Бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:56, доклад

Краткое описание

В данной исследовательской работе рассмотрена проблема дефицита бюджета. После введения необходимых теоретических данных и определений, также сравниваются несколько различных подходов к составлению бюджета.
Цели работы:
рассмотрение теоретических аспектов проблемы;
анализ ситуации в ПМР;
попытка сделать некоторые выводы.

Содержание

Введение 3
Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ 4
1.1 Понятие бюджетного дефицита. 4
1.2 История бюджетных отношений в ПМР 7
1.3 Концептуальные подходы к бюджету и факторы роста дефицита 9
ГЛАВА II. БЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПМР 13
2.1 Проблема дефицита бюджета в ПМР 13
2.2 Возможности выхода из сложившейся ситуации 16
Вывод 18
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

РАБОТА ЭКОНОМИКА.docx

— 43.88 Кб (Скачать файл)

1) либо увеличить ставки налога;

2) либо сократить государственные расходы;

3) либо использовать и то и другое.

В результате совокупный спрос  сократится, реальный объем производства уменьшиться, а безработица увеличится. Таким образом, меры принятые правительство не только не стабилизируют экономику, а наоборот, приведут к её ухудшению.

Вместе с тем в период подъема и инфляции попытка достижения сбалансированности бюджета заставит правительство:

1) Либо снизить налоги;

2) либо повысить расходы;

3) либо сделать и то  и другое. 

Результат снова будет  негативным, т.к. это приведет к усилению инфляции.

Но, несмотря на эту и другие проблемы, существует значительная поддержка идеи принятия конституционной поправки, предусматривающей ежегодное балансирование бюджета, хотя эта идея еще не до конца обоснована.

Бюджет, балансируемый  на циклической основе

Идея бюджета, балансируемого на циклической основе, предполагает, что правительство реализует антициклическую политику и в то же самое время балансирует бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла.

Например, в период сжатия цикла, когда происходят спад производства и уменьшение доходов населения, следует снизить налоги и увеличить  государственные налоги, а на фазе расширения цикла увеличить налоги и снизить правительственные расходы.

Ключевая проблема данной концепции бюджета состоит в  том, что подъемы и спады в экономическом цикле могут быть неодинаковы по глубине и длительности, и, следовательно, задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла. Например, длительный и глубокий спад, за которым последует короткий и скромный период процветания, будет означать появление большого дефицита в период спада, маленького или никакого положительного сальдо в период процветания и, следовательно, циклического дефицита бюджета.

Функциональный  подход к сбалансированию бюджета

В соответствии с идеей  функциональных финансов вопрос о балансировании бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Первоначальной целью государственных финансов является балансирование экономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом - пусть будет так. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Государственный бюджет является - во-первых и прежде всего - инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности.

На упреки о возникновении  большого государственного долга сторонники этой точки зрения отвечают, что  если экономика функционирует и  развивается стабильно, поступление  доходов возрастёт, налоги автоматически  увеличатся, тем самым уменьшив дефицит. Кроме того, возможности правительства  финансировать дефицит весьма широки, начиная от выпуска облигаций  и кончая эмиссией денег.

Факторы роста бюджетного дефицита

Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Но, как мы уже упомянули, не всегда бюджетный дефицит является негативным явлением.

Еще Дж. М. Кейнс в целях  взбадривания экономического роста  и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных бедствий, катаклизмов - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление.

Наконец, существует и третья, наиболее опасная и тревожная  форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.

Нормальным считается  дефицит бюджета, приблизительно соответствующий  уровню инфляции в стране. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Такой или больший дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем средняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличии от других видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаются налогом. С позиций же интересов государства наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота.

ГЛАВА II. БЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПМР

2.1 Проблема дефицита бюджета в ПМР

Анализ динамики показателей  республиканского бюджета свидетельствует  об устойчивом его дефиците в долгосрочном периоде. При этом в последние  годы прослеживается тенденция увеличения как абсолютных, так и относительных  показателей дефицита (см. таблицу).

Не мене сложной остается ситуация и во внебюджетных фондах. Например доходы бюджета государственного пенсионного фонда в 2012 году составили 117,9 млн долларов, расходы – 171,2 млн  долларов. При этом в структуре  доходов гуманитарная помощь Российской Федерации составила 12,8 млн долларов. (7,4 %), заимствованные средства – 47,1 млн долларов (27,2 %).

Одной из причин негативной ситуации, сложившейся в бюджетной  сфере, является убыточность и бездейственность многих приднестровских предприятий. Например, в 2012 году из общего количества отчитавшихся предприятий, составивших 4543 единицы, прибыльными оказались  только 2540 (55,9%),а убыточными – 1066 (23,5%); не получили финансовых результатов 935 предприятий (20,6%).

Представляется, что дефицит  бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов во многом обусловлен недостаточной  степенью диверсификации экономики  и большой зависимостью налоговых  поступлений в доходную часть  бюджета от ограниченного круга  предприятий.  При этом многие из них (ММЗ, Молдавская ГРЭС) не обладают в регионе необходимыми ресурсами для развития. Так, доля электроэнергии в общем объеме промышленного производства в 2012 году составила 39,1%, черной металлургии – 19,5%. В то же время на отрасли, для развития которых регион обладает определенными преимуществами, приходится гораздо меньшая доля: например, в 2012 году в легкой промышленности она составила 14,8%, в пищевой – 12,2%, в машиностроении, включая электрическую, – 6,2%. 

Экономическая система Приднестровья  относится к малым открытым экономикам. Это объясняется отсутствием  необходимых сырьевых, энергетических и материально-технических ресурсов и незначительной емкостью внутреннего  рынка. От состояния внешнеэкономического сектора зависят все основные макроэкономические, бюджетные и  социальные показатели. Регион весьма чувствителен к любым изменениям условий внешнеэкономической деятельности – внешнеторговым ограничениям, изменением спроса и цен на экспортируемые товары, нововведениям во внешнеторговой политике стран-контрагентов.

Бесспорно, что одним из ведущих факторов, обуславливающих  потенциальные угрозы для внешнеэкономической  деятельности и макроэкономической стабильности, является неопределенность политико-правового статуса и  отсутствие собственного внешнеэкономического инструментария. Этот фактор усложняет  условия сбыта приднестровских  товаров на внешних рынках, делает невозможным заключение межгосударственных соглашений об экономическом сотрудничестве с правительствами других стран, приводит к дополнительным затратам, прямым и косвенным потерям экономических  агентов, срыву сроков исполнения внешнеторговых контрактов; ухудшает инвестиционную привлекательность региона и  имидж экономических агентов  республики как надежных внешнеторговых контрагентов, исключает возможность  защиты интересов резидентов через соответствующие международные институты и хозяйственно-правовые механизмы. 

Величина бюджетных поступлений, особенно в местные бюджеты и  внебюджетные фонды, непосредственно  зависит от численности занятых. В долгосрочном периоде абсолютная численность занятых и их доля в общей численности населения  демонстрировали устойчивую тенденцию  к сокращению. Если в 1991 году абсолютная численность занятых в экономике  ПМР составила 273,5 тыс. человек, а  к 2011 году – до 137,6 тыс. (50,3% от уровня 1991 года). При этом доля занятных в  общей численности населения  сократилась с 40% в 1991 году до 26,6% на начало 2011 года.

Специфической чертов бюджетной  системы ПМР является то, что существенная часть дефицита погашается за счет источников, не связанных с функционированием  экономической системы Приднестровья. К ним относятся доходы от приватизации (в 2010 году они составили 48 млн рублей), гуманитарную помощь из Российской Федерации (в 2009 году составила 258,6 млн рублей ПМР), заимствования государства  у ООО «Тираспольтрансгаз». Заимствование  финансовых ресурсов с газового счета, с одной стороны, позволяет сокращать  дефицит республиканского бюджета  и внебюджетных фондов и выполнять  соответствующие государственные  обязательства, а с другой – способствует наращиванию внешних обязательств Приднестровья.

Отмеченные отрицательные  параметры бюджета ставят перед  институциональными органами республики задачу поиска источников погашения  все возрастающего дефицита бюджета  и внебюджетных фондов. Определенный эффект может дать оптимизация бюджетных  расходов, их рациональное сокращение по ряду направлений, повышение эффективности  налогового администрирования. Очевидным  является и то, что решение этой задачи посредством простого повышения  фискальной нагрузки представляется бесперспективным и может привести к катастрофическим последствиям – к прекращению деятельности ряда действующих экономических агентов. 

2.2 Возможности выхода из сложившейся ситуации

Представляется, что кардинальным образом проблема роста доходной части и сокращения дефицита во всех звеньях бюджетной системы в  среднесрочной перспективе может быть решена только за счет расширения налогооблагаемой базы. В свою очередь, такое решение предполагает создание новых видов деятельности и модернизацию существующих. Регион характеризуется ограниченными внутренними инвестиционными источниками, поэтому остро нуждается в объемных внешних инвестициях.

Рост инвестиционной привлекательности  Приднестровья как основного  фактора повышения деловой активности, расширения налогооблагаемой базы и  модернизации хозяйства предполагает:

- стимулирование инвестиционной  активности путем создания налоговых  и иных льгот для потенциальных  инвесторов, продолжение практики  разработки инвестиционных проектов  и их презентации на проводимых  в регионе международных и  инвестиционных формах;

- наличие внятной стратегии  среднесрочного и долгосрочного  развития, осуществления оптимальной  промышленной и структурной политики, включающей выбор наиболее перспективных  видов деятельности, и наибольшей  степени соответствующих конкурентным  преимуществам региона, спросу  на внутреннем и внешнем рынках;

- стимулирование инновационной  деятельности, технологической перестройки  производства, направленной на внедрение  инновационных, информационных, экологически  безопасных, энерго- и ресурсосберегающих  технологий;

- создание механизмов  эффективного использования инвестиций  и надеждой защиты иностранных  инвесторов;

- осуществление эффективной  научно-технической политики, стимулирование  инновационной деятельности и  увеличение расходов на НИР.

- упорядочение и выбор  наиболее эффективных направлений  научных исследований, в первую  очередь прикладных, обслуживающих  отрасли специализации республики;

Следует констатировать, что  симулирование инвестиционной и  инновационной привлекательности  внутренними инструментами имеет  ограниченные пределы и во много  уже исчерпано. Представляется, что  рост потоков инвестиционных ресурсов в регион может быть обеспечен  лишь при решении ряда существенных проблем, обусловленных во многом внешними факторами и находящихся за пределами  компетенции региональных институциональных  структур. Среди них следует выделить:

- снятие ограничений на  работу железнодорожного транспорта, препятствующих полноценному использованию  подъездных путей крупных предприятий,  расположенных в городах Тирасполь,  Бендеры, Рыбница;

- создание механизма,  позволяющего использовать приднестровский  грузовой автомобильный транспорт  для осуществления международных  перевозок;

- оптимизацию регулирования  экспортно-импортных операций по  продукции двойного назначения.

- обеспечение экспорта-импорта  продукции в соответствии с  экономически обоснованной логистикой, а не по схемам, продиктованным  политическими мотивами;

- создание механизмов  оптимального участия экономических  агентов региона в развитии  связей по кооперации в рамках  соглашений, действующих между странами  СНГ;

Информация о работе Бюджетный дефицит