Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 08:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение бюджетного процесса и бюджетного планирования. В соответствии с целью, в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучение бюджетного процесса и его участников;
2. Исследование основ бюджетного планирования;
3. Изучение бюджетной системы РФ;
4. Исследование проблем исполнения бюджетов;
5. Определение роли федерального казначейства.
Введение 2
Глава 1. Понятие бюджетного процесса и бюджетного планирования, принципы их организации на основе новой Конституции и закона России о бюджетном процессе. 4
1.1. Бюджетный процесс. Участники бюджетного процесса и их полномочия 4
1.2 Основы бюджетного планирования 7
Глава 2. Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов в России. 12
2.1 Бюджетная система Российской Федерации. Рассмотрение и утверждение бюджетов. 12
2.2 Бюджетный Кодекс Российской Федерации, как основа бюджетного процесса. 19
Глава 3. Современные задачи и проблемы исполнения бюджетов. Роль федерального казначейства 22
3.1 Исполнение бюджета, как важнейший этап бюджетного процесса. 22
3.2 Казначейское исполнение бюджета. 26
Заключение 31
Список использованной литературы 31
Бюджетный процесс и бюджетное планирование
Оглавление
Для того чтобы в полной мере раскрыть тему моей курсовой работы, необходимо выделить и объяснить такие важные понятия как бюджет государства и бюджетные отношения.
Обратимся, прежде всего, к самому понятию «бюджет». Бюджет – центральное звено системы финансов, выражающее все ее основные качественные признаки. Поскольку государственные финансы – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и бюджет представляет собой систему денежных отношений, но более узкую, а именно: бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) – отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.1
Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов Федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу Формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.2
В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – парламентом.
Целью курсовой работы является изучение бюджетного процесса и бюджетного планирования. В соответствии с целью, в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучение бюджетного процесса и его участников;
2. Исследование основ бюджетного планирования;
3. Изучение бюджетной системы РФ;
4. Исследование проблем исполнения бюджетов;
5. Определение роли федерального казначейства.
Актуальность исследования заключается в первостепенной важности государственного бюджета для функционирования государства, развития национальной экономики, государственного экономического и социального регулирования. Ведь именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.
Курсовая работа содержит введение, три главы, в полной мере раскрывающие сущность бюджетного процесса и бюджетного планирования, заключение и список использованной литературы.
Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Стадии бюджетного процесса
Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:
Длительность бюджетного процесса определяется бюджетным периодом, т.е. временем, которое необходимо исполнительным органам для осуществления всех четырех стадий бюджетного процесса, установлен с 1 января по 31 декабря (календарный год). Бюджетный период начинается с момента принятие решения исполнительными органами о начале составления бюджета и заканчивается утверждением отчета об исполнении бюджета законодательными органами. Продолжительность бюджетного процесса значительно дольше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования последующего бюджетного контроля и других действий.4
Участниками бюджетного процесса РФ согласно п. 1 ст. 152 БК РФ являются:
Одной из гарантий реализации задач и целей бюджетного процесса является соблюдение требований, подчиняющих бюджетный процесс как особый вид деятельности уполномоченных органов. Эти требования следует обозначить в качестве "принципов бюджетного процесса". Под принципами бюджетного процесса понимаются основополагающие требования, предъявляемые к осуществлению деятельности уполномоченных субъектов, развивающейся в рамках бюджетных отношений процессуального характера и направленной на своевременное и качественное осуществление стадий бюджетного процесса.
Принципы, положенные в основу бюджетного процесса, следует объединить в три группы:
1) общеправовые принципы бюджетного процесса;
2) принципы бюджетного
процесса, вытекающие из принципов,
свойственных бюджетной
3) принципы, отражающие сущность
бюджетного процесса как
Общеправовые принципы бюджетного процесса представляют собой требования общего характера к деятельности уполномоченных субъектов в рамках бюджетного процесса, правовые границы бюджетных процессуальных правоотношений. Такие требования предъявляются не только к бюджетным процессуальным правоотношениям, но и к правовым отношениям вообще. Указанными требованиями являются, например: законность, подконтрольность, разграничение компетенции органов власти в бюджетном процессе.
Итак, бюджетный процесс представляет
собой регламентированную законом деятельность
органов власти по составлению, рассмотрению,
утверждению и исполнению бюджетов. Его
составной частью является бюджетное
регулирование, т.е. частичное перераспределение
финансовых ресурсов между бюджетами
разных уровней.6
Значительная часть бюджетного процесса связана с подготовкой и утверждением проекта бюджета. Эта часть бюджетного процесса называется бюджетным планированием, которая включает в себя три стадии – составление, рассмотрение и утверждение бюджета.
Составление бюджетов.
Составление бюджетов – стадия бюджетного процесса, на которой определяется состав и объём доходов, расходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год.7
Составление проектов бюджетов является исключительной прерогативой Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов соответствующих бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Составление бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ. Правительство РФ принимает постановление о разработке бюджета на предстоящий финансовый год. Далее организуется работа по составлению проекта бюджета: прогнозируется социально-экономическое развитие, прорабатываются и согласовываются основные показатели развития.
Проект бюджета разрабатывается Минфином России и передается на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу. Утверждение бюджета в Государственной Думе осуществляется поэтапно – происходит детализация его параметров на последующих чтениях в рамках ранее принятых общих показателей.
Вместе с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год Правительство представляет в Государственную Думу: 1) предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период текущего года; 2) прогноз социально-экономического развития РФ; 3) основные направления бюджетной и налоговой политики; 4) прогноз консолидированного бюджета РФ; 5) основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ; 6) порядок индексации заработной платы работников бюджетной сферы; 7) федеральные целевые программы; 8) программы приватизации предприятий; 9) расчеты по статьям классификации бюджета; 10) международные договоры РФ, вступившие в силу и содержащие ее финансовые обязательства; 11) программу государственных внешних заимствований РФ и предоставления государственных кредитов иностранным государствам, структуру внешнего долга РФ; 12) структуру государственного внутреннего долга РФ и программу внутренних заимствований, предусмотренных для финансирования дефицита федерального бюджета.
Принятый Государственной Думой федеральный Закон о федеральном бюджете на предстоящий год в течение пяти дней со дня его принятия передается Совету Федерации, где рассматривается в порядке, предусмотренном Конституцией РФ. Закон вступает в силу после подписания Президентом РФ.
Исполнение бюджета.
Исполнение бюджета – стадия бюджетного процесса, на которой осуществляется совокупность процедур, обеспечивающих полное и своевременное поступление доходов и источников финансирования дефицита бюджета в резерве каждого из источников; своевременное финансирование и осуществление расходов в соответствие с утверждёнными бюджетными назначениями, а так же учёт исполнения бюджета.8
Исполнение бюджета: цель – обеспечить поступление доходов и финансирование расходов в пределах утвержденных бюджетов. Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета законодательными органами.
Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ основано на принципах:
Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.10
Контроль за исполнением бюджета.
Контроль за исполнением бюджета – важный этап бюджетного процесса. Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляется Счетной палатой РФ – независимым, постоянно действующим органом государственного финансового контроля. На других уровнях бюджетной системы контроль за исполнением бюджетов осуществляется контрольно-счетной палатой и контрольной комиссией соответствующего уровня. В РФ контроль за исполнением бюджета имеет две формы – парламентский и административный. Парламентский контроль предполагает следующие права соответствующих представительных органов власти: 1) получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета; 2) получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджета; 3) утверждение отчета об исполнении бюджета; 4) создание собственных контрольно-счетных органов для проведения внешнего аудита бюджетов; 5) вынесение оценки деятельности исполнительных органов по исполнению бюджетов.
Информация о работе Бюджетный процесс и бюджетное планирование