Бюджет. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ бюджета субъектов Федерации как органической части государственного бюджета, основных черт бюджетного процесса и приоритетов социальной политики.
Задачи работы:
1. Выявить основные понятия и принципы формирования Государственного бюджета, в том числе и бюджетов субъектов Федерации.
2. Рассмотреть государственно-правовые признаки субъектов Федерации.
3. Определение количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.БЮДЖЕТ. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И БЮДЖЕТНОГО УСТРОСТВА РФ 5
2. БЮДЖЕТ СУБЪЕКТОВ РФ КАК ОРГАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 7
2.1. Бюджеты субъектов РФ 7
2.2. Роль бюджетов субъектов РФ в общем реформационном потоке 10
3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТОВ РФ 11
3.1. Управление доходами бюджета субъекта РФ 11
3.1.1. Экономический анализ доходов бюджета 11
3.2. Расходы территориальных бюджетов 14
3.3. Бюджетная поддержка субъектов Федерации 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 84.65 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1.БЮДЖЕТ. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ  И  БЮДЖЕТНОГО УСТРОСТВА РФ 5

2. БЮДЖЕТ СУБЪЕКТОВ РФ КАК ОРГАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 7

2.1. Бюджеты субъектов РФ 7

2.2. Роль бюджетов субъектов РФ в общем реформационном потоке 10

3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТОВ РФ 11

3.1. Управление доходами бюджета субъекта РФ 11

3.1.1. Экономический анализ доходов бюджета 11

3.2. Расходы территориальных бюджетов 14

3.3. Бюджетная поддержка субъектов Федерации 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли  не затронуть сферу государственных  финансов, и, в первую очередь, бюджетную  систему. Государственный бюджет, являясь  главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  ее структурную перестройку, стимулировать  развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку  наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в  большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько  бюджетная политика государства  будет отвечать требованиям времени.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором  на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля с. г. нового Бюджетного кодекса  Российской Федерации, установившего  общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи  с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических  и законодательных основ и  реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность.

Целью данной работы является анализ бюджета субъектов Федерации  как органической части государственного бюджета, основных черт бюджетного процесса и приоритетов социальной политики.

Задачи работы:

1. Выявить основные понятия  и принципы формирования Государственного  бюджета, в том числе и бюджетов  субъектов Федерации.

2. Рассмотреть государственно-правовые  признаки субъектов Федерации.

3. Определение количественных  параметров формирования доходов  и расходов бюджета.

4. Показать внутри федеративное  распределение компетенции между  органами государственной власти  РФ и органами государственной  власти субъектов РФ.

5. Выявление наиболее  значительных проблем в функционировании  бюджетного механизма и рассмотрение  возможных путей их решения.

 

1.БЮДЖЕТ. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ  И БЮДЖЕТНОГО УСТРОСТВА РФ

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает

государственный бюджет - имеющий  силу закона финансовый план

государства на текущий (финансовый) год.

Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет

бюджет как «форму образования  и расходования фонда денежных средств,

предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы 

управления и взаимоотношений  между членами общества определяют и 

особенности финансовой системы. Важным направлением модернизации

государственных финансов стало  расчленение единого государственного

бюджета времен развитого  социализма на три самостоятельные  части:

федеральный бюджет, бюджеты  субъектов Федерации и местные  бюджеты, что явилось важным шагом  к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

Под бюджетным устройством  принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ состоит  из бюджетов трех уровней:

· первый уровень - федеральный  бюджет Российской Федерации и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

· второй уровень - бюджеты  субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский  бюджет, 55 краевых и областных  бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской  области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

· третий уровень - местные  бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

2. БЮДЖЕТ  СУБЪЕКТОВ РФ КАК ОРГАНИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

2.1. Бюджеты субъектов РФ

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень 

бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований,

находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет

субъекта РФ.

Федеральный закон о федеральном  бюджете на каждый год содержит

перечень регулирующих и  закрепленных федеральных налогов  и платежей

субъектов РФ. Например, зачисляются поступления от следующих федеральных налогов:

· налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным 

ставкам в соответствии с  действующим законодательством (реально - 22 %);

· НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые,

оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную 

стоимость на драгоценные  металлы и драгоценные камни, отпускаемые из

Государственного фонда  драгоценных металлов и драгоценных  камней РФ, -

в размере 25 процентов доходов;

· акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные

изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории

РФ, - в размере 50 процентов  доходов;

· акцизов на остальные  товары, производимые на территории РФ, за

исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов  на

услуги по ее перекачке  и акцизов на природный газ, бензин автомобильный и 

легковые автомобили, - в  размере 100 процентов доходов;

· лицензионных и регистрационных  сборов - в соответствии с действующим 

законодательством;

· подоходного налога с  физических лиц - в размере 100 процентов  доходов;

· налога на покупку иностранных  денежных знаков и платежных документов,

выраженных в иностранной  валюте, - в размере 40 процентов доходов;

· платежей за пользование  природными ресурсами - по нормативам,

установленным действующим  законодательством;

· платы за пользование  объектами животного мира и водными 

биологическими ресурсами - в размере 60 процентов доходов;

· лесного налога - в размере 100 процентов доходов;

· платы за пользование  водными объектами - в размере 60 процентов  доходов;

· налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов;

· прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих

зачислению в бюджеты  субъектов РФ в соответствии с  законодательством.

 

Процедура утверждения и  построение бюджетов субъектов Российской

Федерации аналогичны процедуре  и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов).

Тем регионам, в которых  среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от средне российского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.

2.2. Роль бюджетов субъектов РФ  в общем реформационном потоке

 

Бюджетное устройство нашей  страны обеспечивает непрерывную взаимосвязь  бюджетов всех уровней (федеративный, субъектов Федерации и местных).

Государственная бюджетная  система РФ  состоит из 21 республиканского бюджета, 55 краевых и областных  бюджетов, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, а также около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Вообще принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней  одинаковы:

· принцип единства выражает необходимость согласования бюджетов с единой правовой и документарной  политикой, единым бюджетным процессом;

· принцип гласности требует  обязательного опубликования утвержденных бюджетов в СМИ;

· принцип реальности утверждает необходимость правдивости всех бюджетных показателей;

· принцип самостоятельности  определяется наличием у бюджетов всех уровней собственных источников доходов и правом самовольного их расходования (в рамках действующего законодательства). Бюджеты нижестоящих  органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты  вышестоящих уровней.

Бюджет субъектов РФ является неотъемлемой структурной частью государственного бюджета. Сущностью госбюджета являются денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и некоторой части национального богатства путем образования определенных централизованных фондов и их использования или на цели расширенного производства, или на удовлетворение социальных и других общественных потребностей.

3. ДОХОДЫ  И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТОВ  РФ

3.1. Управление доходами бюджета  субъекта РФ

3.1.1. Экономический анализ доходов  бюджета

Главная задача любого уровня власти - мобилизация доходов для  проведения сбалансированной социально-экономической  политики. Бюджетно-налоговая политика республиканских и, в особенности, местных органов власти в данном направлении существенно ограничена. Во-первых, федеральное законодательство сужает сферу доходных полномочий региональных и местных властей в пользу Федерации, значит, в регионах сокращаются  возможности по проведению активной налоговой политики. Второй аспект - институциональный: основополагающие институты, прежде всего Министерство по налогам и сборам РФ, контролирующее налоговые потоки, которые являются главным источником мобилизации  доходов бюджета любого уровня, находятся  в федеральном подчинении. Третья причина сопряжена с проводимой в стране муниципальной реформой, которая на начальном этапе функционирования органов муниципальной системы  управления будет характеризоваться  низким качеством управления бюджетными ресурсами. Механизм анализа бюджетных  показателей, в особенности на местном  уровне, недостаточно эффективен. Чтобы  исправить существующее положение, целесообразны следующие меры:

Информация о работе Бюджет. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства РФ