Бюджетно-налоговая политика государства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ бюджетно-налоговой политики Российской Федерации как важнейшего элемента финансовой системы общества, её основных черт, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач: исследовать теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства; раскрыть основные аспекты организации бюджетной системы Российской Федерации и место налогов в её формировании; выявить правовые основы осуществления бюджетно-налоговой политики государства в Российской Федерации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
1 Теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства………………………………………………………………….
1.1 Сущность понятий «государственный бюджет», «налог», «фискальная политика»…………………………………………………….
1.2 Основные аспекты организации бюджетно-налоговой политики Российской Федерации и место налогов в её реализации…..…………...
1.3 Законодательные основы бюджетно-налоговой политики государства в Российской Федерации ...………………………………….
2 Анализ бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации…...
2.1 Анализ системы органов, обладающих бюджетными полномочиями в Российской федерации………………………………….
2.2 Анализ структуры доходов и расходов государственного бюджета и её динамики в Российской федерации ………………………………….
2.3 Оценка проведения фискальной политики в современной России…
3 Основные направления совершенствования бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации……………………………………….
3.1 Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала ………………………………………...
3.2 Совершенствование сферы налогового администрирования………..
3.3 Осуществление мониторинга эффективности налоговых льгот ……
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетно-налоговая политика.doc

— 483.00 Кб (Скачать файл)

Продолжение таблицы 1

1

2

 

обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичны (хотя и взаимосвязанные) понятия: первое отражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе - присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля.

Регулирующая

Изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции и т. д., т. е. стабилизировать экономику.


 

Государственный бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы [6].

Основным источником формирования бюджетного фонда, то есть источником доходов государства являются налоги с доходов хозяйствующих субъектов. Таким образом, необходимо дать определение понятию «налог», а также раскрыть его сущность.

В Налоговом кодексе  Российской Федерации  под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [14].

Таким образом, можно определить налоги как  обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц на основе специального законодательства. Они выполняют следующие функции, представленные в таблице 2, представленной на следующей странице.

 

Таблица 2 – Функции  налогов [1]

Наименование функции

Сущность реализации

Фискальная функция

Налоги образуют источник бюджетных доходов

Функция перераспределения  ресурсов между отраслями

Налоги стимулируют одни виды деятельности и ограничивают другие

Функция перераспределения  доходов между членами общества и достижения «социальной справедливости»

Люди с высокими доходами платят повышенные налоги, а наиболее бедные, напротив, получают субсидии


 

Налоги можно классифицировать по различным признакам. Так в зависимости от канала поступления их  можно различать на:

  1. государственные - налоги, полностью поступающие в Государственный бюджет;
  2. местные - налоги, полностью поступающие в местные бюджеты;
  3. пропорциональные - налоги, которые распределяются между Государственным и местными бюджетами в определенной пропорции;
  4. внебюджетные - налоги, поступающие в определенные фонды (в некоторых случаях, правда, они все-таки должны пройти через бюджет).

 

 В зависимости  от плательщика налоги бывают:

  1. налоги с юридических лиц (налог на прибыль и т.д.);
  2. налоги с физических лиц (подоходный налог, на промысел и др.);
  3. смешанные - налоги, предполагающие в качестве плательщика и юридических, и физических лиц (налог с владельцев транспортных средств, земельные налоги и т.д.). При этом смешанные налоги можно разделить на:
    1. налоги, которые определяются наличием определенных материальных благ (транспортные средства, участок земли);
    2. налоги, которые определяются деятельностью плательщиков (налог на добавленную стоимость, акцизный сбор).

Также налоги делятся на прямые, косвенные и безразличные.

Прямой налог платится непосредственно из того источника, который им обложен (налог на прибыль, подоходный налог).

Косвенным является налог, который вносят в казну одни лица, а фактически оплачивают другие. Примерами являются НДС, акцизы, налог с продаж и др. Такие налоги платят продавцы, но фактически оплачивают покупатели, поскольку эти налоги увеличивают цены товаров.

Безразличным называется налог, источник уплаты которого не имеет значения и может быть любой комбинацией доходов (подушный налог, автомобильный налог, налог на наследство) [6].

Так как в Российской Федерации государство имеет структуру федеральной системы, то государственный бюджет по сути состоит из совокупности бюджетов разных уровней, а именно: из федеральных, региональных и местных бюджетов. Поэтому в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в нашей стране действуют такие виды налогов и сборов, как федеральные, региональные и местные.

Деятельность правительства в области налогообложения, государственных расходов и государственного бюджета есть нечто иное, как фискальная или бюджетно-налоговая политика.

В общих чертах фискальная политика представляет собой регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями.

Фискальная политика является одним  из четырех основных макроэкономических инструментов и опирается на способность правительственных закупок, налогов и трансфертных платежей влиять на национальный доход и реальный ВНП.

В экономической теории фискальная или бюджетно-налоговая политика рассматривается как разновидность антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, то есть стабилизацию экономики в краткосрочном периоде. Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста; 

2) полной занятости ресурсов (прежде  всего решение проблемы циклической  безработицы);

3) стабильного уровня  цен (решение проблемы инфляции).

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные закупки;

2) налоги;

3) трансферты [8].

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики, представленных в таблице 3.

 

Таблица 3 – Виды фискальной политики в зависимости от фазы экономического цикла [1].

Вид фискальной политики

Её сущность и инструменты реализации

1

2

Стимулирующая

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают:

  1. увеличение государственных закупок;
  2. снижение налогов;

Продолжение таблицы 3.

1

2

 

Сдерживающая

3)      увеличение трансфертов. 

Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:

  1. сокращение государственных закупок;
  2. увеличение налогов;
  3. сокращение трансфертов.

 

Кроме того, различают  фискальную политику:

1) дискреционную 

2) автоматическую (недискреционную).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью  стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:

1) подоходный налог  (включающий в себя и налог  на доходы домохозяйств, и налог  на прибыль корпораций);

2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

3) пособия по безработице; 

4) пособия по бедности [3].

Таким образом, зная, что  налоги являются одной из важнейших  составляющих макроэкономического  регулирования государства, необходимо рассмотреть организацию бюджетной системы Российской федерации, а также место налогов в данной системе.

 

 

1.2 Основные  аспекты организации бюджетно-налоговой политики Российской Федерации и место налогов в её реализации

 

 

В Бюджетном кодексе  дано следующее определение бюджета: «Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления» [5].

Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.

Бюджетная система России представляет собой совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней, представленных в таблице 4.

 

Таблица 4 – Уровни бюджетной  системы Российской Федерации [6]

Уровень

Составляющие

I уровень

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов

II уровень

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

III уровень

Местные бюджеты


 

Помимо вышеперечисленных видов  бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:

  1. принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.;
  2. принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
  3. самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах;
  4. принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами;
  5. принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств;
  6. принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных);
  7. принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке;
  8. принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати;
  9. принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования [8].

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика государства в Российской Федерации