Содержание
1 |
Бюджетный
процесс и его этапы |
3 |
|
1.1. Понятие бюджетного процесса
|
3 |
|
1.2. Участники бюджетного процесса
|
4 |
|
1.3.Этапы бюджетного
процесса
|
7 |
2 |
Список
литературы |
19 |
Бюджетный процесс и его этапы
1.1. Понятие бюджетного
процесса
Бюджет - важнейший
финансовый документ страны, определяющий
многие параметры ее развития на предстоящий
год и среднесрочную перспективу. Поэтому
разработке его показателей уделяется
особое внимание на всех уровнях власти
и на всех этапах прохождения расчетов.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ
федеральный бюджет находится в ведении
Российской Федерации. Бюджету государства
(федеральному бюджету) придается высшая
юридическая сила, он утверждается в форме
федерального закона.1
Финансовый год в Российской
Федерации устанавливается в 12 месяцев
(с 1 января по 31 декабря).2 Это означает, что существует
необходимость в принятии актов о бюджете
с периодичностью в один год. Именно это
и обусловило существование такого явления,
как бюджетный процесс.
Согласно Бюджетному
Кодексу РФ ст.6: «Бюджетный процесс
– это регламентированная законодательством
РФ деятельность органов государственной
власти, органов местного самоуправления
и иных участников бюджетного процесса
по составлению и рассмотрению проектов
бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов,
контролю за их исполнением, осуществлению
бюджетного учета, составлению, внешней
проверке, рассмотрению и утверждению
бюджетной отчетности».3
1.2. Участники бюджетного
процесса
В статье 152 БК РФ содержится
перечень участников бюджетного процесса
и порядок определения особенностей их
полномочий на разных уровнях - федеральном,
региональном, местном. Бюджетный кодекс
РФ закрепляет одиннадцать групп участников
бюджетного процесса:
1. Президент Российской
Федерации является участником
бюджетного процесса федерального
уровня. Согласно ст. 170 БК РФ, Глава
государства направляет Федеральному
Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего
очередному финансовому году, Бюджетное
послание, в котором определяется бюджетная
политика России на очередной финансовый
год и плановый период.
2. Высшее должностное
лицо субъекта Российской Федерации,
глава муниципального образования.
Например, в городе Москве это - мэр столицы.
3. Законодательные (представительные)
органы государственной власти
и представительные органы местного
самоуправления (далее - законодательные
(представительные) органы). На федеральном
уровне это - Государственная Дума
Федерального Собрания РФ и
Совет Федерации Федерального
Собрания РФ (ст.164 БК РФ).
4. Исполнительные органы
государственной власти (исполнительно-распорядительные
органы муниципальных образований).
На федеральном уровне к ним
относятся Правительство РФ, Министерство
финансов РФ и Федеральное
казначейство.
5. Центральный банк Российской
Федерации; в статье 164 БК РФ Банк России
назван среди участников бюджетного процесса
на федеральном уровне, но он также является
участником бюджетного процесса на региональном
и местном уровнях, так как обслуживает
счета бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ.
6. Органы государственного
(муниципального) финансового контроля.
На федеральном уровне к ним отнесены
Счетная палата РФ и Федеральная служба
финансово-бюджетного надзора (ст.164 БК
РФ).
7. Органы управления государственными
внебюджетными фондами. На федеральном
уровне участниками бюджетного
процесса являются органы управления
государственными внебюджетными
фондами Российской Федерации, т.е.
органы управления Пенсионным
фондом РФ, Фондом социального
страхования РФ и Федеральным
фондом обязательного медицинского
страхования РФ. На региональном уровне
это - органы управления государственными
внебюджетными фондами субъектов РФ, т.е.
органы управления территориальными фондами
обязательного медицинского страхования.
8. Главные распорядители
(распорядители) бюджетных средств.
Согласно ст.6 БК РФ, главный распорядитель
бюджетных средств (главный распорядитель
средств соответствующего бюджета) - орган
государственной власти (государственный
орган), орган управления государственным
внебюджетным фондом, орган местного самоуправления,
орган местной администрации, а также
наиболее значимое учреждение науки, образования,
культуры и здравоохранения, указанное
в ведомственной структуре расходов бюджета,
имеющие право распределять бюджетные
ассигнования и лимиты бюджетных обязательств
между подведомственными распорядителями
и (или) получателями бюджетных средств;
распорядитель бюджетных средств (распорядитель
средств соответствующего бюджета) - орган
государственной власти (государственный
орган), орган управления государственным
внебюджетным фондом, орган местного самоуправления,
орган местной администрации, бюджетное
учреждение, имеющие право распределять
бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных
обязательств между подведомственными
распорядителями и (или) получателями
бюджетных средств.
9. Главные администраторы
(администраторы) доходов бюджета. Согласно
ст.6 БК РФ, администратор доходов бюджета
- орган государственной власти (государственный
орган), орган местного самоуправления,
орган местной администрации, орган управления
государственным внебюджетным фондом,
Центральный банк Российской Федерации,
бюджетное учреждение, осуществляющие
в соответствии с законодательством Российской
Федерации контроль над правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
уплаты, начисление, учет, взыскание и
принятие решений о возврате (зачете) излишне
уплаченных (взысканных) платежей, пеней
и штрафов по ним, являющихся доходами
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации; главный администратор доходов
бюджета - определенный законом (решением)
о бюджете орган государственной власти
(государственный орган), орган местного
самоуправления, орган местной администрации,
орган управления государственным внебюджетным
фондом, Центральный банк Российской Федерации,
иная организация, имеющие в своем ведении
администраторов доходов бюджета и (или)
являющиеся администраторами доходов
бюджета.
10. Главные администраторы
(администраторы) источников финансирования
дефицита бюджета. Согласно ст.6 БК РФ,
администратор источников финансирования
дефицита бюджета (администратор источников
финансирования дефицита соответствующего
бюджета) - орган государственной власти
(государственный орган), орган местного
самоуправления, орган местной администрации,
орган управления государственным внебюджетным
фондом, иная организация, имеющие право
в соответствии с Бюджетным кодексом проводить
операции с источниками финансирования
дефицита бюджета; главный администратор
источников финансирования дефицита бюджета
(главный администратор источников финансирования
дефицита соответствующего бюджета) -
определенный законом (решением) о бюджете
орган государственной власти (государственный
орган), орган местного самоуправления,
орган местной администрации, орган управления
государственным внебюджетным фондом,
иная организация, имеющие в своем ведении
администраторов источников финансирования
дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами
источников финансирования дефицита бюджета.
11. Получатели бюджетных
средств. Согласно ст.6 БК РФ, получатель
бюджетных средств (получатель средств
соответствующего бюджета) - орган государственной
власти (государственный орган), орган
управления государственным внебюджетным
фондом, орган местного самоуправления,
орган местной администрации, находящееся
в ведении главного распорядителя (распорядителя)
бюджетных средств бюджетное учреждение,
имеющие право на принятие и (или) исполнение
бюджетных обязательств за счет средств
соответствующего бюджета.
1.3.Этапы бюджетного
процесса
Специфической чертой бюджетного
процесса является его повторяемость,
цикличность. Бюджетный процесс проходит
последовательно все стадии, после чего
начинается заново.
Продолжительность бюджетного процесса
по первым двум стадиям – более года, по
третьей стадии – один год (с 1 января по
31 декабря), по четвертой стадии – более
полугода. Таким образом, продолжительность
бюджетного процесса по всем стадиям составляет
около трех лет.4
Бюджетный процесс состоит из четырех
стадий бюджетной деятельности:
- составление проекта бюджета;
- рассмотрение и утверждение проекта бюджета;
- исполнение бюджета;
- составление отчета об исполнении
бюджета и утверждение отчета.
Составление проектов
бюджетов – исключительная прерогатива
Правительства РФ, высших исполнительных
органов власти субъектов РФ и местных
администраций муниципальных образований.
Непосредственное составление проектов
бюджетов осуществляют Министерство
финансов РФ, финансовые органы
субъектов РФ и муниципальных
образований.
Составление
проекта бюджета основывается
на:
- бюджетном послании Президента
РФ;
- прогнозе социально-экономического
развития соответствующей территории;
- основных направлениях бюджетной и налоговой
политике.
Рассмотрение и утверждение проектов
бюджетов - исключительная прерогатива
высших законодательных органов Российской
Федерации, субъектов РФ, представительных
органов муниципальных образований.
Государственная Дума РФ рассматривает
проект федерального закона о
федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый
период в трех чтениях. Бюджетным
кодексом установлена следующая
продолжительность рассмотрения
проекта федерального закона
о федеральном бюджете в Государственной
Думе РФ:
- в первом чтении – 30 дней со
дня внесения законопроекта в
Государственную Думу;
- во втором чтении – 35 дней
со дня принятия его в первом
чтении;
- в третьем чтении – 15 дней
со дня принятия во втором
чтении.
Принятый Государственной Думой
РФ федеральный закон о федеральном бюджете
на очередной финансовый год и плановый
период в течение 5 дней со дня принятия
передается на рассмотрение в Совет Федерации
РФ.
Совет Федерации РФ в течение
14 дней рассматривает законопроект о федеральном
бюджете на предмет одобрения его в целом.
Одобренный закон о федеральном бюджете
направляется Президенту РФ для подписания
и обнародования.
Исполнение бюджета
- одна из важнейших стадий бюджетного
процесса, которая предусматривает обеспечение
полного и своевременного поступления
утвержденных в бюджете доходов и финансирование
всех утвержденных расходных обязательств
органа власти.
Согласно статье
215 БК РФ «Исполнение федерального бюджета
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации, бюджета
субъекта Российской Федерации и бюджета
территориального государственного внебюджетного
фонда, местного бюджета обеспечивается
соответственно Правительством Российской
Федерации, высшим исполнительным органом
государственной власти субъекта Российской
Федерации, местной администрацией муниципального
образования».
Организация
исполнения бюджета возлагается на соответствующий
финансовый орган (орган управления государственным
внебюджетным фондом). Исполнение бюджета
организуется на основе сводной бюджетной
росписи и кассового плана.
Бюджет
исполняется на основе единства кассы
и подведомственности расходов.
«Кассовое
обслуживание исполнения бюджетов
бюджетной системы РФ осуществляется
Федеральным казначейством».5На органы Федерального
казначейства возложены организация и
исполнение бюджетов, управление счетами
бюджетов и бюджетными средствами. Органы
Федерального казначейства являются кассирами
всех распорядителей и получателей бюджетных
средств и осуществляют платежи за счет
бюджета от имени и по поручению бюджетных
учреждений.
Исполнение бюджета включает
в себя исполнение бюджета по доходам,
расходам и по источникам финансирования
дефицита бюджета.
Исполнение бюджета по доходам
включает в себя:
а) зачисление денежных средств
на единый счет бюджета, полученных при
распределении поступлений от налогов,
сборов, иных поступлений в соответствии
с утвержденными нормативами, а также
зачисление иных поступлений. Доходы,
согласно ст.40 БК РФ (налоговые и неналоговые),
подлежат зачислению на счета Федерального
казначейства, которое распределяет их
по уровням бюджетной системы в соответствии
с утвержденными нормативами;
б) зачет и возврат излишне уплаченных
сумм, а также возврат процентов, которые
начислены на излишне взысканные суммы
или несвоевременно возвращенные из бюджетной
системы;
в) уточнение администраторами
доходов платежей в бюджеты бюджетной
системы. Организации и физические лица,
которые вносят платежи в бюджет, либо
администраторы доходов могут допускать
ошибки при перечислении этих платежей,
например, неправильно оформляя платежные
документы. В этом случае денежные средства
ошибочно зачисляются в бюджетную систему.
После выявления ошибки администраторы
доходов (например, Федеральная налоговая
служба после проведения сверки расчетов
с налогоплательщиками) уточняют назначение
платежа;