Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:18, курсовая работа
Целью работы было выявить и предложить решения теоретических и практических проблем реализации бюджетного федерализма в Российской Федерации . Рассмотреть бюджетный федерализм на примере отношений государства и Республики Саха (Якутия).
В написании курсовой были поставлены следующие задачи:
Исследовать понятие «бюджетный федерализм», исследовать его природу, сущность, раскрыть основные принципы и содержание.
Выделить и исследовать основные этапы становления бюджетного федерализмы в РФ
Исследовать и разграничить понятия «бюджетный федерализм» и «межбюджетные отношения».
Проанализировать модели бюджетного федерализма в зарубежных странах.
Анализ межбюджетных отношений на примере Республики Саха (Якутия).
ВВЕДЕНИЕ 2
I. Теоретические аспекты бюджетного федерализма 4
1.1 Сущность , принципы и экономическая сущность понятия бюджетный федерализм 4
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система РФ 6
1.3 Этапы формирования бюджетного федерализма в РФ 10
II. Реализация принципа бюджетного федерализма при правовом регулировании межбюджетных отношений в РФ. 12
1.1 Правовое регулирование межбюджетных отношений в РФ и Республики Саха(Я) 12
2.1.1 Правовое регулирование расходов в Республике Саха (Якутия). 14
2.1.2 Правовое регулирование доходов Республики Саха (Якутия). 15
2.1.3 Оказание финансовой помощи из средств федерального бюджета бюджету Республики Саха (Якутия). 19
1.2 Правовое регулирование межбюджетных отношений в зарубежных странах 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список литературы 29
Рисунок 1
Собственные доходы формируются в основном за счет налоговых доходов, структура и объем которых указаны на рисунке 2
Рисунок 2
При действующей системе
разграничения налоговых
На следующем рисунке (рис.3) можно увидеть динамику структуры собственных доходов.
Рисунок 3
В трехлетней перспективе 2010-2012
годов приоритеты в области налоговой
политики остаются такими же, как и
ранее – создание эффективной
налоговой системы, обеспечивающей
бюджетную устойчивость в среднесрочной
и долгосрочной перспективе, сохранение
сложившегося к настоящему моменту
налогового бремени. Таким образом,
Основные направления налоговой
политики на 2011-2013 гг. составлены с учетом
преемственности ранее
Планируемые на федеральном уровне изменения налогового законодательства в период 2011 – 2013 годов коснутся порядка исчисления налогов, формирующих доходную часть консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия):
По налогу на прибыль –
завершение реформы амортизации
основных фондов, сокращение возможностей
по минимизации налогообложения, совершенствование
механизма учета для целей
налогообложения расходов организаций
на освоение природных ресурсов, совершенствование
налогообложения операций с ценными
бумагами, установление порядка налогообложения
экономической выгоды при предоставлении
организациями беспроцентных
Планируется осуществлять ежегодную индексацию ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации.
Будет завершено проведение подготовительной работы для введения налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц.
По налогу на добычу полезных
ископаемых планируется провести анализ
целесообразности установления понижающих
коэффициентов к ставке налога при
добыче нефти на новых участках недр
с незначительными начальными извлекаемыми
запасами, а также из комплексных
месторождений. Также планируется
продолжить работу по созданию налоговых
стимулов для утилизации попутного
нефтяного газа и по определению
оптимального размера ставки НДПИ,
взимаемого при добыче горючего природного
газа с учетом динамики цен на газ.
Будет завершена
В указанном периоде планируется
совершенствование упрощенной системы
налогообложения на основе патента,
в частности, будет уточнен перечень
видов предпринимательской
В Республике Саха (Якутия) в
действующих условиях будет продолжена
работа по совершенствованию
В целях поддержки малого
предпринимательства
В рамках планируемого на федеральном
уровне снижения ставок транспортного
налога планируется пересмотр
Необходимо продолжить работу
по эффективному взаимодействию с компаниями,
структурные подразделения
Одним из направлений налоговой
политики республики является внедрение
современных подходов к налоговому
администрированию, способствующих эффективной
реализации на территории республики
предоставленных федеральным
Положительная динамика поступления
доходов в государственный
Динамика доходов
Основные изменения бюджетного законодательства, оказывающие влияние на формирование доходной базы 2011-2013 годов:
пересмотр действующих в республике ставок транспортного налога;
изменение показателей, используемых
для расчета норматива
установление с 2013 года единой ставки экспортных пошлин для светлых и темных нефтепродуктов на уровне 60% от ставки пошлины на нефть.
ВРП 2010 году= 367 млрд руб. , темп прироста составил 112% , ВРП в 2011 году 411 млрд руб, темп прироста ВРП на 2012 год=104,2 % к предыдущему году.= 428 млрд рублей.
Увеличение объема расходов на период до 2012 года вызвано в первую очередь направлением средств на мероприятия по внедрению инструментов программно-целевого управления бюджета, модернизацию автоматизированной системы планирования и управления муниципальными финансами муниципального образования.
Далее представлена диаграмма (рис.4) объемов расходов отдельных разделов функциональной классификации в % в общем объеме расходов бюджета субъекта.
Рисунок 4
В целом по разделам функциональной
классификации наблюдается рост
расходов, обусловленный дальнейшей
реализацией начатых ранее
Дефицит бюджета Республики Саха (Якутия) составил 6 696 748тыс. руб. (или 6,8% от расходов) за 2011 год. Согласно проекту Закона "О государственном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в 2012 прогнозируемый объем дефицит составит 3,85% от расходов, в 2013 – 4,6% от расходов, а в 2014 – 5%от расходов.
Таблица 2
Поскольку ВРП Республики Саха (Якутия) за 2011 год составил 411, 04 млрд.руб, то дефицит бюджета составляет 1,62% ВРП. |
Динамика и структура финансовой помощи из вышестоящего бюджета, ее формы(по годам)
Таблица 3
статьи |
01.02.2010 |
01.02.2011 |
01.02.2012 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ,млн руб. |
7555,97 |
3957,86 |
8390,75 |
Безвозмездные поступления, руб. на душу населения |
7887,23 |
4131,38 |
8758,61 |
Доля безвозмездных |
73,71 |
64 |
74,19 |
Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований, млн. руб |
6536,11 |
3316,02 |
7483,69 |
Субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (межбюджетные субсидии),млн. руб |
42,04 |
33,63 |
40,46 |
Субвенции бюджетам РФ и муниципальных образований, млн руб |
793,13 |
542,21 |
742,34 |
Иные межбюджетные трансферты |
184,69 |
65,98 |
124,23 |
На основании данных таблицы была построена диаграмма (рис. 5), которая демонстрирует динамику и структуру изменения трансфертов в 2010 – 2012гг.
Доля трансфертов из федерального (субфедерального) бюджета в консолидированном бюджете субъекта РФ равняется 22,8% .
Основными инструментами
межбюджетного регулирования в
Республике Саха (Якутия) на сегодняшний
день являются: финансовая помощь местным
бюджетам (в том числе дотации
из областных фондов: финансовой поддержки
поселений, финансовой поддержки муниципальных
районов (городских округов)); финансовая
поддержка поселений
Для анализа и сравнения рассмотрим особенности межбюджетных отношений в зарубежных государствах, а именно США, Канады и Германии - стран с федеративной формой государственного устройства.
В Соединенных Штатах Америки
межбюджетные отношения строятся на
основе четкого разграничения как
расходных, так и доходных полномочий,
поэтому формируются
В компетенцию федерального правительства входят оборона, международные отношения, космические исследования, внешняя и внутренняя (межрегиональная) торговля, почтовая служба, патентование и защита авторских прав, охрана правопорядка (частично). Все три уровня участвуют в предоставлении таких общественных услуг, как жилищное строительство, образование, общественный транспорт и социальное обеспечение.
Взаимоотношения федеральной власти и штатов определяются Конституцией, принятой в 1789г. Взаимоотношения между штатами и местными органами власти обычно регулируются «правилом Дилона (местные органы власти пользуются такими полномочиями, которые предоставлены им правительством штатов).
Помимо налогов на международную торговлю, отнесенных к компетенции федерального правительства, и налогов на имущество, закрепленных за правительством штатов и местными органами власти, доступ к остальным налоговым базам открыт для всех уровней бюджетной системы. При этом правительства штатов имеют право самостоятельно вводить любые налоги (устанавливать налоговые базы и ставки) если они не противоречат Конституции, не создают препятствий для свободного перетока товаров и услуг между штатами и не являются дискриминирующими.
Отличительной чертой налоговой системы США является то, что в бюджет каждого уровня зачисляются поступления только тех налогов, права на установление и администрирование которых принадлежит правительству этого уровня. В США отсутствует практика, когда поступления от налогов, которые регулируются одним правительством, распределяются между различными бюджетами.