Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 17:14, дипломная работа
Поэтому основной целью дипломной работы является исследование теоретических и практических аспектов системы формировании и регулировании муниципальных бюджетов на примере муниципального образования – ГО «Поронайский» Сахалинской области и разработка на этой основе предложений по совершенствованию системы формирования и регулировании муниципальных бюджетов.
В соответствии с поставленной целью выпускной квалификационной работы можно сформулировать следующим образом:
- выявление роли местных бюджетов в бюджетной системе РФ;
- изучение структуры местных бюджетов;
- определение места местных бюджетов в системе межбюджетных отношений;
- проведение анализа формирования доходов и расходов бюджета на примере муниципального образования ГО «Поронайский»;
- разработка предложений по совершенствованию системы формирования и регулировании муниципальных бюджетов.
Введение 7
1 Теоретические аспекты формирования и регулирования бюджетов муниципальных образований 10
1.1 Экономическое содержание и назначение местных бюджетов 10
1.2 Система формирования и регулирования бюджетов муниципальных образований 17
1.3 Становление и развитие системы местных бюджетов 30
2 Анализ формирования и регулирования бюджетов муниципальных образований (на примере бюджета ГО «Поронайский») 44
2.1 Общая характеристика бюджета муниципального образования 44
2.2 Анализ исполнения доходной части бюджета 54
2.3 Анализ исполнения расходной части муниципального бюджета 62
3 Направления совершенствования системы формировании и регулирования бюджетов муниципальных образований 66
3.1 Совершенствование системы формирования бюджетов МО 66
3.2 Совершенствование межбюджетных отношений в современных
условиях 81
Заключение 87
Список использованных источников 91
Прогноз позволяет руководителям
отслеживать исполнение установленных
параметров социально-экономического
развития территории, происходящие отклонения,
создает возможность
Прогнозы, социально-экономического развития муниципальных образований являются составной частью федерального и областного государственного прогноза. Территориальные прогнозы разрабатываются на долгосрочную, среднесрочную перспективу и ежегодно (текущие прогнозы).
Задачи прогнозирования социально-экономического развития территории:
- определение темпов и пропорций развития отраслей, сфер производственной деятельности исходя из оценки итогов работы за предшествующий период, намерений (планов) хозяйствующих субъектов с учетом мер государственной (муниципальной) поддержки реального сектора экономики;
- формирование целей социального развития муниципального образования на прогнозируемый период;
- выявление проблем, решение которых требует разработки целевых программ, или включения инвестиционных и некоммерческих проектов в реализуемые целевые программы вышестоящего территориального уровня (районные, областные, федеральные);
- расчет и формирование системы бюджетообразующих показателей для составления проекта бюджета муниципального образования;
- обоснование потребности муниципального образования в дотациях и субвенциях из вышестоящих бюджетов.
Прогнозирование социально-экономического развития осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 20.07.1995 г. № 115 "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, а также на основании нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Разработчиком прогноза
социально-экономического развития являются экономические органы администрации
муниципального образования. Разработка
прогноза социально-экономического развития
начинается с принятия организационно-
Этот документ должен включать:
- установление головного подразделения по разработке прогноза;
- поручения структурным подразделениям о предоставлении необходимой информации (с указанием сроков) для разработки прогноза головному подразделению;
- рекомендации территориальным подразделениям федеральных органов исполнительной власти и внебюджетных фондов, хозяйствующим субъектам о предоставлении информации;
- сроки согласования показателей прогноза с администрацией вышестоящего уровня (сельского, городского поселения - с администрацией муниципального городского округа, городского округа - с администрацией области);
- сроки представления прогноза на рассмотрение представительного органа муниципального образования;
- закрепление персональной ответственности за разработку прогноза социально-экономического развития и представление на согласование в администрацию вышестоящего уровня и в орган представительной власти муниципального образования.
Разработка прогнозов развития муниципальных образований осуществляется в два этапа.
1 этап - разработка предварительного варианта основных показателей прогноза социально-экономического развития муниципального образования.
2 этап - согласование
показателей прогноза в
Структура и содержание (основные показатели) прогноза социально-экономического развития муниципального образования.
Производственная сфера муниципального образования. Данный раздел содержит прогноз развития отраслей и сфер реального сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь). Аналитическая информация и прогнозные показатели развития проводятся на основе данных органов государственной и муниципальной статистики, намерений (планов) развития хозяйствующих субъектов по объемам и темпам производства, численности кадров, использованию основных фондов, финансовому состоянию предприятии. Проект прогноза развития реального сектора экономики муниципального образования с учетом результатов рассмотрения планов хозяйствующих субъектов в органах местного самоуправления представляется для согласования в администрацию муниципального образования вышестоящего уровня.
Промышленность. Основные показатели прогноза развития промышленности: объем промышленного производства, который прогнозируется в действующих ценах (т.е. ценах производителей), и темпы роста (снижения) объемов производства в сопоставимых ценах, численность работающих, фонд оплаты труда, стоимость основных фондов, прибыль.
Транспорт. Основные прогнозные показатели по транспорту: объем перевозок грузов и пассажиров, грузооборот и пассажирооборот.
Связь. Основными показателями прогноза развития отрасли является объем доходов от услуг связи, уровень телефонизации населения.
Сельское хозяйство. Основным показателем, характеризующим размер и динамику производства в сельском хозяйстве, является стоимость валовой продукции, которая исчисляется в сопоставимой оценке и в действующих ценах по всем категориям хозяйств отдельно по продукции растениеводства и животноводства.
К числу других показателей относятся:
- объем производства основных видов сельскохозяйственной продукции (зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, овощей, картофеля, мяса скота и птицы, молока, яиц) в натуральном выражении;
- фонд оплаты труда в сельскохозяйственных предприятиях;
- прибыль (убыток) в сельскохозяйственных предприятиях;
- стоимость основных производственных фондов сельхозорганизаций.
Инвестиционная деятельность. В данном разделе прогнозируются следующие показатели:
- объем инвестиций в основной капитал за счет различных источников финансирования (собственных средств хозяйствующих субъектов, средств местного, областного и федерального бюджетов, средств вне бюджетных фондов, средств населения, заемных и прочих источников) в действующих ценах, в том числе инвестиции производственного назначения (в разрезе отраслей), непроизводственного назначения (в разрезе отраслей);
- темпы роста (снижения) инвестиций в % к предыдущему году в сопоставимых ценах;
- инвестиции по источникам финансирования (по источникам дается расшифровка);
- иностранные инвестиции;
- ввод в действие основных фондов;
- объем работ, выполняемых по договорам строительного подряда, собственными силами организаций, расположенных на территории городского округа;
- прибыль (убытки), численность занятых, фонд оплаты труда, стоимость основных фондов строительных организаций.
Денежные доходы и расходы населения. Прогноз денежных доходов и расходов населения разрабатывается на основе балансового метода, т. е. разработки баланса денежных доходов и расходов населения
В доходной части баланса показываются все номинальные денежные доходы населения (оплата труда, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты в денежной форме, поступления от продажи продукций сельского хозяйства, доходы от собственности, доходы населения на вторичном рынке жилья, от предпринимательской деятельности, от продажи иностранной валюты, компенсации по вкладам, а также страховые возмещения, ссуды и другие поступления), т. е. поступления денег населению от государственных, коммерческих и общественных предприятий, организаций и учреждений, находящихся на территории муниципального образования. При этом учитываются все денежные поступления, а также стоимость продуктов и услуг, предоставляемых населению в денежной форме за счет причитающихся ему социальных трансфертов.
Расходная часть баланса состоит из затрат: на покупку товаров и оплату услуг, обязательных платежей и взносов, выплачиваемых населением, на прирост сбережений населения во вкладах, на приобретение государственных и других ценных бумаг, на покупку недвижимости, на приобретение иностранной валюты.
Потребительский рынок.
Потребительский рынок
Оборот розничной торговли прогнозируется с учётом предполагаемых темпов развития промышленного и сельскохозяйственного производства, повышения уровня реальных денежных доходов населения и социального обеспечения, совершенствования инфраструктуры торговли, изменения структуры оборота розничной торговли.
Муниципальный прогноз по труду разрабатывается по показателям:
- трудовые ресурсы территории (численность и состав трудовых ресурсов);
- занятость (численность занятого населения в разрезе отраслей, сфер деятельности и форм собственности, численность работников по отраслям экономического комплекса муниципального образования);
- безработица (динамика показателей общей и регистрируемой безработицы);
- среднемесячная заработная плата;
- фонд заработной платы;
- выплаты социального характера.
Использование муниципальной собственности. В этом разделе представляется динамика денежных доходов, полученных от продажи, сдачи в аренду, приватизации и эксплуатации находящегося в муниципальной собственности имущества. Необходимо оценить роль и эффективность деятельности муниципальных унитарных предприятий, выявить резервы в использовании земель городов и поселков, земель сельскохозяйственного назначения.
Все мероприятия по совершенствованию организации бюджетного процесса в муниципальном образовании должны быть направлены на смещение акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.
В рамках концепции «управления результатами» бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных р