Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:56, доклад
В данной исследовательской работе рассмотрена проблема дефицита бюджета. После введения необходимых теоретических данных и определений, также сравниваются несколько различных подходов к составлению бюджета.
Цели работы:
рассмотрение теоретических аспектов проблемы;
анализ ситуации в ПМР;
попытка сделать некоторые выводы.
Введение 3
Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ 4
1.1 Понятие бюджетного дефицита. 4
1.2 История бюджетных отношений в ПМР 7
1.3 Концептуальные подходы к бюджету и факторы роста дефицита 9
ГЛАВА II. БЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПМР 13
2.1 Проблема дефицита бюджета в ПМР 13
2.2 Возможности выхода из сложившейся ситуации 16
Вывод 18
Список литературы 19
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко»
Рыбницкий филиал
Кафедра социально-экономических дисциплин
Доклад
на студенческую научно-практическую конференцию
по теме:
Бюджетный дефицит
Выполнил:
ученик 10 «А» класса,
МОУ «РРСОШ№6»
Чорба А.А.
Научный руководитель:
Рыбница, 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ 4
1.1 Понятие бюджетного дефицита. 4
1.2 История бюджетных отношений в ПМР 7
1.3 Концептуальные подходы к бюджету и факторы роста дефицита 9
ГЛАВА II. БЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПМР 13
2.1 Проблема дефицита бюджета в ПМР 13
2.2 Возможности
выхода из сложившейся ситуации
Вывод 18
Список литературы 19
Проблемы, связанные с бюджетом всегда привлекали внимание экономистов, которые исследуя этот вопрос, пытались дать рекомендации по его сбалансированности.
«Только кейнсианцы, как мы видим, рискнули заявить, что увеличение государственных расходов, приводящие к дефициту бюджета в период спада производства, может способствовать стабилизации экономики»[1]. Но сейчас, многие экономисты считают дефицит бюджета недопустимым явлением, а простые люди, вообще пугаются слова «дефицит», т.к. в их памяти сразу возникает ассоциация с дефицитом товаров в 90-х годах прошлого века.
При анализе состояния
бюджета в Приднестровской
В данной исследовательской работе рассмотрена проблема дефицита бюджета. После введения необходимых теоретических данных и определений, также сравниваются несколько различных подходов к составлению бюджета.
Цели работы:
Актуальность темы, обусловлена дефицитом бюджета ПМР, который оказывает влияние на всю экономику нашей Республики, а также на реализацию различных социальных проектов.
Проблема дефицита бюджета не может игнорироваться, т.к. игнорирование объективных экономических законов может привести к очень серьезным последствиям для всего приднестровского народа.
Бюджетные
отношения представляют собой
финансовые отношения
Бюджет является
формой образования и
Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить.
Это перераспределение все
в большей степени
Бюджетный
процесс представляет собой
Государственный бюджет ПМР является основным финансовым планом государства, утверждаемым Верховным Советом. Через этот бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всего Приднестровья. Кроме того, за счет средств государственного бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и др.
Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов). Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью которой решается проблема кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из государственного бюджета. Бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных расходов. Согласно экономической классификации все затраты разграничиваются в соответствии с предметной (экономической) структурой бюджета, т.е. по направлениям расходования (на оплату труда государственных служащих, капитальные вложения в основные фонды, выплату субсидий предприятиям и населению и т.д.)
В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной части бюджета приобрело в основном налоговый характер. Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета.
Налоги и сборы являются
основными источниками
Министерство финансов ПМР как государственный орган исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики государства.
Обеспечивая исполнение государственного бюджета, Минфин осуществляет контроль за поступлением и целевым использованием средств, выделяемых из государственного бюджета предприятиям, учреждениям и организациям. По истечении года отчет об исполнении государственного бюджета и представляет их в Правительство.
Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами – это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит – нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства (такой метод использовал Ф.Рузвельт в ходе реализации «Нового курса»).
Образование нашей Приднестровской Молдавской Республики, заслуженно многими экспертами считается феноменом на пространстве стран СНГ. Приднестровье в отличие от других самопровозглашенных государств (Южная Осетия, Нагорный Карабах) на территории постсоветского пространства никогда не имела автономии, а, также и основных элементов независимого государства и макроэкономических систем (т.е. органов социального и экономического управления, денежной единицы, фискальных механизмов, законодательной базы, банковской и бюджетной систем).
Собственную финансово-экономическую систему Приднестровью пришлось создавать практически из ничего. Республика создала собственную денежно-кредитную, банковскую системы, начало проводить самостоятельную валютную и кредитную политику, формировать фискальную систему и разрабатывать бюджет.
Учреждение в 1991 году соответствующих банковских, финансовых и налоговых структур позволило приступить к разработке бюджета республики. Президиум Верховного Совета ПМССР одобрило разработанный в короткие сроки проект первого государственного бюджета республики на девять месяцев 1991 года, и предложил его на рассмотрение и утверждение сессии Верховного Совета ПМССР.
За короткий исторический срок в республике была создана законодательная база, регулирующая бюджетные и налоговые отношения. В начале января 1991 года был принят Закон ПМР «О бюджетной системе», а в 1997 году – его новая редакция. Рассматриваемый закон определяет состав и принципы построения, функционирования бюджетной системы, формирования бюджетов ПМР, взаимоотношения между республиканским и местными бюджетами, взаимоотношения бюджетов с юридическими и физическими лицами по уплате налогов, другим платежам и бюджетным ассигнованиям.
Бюджетная система республики
включает республиканский и местные
бюджеты, целевые бюджетные фонды
(государственного резерва, таможенных
органов, дорожный, охраны материнства
и детства, социального развития,
экологический, экономического развития)
и целевые внебюджетные фонды (пенсионный,
обязательного социального
Закон ПМР «О бюджетной системе» определяет бюджетный процесс – деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, процедуру предоставления отчетов об их исполнении, а также сущность, механизм утверждения и реализации государственных целевых программ.
В 2002 году был принят Закон «О бюджетной классификации», утверждающий классификацию доходов бюджетов ПМР, функциональную, экономическую и организационную классификации расходов, классификацию источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов, классификацию видов государственных внутренних и внешних долгов. Бюджетная классификация ПМР является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и формирования консолидированного бюджета.
Закон ПМР «О финансовой прозрачности», принятый в 2005 году направлен на:
Ежегодно кабинет министров ПМР предоставляет проект, а Верховный Совет утверждает закон о республиканском бюджете на последующий год.
Источниками доходной части
бюджетов являются налоги, пошлины, сборы,
которые регулируются Законом ПМР
«Об основах налоговой системы»
Принципы и механизмы налоговой и бюджетной политики утверждаются в Концепции налоговой и бюджетной политики, утверждаемой на три года.
Является ли оправданным бюджетный дефицит в условиях рыночной экономики? Или бюджет должен быть ежегодно сбалансированным, пусть даже путем введения законодательных мер или принятия поправок к Конституции? Действительно, содержание государственной фискальной политики состоит в том, чтобы государственный бюджет сводился с дефицитом во время спадов и имел бы положительное сальдо в периоды инфляции. Это совершенно справедливо предполагает, что применение активной фискальной политики вряд ли может дать сбалансированный бюджет в каждый конкретный год.
Должно ли это быть предметом беспокойства? Давайте подойдем к этой проблеме, рассмотрев экономические последствия нескольких противоположных концептуальных подходов к бюджету.
Ежегодно балансируемый бюджет
До мирового кризиса 30-х годов ежегодно балансируемый бюджет общепризнанно считался желанной целью финансовой политики государства.
Сторонники ежегодно сбалансированного бюджета не принимают во внимание того, что такой бюджет не приводит к стабилизации экономики, а на самом деле углубляет колебания экономического цикла. Допустим, что экономика неожиданно сталкивается с длительным периодом безработицы и падающих доходов. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сократятся. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство должно: