Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 17:14, дипломная работа
Поэтому основной целью дипломной работы является исследование теоретических и практических аспектов системы формировании и регулировании муниципальных бюджетов на примере муниципального образования – ГО «Поронайский» Сахалинской области и разработка на этой основе предложений по совершенствованию системы формирования и регулировании муниципальных бюджетов.
В соответствии с поставленной целью выпускной квалификационной работы можно сформулировать следующим образом:
- выявление роли местных бюджетов в бюджетной системе РФ;
- изучение структуры местных бюджетов;
- определение места местных бюджетов в системе межбюджетных отношений;
- проведение анализа формирования доходов и расходов бюджета на примере муниципального образования ГО «Поронайский»;
- разработка предложений по совершенствованию системы формирования и регулировании муниципальных бюджетов.
Введение 7
1 Теоретические аспекты формирования и регулирования бюджетов муниципальных образований 10
1.1 Экономическое содержание и назначение местных бюджетов 10
1.2 Система формирования и регулирования бюджетов муниципальных образований 17
1.3 Становление и развитие системы местных бюджетов 30
2 Анализ формирования и регулирования бюджетов муниципальных образований (на примере бюджета ГО «Поронайский») 44
2.1 Общая характеристика бюджета муниципального образования 44
2.2 Анализ исполнения доходной части бюджета 54
2.3 Анализ исполнения расходной части муниципального бюджета 62
3 Направления совершенствования системы формировании и регулирования бюджетов муниципальных образований 66
3.1 Совершенствование системы формирования бюджетов МО 66
3.2 Совершенствование межбюджетных отношений в современных
условиях 81
Заключение 87
Список использованных источников 91
1.Федеральные органы государственной власти решают вопросы:
- разграничения расходных обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
- определения порядка
установления и исполнения
- установления нормативов
отчислений от федеральных
- становления общих
принципов предоставления
- установления порядка ведения бюджетного учета, отчетности, форм бюджетной документации.
2. Органы государственной власти субъектов РФ решают вопросы:
- определения порядка
установления и исполнения
- установления порядка
и условий предоставления
- предоставления межбюджетных
трансфертов из
- временного осуществления
отдельных бюджетных
Бюджетные права органов
местного самоуправления связаны с
их бюджетными полномочиями. Бюджетные
полномочия местного самоуправления -
это установленные
Органы местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом (ст. 9 БК РФ) и иными федеральными законами осуществляют следующие бюджетные полномочия [2, с. 86]:
- установление порядка
составления и рассмотрения
- составление и рассмотрение
проекта местного бюджета,
- установление и исполнение
расходных обязательств
- определение порядка
предоставления межбюджетных
- осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом муниципального образования;
- детализация объектов
бюджетной классификации
- в случае и порядке, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, установление порядка привлечения к ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
- иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным кодексом и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления муниципальных районов помимо полномочий, перечисленных выше, в соответствии с Бюджетным кодексом и иными федеральными законами осуществляют также следующие бюджетные полномочия [34, с. 35]:
- установление в соответствии
с федеральными законами и
законами субъектов Российской
Федерации нормативов
- установление порядка
и условий предоставления
- определение целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера.
Органы местного самоуправления поселений помимо полномочий, перечисленных выше, в соответствии с Бюджетным кодексом и иными федеральными законами осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов, входящих в состав территории поселения отдельных населенных пунктов (других территорий), не являющихся муниципальными образованиями.
Бюджетный процесс в муниципальном образовании - регламентированная нормами права деятельность органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению местного бюджета, а также по контролю за его исполнением.
Полномочия органов
местного самоуправления муниципального
образования в области
Общая продолжительность бюджетного процесса по местному бюджету составляет 1 год 8 месяцев, в том числе:
а) первый этап - прогнозирование доходной и расходной частей бюджета на очередной финансовый год (и на плановый период - 3 года) на основе анализа финансово- экономического положения муниципального образования в текущем финансовом году; формирование проекта местного бюджета на очередной финансовый год (сентябрь-октябрь текущего года);
б) второй этап - рассмотрение и утверждение бюджета на очередной финансовый год (ноябрь-декабрь текущего года);
в) третий этап - исполнение бюджета муниципального образования (январь-декабрь отчетного года);
г) четвертый этап - завершение операций по исполнению бюджета, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета за отчетный год (январь-апрель года, следующего за отчетным).
Участниками бюджетного процесса - субъектами бюджетных правоотношений на территории муниципального образования являются:
а) Руководитель муниципального образования;
б) муниципальное Собрание;
в) Руководитель муниципалитета;
г) финансовый орган муниципалитета;
д) органы, уполномоченные осуществлять сбор доходов бюджета;
е) иные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Участниками бюджетного процесса также являются муниципальные бюджетные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств.
Таким образом, рассмотрев бюджетную систему РФ, экономическое содержание и назначение местных бюджетов, далее в работе остановится более подробно на системе формирования и регулирования бюджетов муниципального образования (МО).
1.2
Система формирования и
Доходы местных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов.
В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ ФЗ от 20.08.2004 № 120-ФЗ и ФЗ от 19.12.2005 № 159-ФЗ в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах [36, с. 52]:
- земельного налога - по нормативу 100 %;
- налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 %.
В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
- налога на доходы физических лиц - по нормативу 10 %;
- единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 %.
В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 58 БК РФ.
Кроме того, в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных, региональных и (или) местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов в соответствии со статьей 63 БК РФ.
В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных районов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:
- земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 %;
- налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 %.
В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
- налога на доходы физических лиц - по нормативу 20 %;
- единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90 %;
- единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 %;
- государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 %:
- по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), за исключением случаев, когда в суды общей юрисдикции обращаются прокуроры, органы государственной власти и органы местного самоуправления по делам в защиту государственных и общественных интересов;
- за совершение нотариальных действий нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, уполномоченными на то в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, должностными лицами органов исполнительной власти (за исключением консульских учреждений Российской Федерации), органов местного самоуправления;
- за государственную регистрацию транспортных средств, за внесение изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства, за выдачу или продление срока действия акта технического осмотра транспортного средства, за выдачу государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит", свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, отличительного знака участника международного дорожного движения, талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, водительского удостоверения, временного разрешения на право управления транспортными средствами, справок, подтверждающих получение водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами, свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами;
- за выдачу ордера на квартиру;
- за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы.
В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 58 БК РФ.
В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских округов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах [2, с. 89]:
- земельного налога - по нормативу 100 %;
- налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 %.
В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
- налога на доходы физических лиц - по нормативу 30 %;
- единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90 %;
- единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 60 %;
- государственной пошлины - в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 БК РФ.
В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по единым нормативам отчислений, установленным законами субъектов Российской Федерации для зачисления соответствующих налоговых доходов в бюджеты городских округов в соответствии с пунктом 1 статьи 58 БК РФ. В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от налога на доходы физических лиц по дополнительным нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 58 БК РФ.
Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со статьями 41 - 46 БК РФ, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.
В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 %.
В бюджеты городских
округов и муниципальных