г) перечисление Федеральным
казначейством средств, необходимых для
зачета (возврата) указанных сумм, с единого
бюджетного счета на счет Федерального
казначейства. При выявлении излишней
уплаты или взыскания налога и получения
Федеральным казначейством подтверждающих
документов (например, от Федеральной
налоговой службы или Федеральной таможенной
службы) Федеральное казначейство перечисляет
излишне уплаченные (взысканные) средства
на счета Федерального казначейства, которые
используются для учета поступлений и
их распределения между бюджетами.
Исполнение бюджета по расходам
включает четыре последовательные процедуры:
а) принятие бюджетных обязательств;
б) подтверждение денежных обязательств;
в) санкционирование оплаты
денежных обязательств;
г) подтверждение исполнения
бюджетных обязательств.
Исполнение
федерального бюджета, как и бюджетов
других уровней, обеспечивается на основе бюджетной
росписи – документ, который составляется
и ведется главным распорядителем бюджетных
средств в соответствии с настоящим Кодексом
в целях исполнения бюджета по расходам.6 Она подготавливается
главным распорядителем бюджетных средств
с разбивкой по получателям средств на
основе функциональной и экономической
классификаций расходов. Бюджетная роспись
составляется с поквартальной разбивкой
и представляется в Министерство финансов.
Министерство
финансов на основе бюджетных росписей
главных распорядителей бюджетных средств
подготавливает сводную бюджетную роспись – документ, который
составляется и ведется финансовым органом
в соответствии с настоящим Кодексом в
целях организации исполнения бюджета
по расходам бюджета и источникам финансирования
дефицита бюджета, которая должна быть
составлена в течение 15 дней после утверждения
федерального бюджета.
В
течение 10 дней со дня утверждения сводной
бюджетной росписи Федеральное казначейство
доводит показатели росписи до распорядителей
и получателей бюджетных средств. Доведение
показателей сводной бюджетной росписи
осуществляется в форме уведомлений о
бюджетных ассигнованиях.
Уведомление
о бюджетных ассигнованиях не представляет
бюджетополучателям права принятия обязательств
по осуществлению платежей. Это значит,
что они еще не могут заключать договоры
на приобретение товаров и оплату услуг.
Федеральное казначейство
принимает на себя бюджетные обязательства
– расходные обязательства, подлежащие
исполнению в соответствующем финансовом
году и выделяет главным распорядителям лимиты бюджетных
обязательств – объем прав в денежном
выражении на принятие казенным учреждением
бюджетных обязательств и их исполнение
в текущем финансовом году.
Распределение бюджетных обязательств
между распорядителями и получателями
средств утверждается главными распорядителями
бюджетных средств. Утвержденные лимиты
бюджетных обязательств доводятся до
нижестоящих распорядителей и получателей
средств Федеральным казначейством в
форме уведомления о лимите бюджетных
обязательств федерального бюджета.
Имея уведомление о лимите бюджетных
обязательств, получатели бюджетных средств
могут осуществлять расходы в пределах
выделенных им средств. Иными словами,
они принимают на себя денежные обязательства,
т. е. заключают договоры на приобретение
товаров и оплату услуг, составляют платежные
документы и передают их в Федеральное
казначейство.
Подтверждение получателями
средств федерального бюджета, администраторами
источников финансирования дефицита федерального
бюджета обязательств по расходам за счет
средств федерального бюджета осуществляется
с учетом приказа Минфина России от 1 сентября
2008 г. N 87н «О порядке санкционирования
оплаты денежных обязательств получателей
средств федерального бюджета и администраторов
источников финансирования дефицита федерального
бюджета». В соответствии с приказом о
санкционировании оплаты денежных обязательств
получатели средств федерального бюджета
и администраторы источников финансирования
дефицита федерального бюджета предоставляют
в органы федерального казначейства заявку
на кассовый расход или заявку на получение
наличных денег.7
Заявка подписывается руководителем
и главным бухгалтером (иными уполномоченными
руководителем лицами) получателя средств
федерального бюджета (администратора
источников финансирования дефицита федерального
бюджета).
Для подтверждения возникновения
денежного обязательства получатель средств
федерального бюджета представляет в
Федеральное казначейство или орган Федерального
казначейства вместе с заявкой государственный
контракт на поставку товаров, выполнение
работ, оказание услуг или договор аренды
и (или) документ, подтверждающий возникновение
денежного обязательства.
После получения заявки
и документов-оснований орган Федерального
казначейства проводит их проверку и их
санкционирование.
Заявка проверяется на правильность
и полноту заполнения ее реквизитов. Подтверждающие
документы требуются для проведения проверки
действительности возникновения денежных
обязательств, их размера и на предмет
соответствия сведениям, указанным в заявке,
реквизитам подтверждающих документов.
При санкционировании оплаты
денежных обязательств по расходам (за
исключением расходов по публичным нормативным
обязательствам) заявка проверяется по
следующим направлениям:
а) коды классификации расходов
федерального бюджета, указанные в заявке,
должны соответствовать кодам бюджетной
классификации Российской Федерации,
действующим в текущем финансовом году
на момент представления заявки;
б) соответствие указанных в
заявке кодов классификации операций
сектора государственного управления,
относящихся к расходам бюджетов, текстовому
назначению платежа, исходя из назначения
платежа, в соответствии с установленным
порядком применения бюджетной классификации
Российской Федерации;
в) указанный в заявке авансовый
платеж не должен превышать предельного
размера авансового платежа, установленного
федеральным законом (постановлением
Правительства Российской Федерации),
в случае представления заявки для оплаты
денежных обязательств по государственным
контрактам на поставку товаров, выполнение
работ, оказание услуг - должен соответствовать
размеру и срокам выплаты арендной платы
за период пользования имуществом условиям
договора аренды;
г) соответствие содержания
операции, коду классификации операций
сектора государственного управления
и содержанию текста назначения платежа,
указанным в заявке;
д) не должны быть превышены
указанные в заявке суммы остатков лимитов
бюджетных обязательств и предельных
объемов финансирования, учтенных на лицевом
счете получателя бюджетных средств;
е) не должны быть превышены
указанные в заявке суммы остатка источника
дополнительного бюджетного финансирования,
если проводится проверка заявки за счет
источника дополнительного бюджетного
финансирования.
Если заявка не соответствует
установленным требованиям, то она возвращается
получателю (администратору источников
финансирования дефицита бюджета).
При положительном результате
проверки в заявке, представленной на
бумажном носителе, уполномоченный руководителем
Федерального казначейства (органа Федерального
казначейства) работник делает отметку,
подтверждающую санкционирование оплаты
денежных обязательств получателя средств
федерального бюджета (администратора
источников финансирования дефицита федерального
бюджета), проставляет дату, ставит подпись
и расшифровывает ее, указывая свою фамилию
и инициалы, и заявка принимается к исполнению.8
Исполнение федерального
бюджета по расходам завершается подтверждением
исполнения денежных обязательств.
Исполнение бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов
осуществляется в общем порядке, который
определен Бюджетным Кодексом РФ, с учетом
особенностей, связанных с организацией
деятельности органов государственной
власти субъектов Российской федерации
и органов местного самоуправления. Бюджетный
кодекс РФ наделяет региональные и местные
органы власти полномочиями в процессе
исполнения бюджетов. Это позволяет, обеспечивая
единство бюджетной системы Российской
Федерации, учитывать региональные и местные
особенности при организации процесса
исполнения бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов.
Исполнение бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов
по доходам ведется в общем порядке, который
установлен в ст. 218 БК РФ. Субъекты Российской
Федерации и муниципальные образования
самостоятельно определяют перечень главных
администраторов и администраторов доходов
бюджетов, однако объем их полномочий
и порядок взаимодействия с органами Федерального
казначейства одинаков.
Составление отчета
об исполнении бюджета и утверждение отчета
Бюджетный процесс завершается
составлением, проверкой, рассмотрением
и утверждением бюджетной отчетности.
"Отчетная" стадия бюджетного процесса
состоит из четырех этапов:
1) составление бюджетной отчетности;
2) внешняя проверка бюджетной
отчетности;
3) рассмотрение бюджетной отчетности;
4) утверждение бюджетной отчетности.
В состав бюджетной отчетности
на всех уровнях бюджетной системы
Российской Федерации включаются пять
документов:
1) отчет об исполнении бюджета
содержит данные об исполнении бюджета
по доходам, расходам и источникам финансирования
дефицита бюджета в соответствии с бюджетной
классификацией Российской Федерации,
составляется ежеквартально. Отчет об
исполнении бюджета подлежит обязательному
утверждению законодательными (представительными)
органами власти;
2) баланс исполнения бюджета
состоит из сведений о нефинансовых и
финансовых активах, обязательствах Российской
Федерации, ее субъектов и муниципальных
образований на первый и последний день
отчетного периода по счетам плана счетов
бюджетного учета; позволяет оценить динамику
активов и обязательств бюджетной системы
Российской Федерации;
3) отчет о финансовых результатах
деятельности, в разрезе кодов классификации
операций сектора государственного управления
представлены данные о финансовом результате
деятельности в отчетном периоде;
4) отчет о движении денежных
средств отражает операции по счетам бюджетов
по кодам классификации операций сектора
государственного управления;
5) пояснительная записка содержит
анализ исполнения бюджета и бюджетной
отчетности, сведения о выполнении государственного
(муниципального) задания и (или) иных результатах
использования бюджетных ассигнований
главными распорядителями (распорядителями,
получателями) бюджетных средств в отчетном
финансовом году.
Бюджетная отчетность составляется
всеми получателями, распорядителями,
главными распорядителями бюджетных средств,
главными администраторами (администраторами)
доходов бюджетов и главными администраторами
(администраторами) источников финансирования
дефицита бюджета.
Бюджетная отчетность представляется
главным распорядителям, главным администраторам
доходов и главным администраторам источников
финансирования дефицита бюджета, которые
называются главными администраторами
бюджетных средств. На них возложены обязанности
по составлению сводной бюджетной отчетности
и ее представлению в Федеральное казначейство,
финансовые органы субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований.
На основе данных сводной бюджетной отчетности,
полученных от главных администраторов
бюджетных средств, Федеральное казначейство,
финансовые органы соответствующего уровня
составляют бюджетную отчетность Российской
Федерации, ее субъектов и муниципальных
образований. Указанная отчетность представляется
в Правительство Российской Федерации,
высший исполнительный орган государственной
власти субъектов Российской Федерации,
местную администрацию.
Отчет об исполнении бюджета
является ежеквартальным. Отчет об исполнении
федерального бюджета, бюджета субъекта
Российской Федерации, местного бюджета
за первый квартал, полугодие и девять
месяцев текущего финансового года утверждается
соответственно Правительством Российской
Федерации, высшим исполнительным органом
государственной власти субъекта Российской
Федерации, местной администрацией и направляется
в законодательный (представительный)
орган и созданный им орган государственного
(муниципального) финансового контроля.
Годовые отчеты об исполнении
федерального бюджета, бюджета субъекта
Российской Федерации, местных бюджетов
подлежат утверждению соответственно
федеральным законом, законом субъекта
Российской Федерации, муниципальным
правовым актом представительного органа
муниципального образования.
Следующим этапом "отчетной"
стадии бюджетного процесса является
обязательная внешняя проверка бюджетной
отчетности. Бюджетным законодательством
регламентируется порядок проведения
внешней проверки годового отчета об исполнении
бюджета, а также бюджетной отчетности
главных администраторов бюджетных средств.
На федеральном уровне внешнюю
проверку проводит Счетная палата Российской
Федерации. В этих целях главные администраторы
средств федерального бюджета не позднее
1 апреля текущего финансового года представляют
годовую бюджетную отчетность в Счетную
палату Российской Федерации.
По результатам проверки
бюджетной отчетности Счетная палата
РФ оформляет заключения по каждому главному
администратору средств федерального
бюджета. Заключения должны быть подготовлены
не позднее 1 июня текущего финансового
года.
Не позднее 15 июня текущего
финансового года Правительство Российской
Федерации направляет в Счетную палату
РФ годовой отчет об исполнении федерального
бюджета и иные документы, подлежащие
представлению в Государственную Думу
одновременно с годовым отчетом об исполнении
федерального бюджета.
На основании внешней проверки
годовой бюджетной отчетности главных
администраторов средств федерального
бюджета Счетная палата Российской Федерации
готовит заключение на годовой отчет об
исполнении федерального бюджета и не
позднее 15 сентября текущего финансового
года представляет его в Государственную
Думу и в Правительство Российской Федерации.
На уровне субъектов Российской
Федерации внешнюю проверку годового
отчета об исполнении бюджета проводит
орган государственного финансового контроля
субъекта Российской Федерации, образованный
законодательным (представительным) органом
государственной власти субъекта Российской
Федерации.
По результатам рассмотрения
годового отчета об исполнении бюджета
законодательный (представительный) орган
принимает решение об утверждении либо
отклонении закона (решения) об исполнении
бюджета.