Российской федерации ………………………………….
2.3 Оценка проведения фискальной политики в современной России…
3 Основные направления совершенствования бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации……………………………………….
3.1 Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала ………………………………………...
3.2 Совершенствование сферы налогового администрирования………..
3.3 Осуществление мониторинга эффективности налоговых льгот ……
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………...
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичны (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое отражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе - присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля. | |
Регулирующая |
Изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции и т. д., т. е. стабилизировать экономику. |
Государственный бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы [6].
Основным источником формирования бюджетного фонда, то есть источником доходов государства являются налоги с доходов хозяйствующих субъектов. Таким образом, необходимо дать определение понятию «налог», а также раскрыть его сущность.
В Налоговом кодексе Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [14].
Таким образом, можно определить налоги как обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц на основе специального законодательства. Они выполняют следующие функции, представленные в таблице 2, представленной на следующей странице.
Таблица 2 – Функции налогов [1]
Наименование функции |
Сущность реализации |
Фискальная функция |
Налоги образуют источник бюджетных доходов |
Функция перераспределения ресурсов между отраслями |
Налоги стимулируют одни виды деятельности и ограничивают другие |
Функция перераспределения доходов между членами общества и достижения «социальной справедливости» |
Люди с высокими доходами платят повышенные налоги, а наиболее бедные, напротив, получают субсидии |
Налоги можно классифицировать по различным признакам. Так в зависимости от канала поступления их можно различать на:
В зависимости от плательщика налоги бывают:
Также налоги делятся на прямые, косвенные и безразличные.
Прямой налог платится непосредственно из того источника, который им обложен (налог на прибыль, подоходный налог).
Косвенным является налог, который вносят в казну одни лица, а фактически оплачивают другие. Примерами являются НДС, акцизы, налог с продаж и др. Такие налоги платят продавцы, но фактически оплачивают покупатели, поскольку эти налоги увеличивают цены товаров.
Безразличным называется налог, источник уплаты которого не имеет значения и может быть любой комбинацией доходов (подушный налог, автомобильный налог, налог на наследство) [6].
Так как в Российской Федерации государство имеет структуру федеральной системы, то государственный бюджет по сути состоит из совокупности бюджетов разных уровней, а именно: из федеральных, региональных и местных бюджетов. Поэтому в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в нашей стране действуют такие виды налогов и сборов, как федеральные, региональные и местные.
Деятельность правительства в области налогообложения, государственных расходов и государственного бюджета есть нечто иное, как фискальная или бюджетно-налоговая политика.
В общих чертах фискальная политика представляет собой регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями.
Фискальная политика является одним из четырех основных макроэкономических инструментов и опирается на способность правительственных закупок, налогов и трансфертных платежей влиять на национальный доход и реальный ВНП.
В экономической теории фискальная или бюджетно-налоговая политика рассматривается как разновидность антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, то есть стабилизацию экономики в краткосрочном периоде. Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:
1) стабильного экономического
2) полной занятости ресурсов (прежде
всего решение проблемы
3) стабильного уровня
цен (решение проблемы
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
1) государственные закупки;
2) налоги;
3) трансферты [8].
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики, представленных в таблице 3.
Таблица 3 – Виды фискальной политики в зависимости от фазы экономического цикла [1].
Вид фискальной политики |
Её сущность и инструменты реализации |
1 |
2 |
Стимулирующая |
Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают:
|
Продолжение таблицы 3.
1 |
2 |
Сдерживающая |
3) увеличение трансфертов. Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:
|
Кроме того, различают фискальную политику:
1) дискреционную
2) автоматическую (недискреционную).
Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.
Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:
1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций);
2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);
3) пособия по безработице;
4) пособия по бедности [3].
Таким образом, зная, что налоги являются одной из важнейших составляющих макроэкономического регулирования государства, необходимо рассмотреть организацию бюджетной системы Российской федерации, а также место налогов в данной системе.
В Бюджетном кодексе дано следующее определение бюджета: «Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления» [5].
Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.
Бюджетная система России представляет собой совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней, представленных в таблице 4.
Таблица 4 – Уровни бюджетной системы Российской Федерации [6]
Уровень |
Составляющие |
I уровень |
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов |
II уровень |
Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов |
III уровень |
Местные бюджеты |
Помимо вышеперечисленных
Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:
Информация о работе Бюджетно-налоговая политика государства в Российской Федерации