Бюджет. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ бюджета субъектов Федерации как органической части государственного бюджета, основных черт бюджетного процесса и приоритетов социальной политики.
Задачи работы:
1. Выявить основные понятия и принципы формирования Государственного бюджета, в том числе и бюджетов субъектов Федерации.
2. Рассмотреть государственно-правовые признаки субъектов Федерации.
3. Определение количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.БЮДЖЕТ. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И БЮДЖЕТНОГО УСТРОСТВА РФ 5
2. БЮДЖЕТ СУБЪЕКТОВ РФ КАК ОРГАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 7
2.1. Бюджеты субъектов РФ 7
2.2. Роль бюджетов субъектов РФ в общем реформационном потоке 10
3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТОВ РФ 11
3.1. Управление доходами бюджета субъекта РФ 11
3.1.1. Экономический анализ доходов бюджета 11
3.2. Расходы территориальных бюджетов 14
3.3. Бюджетная поддержка субъектов Федерации 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 84.65 Кб (Скачать файл)

· Закрепить в региональных законодательных актах «О бюджетном  устройстве и бюджетном процессе в субъекте Российской Федерации» положения  об обязательном проведении анализа  бюджетных показателей на всех стадиях  бюджетного процесса; документ должен устанавливать его сроки , форму  предоставления данных, ответственных  исполнителей.

· Повысить эффективность  взаимодействия региональных (местных) органов власти с территориальными (муниципальными) подразделениями федеральных  структур в рамках информационного  обмена и сотрудничества. · Обеспечить аналитичность и сопоставимость информации можно вводом обязательных форм налоговой отчетности по трем уровням бюджетной системы РФ.

· Ввести в практику показатели, характеризующие уровень самостоятельности (индекс налоговой автономии) и степень  устойчивости региональных и местных  бюджетов.

· Изучать и учитывать  степень влияния социально-экономических  процессов в регионе, муниципальных  образованиях на бюджетные показатели, а также обратную взаимосвязь, т.е. зависимость социально-экономического развития региона от изменений в  бюджетной политике: стратегии формирования доходов и расходования средств, приоритетов межбюджетных отношений  в рамках субъекта Федерации и  т.д.

Баланс финансовых ресурсов должен представлять собой индикативный план-прогноз каждого уровня управления и способствовать установлению рациональных пропорций развития социальной и  экономической сфер на прогнозируемый период, сокращению дифференциации социально-экономического развития регионов и муниципальных  образований. Такой баланс будет  служить основой при разработке проекта бюджета, бюджетно-налоговой  и денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу.

Обобщение исследований отечественных  экономистов по тематике бюджетного планирования позволяет сделать  вывод, что использование баланса  финансовых ресурсов в качестве основы для составления проекта бюджета  предполагает:

1. Единую методологию  его составления;

2. Информационную обеспеченность  прогнозных расчетов с целью  повышения степени их достоверности,  которая достигается за счет  координации взаимодействий государственных  ведомств (Минфина, Минэкономразвития  и Госкомстата РФ);

3. Закрепленность за всеми  уровнями управления единой формы  баланса финансовых ресурсов, ее  относительное постоянство во  времени, для обеспечения преемственности  и сопоставимости данных прогнозных  расчетов;

4. Исключение амортизации  как источника финансирования  инвестиций в основной капитал,  поскольку в современных условиях  значительная часть ее направляется  на пополнение оборотных средств.

Разработка единой методологии  составления и формы баланса  финансовых ресурсов является прерогативой Министерства финансов РФ. Финансовые органы субъектов Федерации могут  лишь осуществлять дальнейшую детализацию  источников финансовых ресурсов соответствующей  территории и направлений их использования  с учетом региональной специфики.

3.2. Расходы территориальных бюджетов

 

Расходы бюджета, будучи компонентом  общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие  в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования  средств централизованного фонда  денежных средств государства по различным направлениям.

Категория расходов бюджета  проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может  быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Активная роль государства в экономической  жизни общества, осуществлении социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

Все расходы подразделяются на несколько групп:

1. финансирование народного хозяйства;

2. финансирование социально-культурных  мероприятий;

3. прочие расходы и  выплаты.

Состав расходов бюджета  территорий имеет отличительные  особенности от федерального бюджета: среди них нет расходов на национальную оборону, обеспечение безопасности государства, международную деятельность, фундаментальные научные исследования, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обслуживание государственного внешнего долга, пополнение государственных  запасов и резервов.

Определяющее направление  деятельности местных органов власти - это разработка и осуществление  планов экономического и социального  развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление  мероприятий по развитию жилищно-коммунального  хозяйства и улучшению благоустройства  населенных мест, влекут расширение расходов региональных бюджетов. Возрастание  расходов связано с новым строительством, с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и  культурно-бытового назначения.

3.3. Бюджетная поддержка субъектов  Федерации

 

На местные органы возложена  важная задача по претворению в жизнь  государственной социальной программы. Финансирование мероприятий по обслуживанию населения в решающей части проводится за счет средств региональных бюджетов. Осуществление государственной  программы в области социального  развития требует больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями бюджетной  системы заложены принципы территориального формирования источников и подведомственности предприятий, организаций и учреждений. Бюджетная поддержка субъектов  Российской Федерации характеризуется, во-первых, едиными нормативами распределения  федеральных налогов между “Центром”  и регионами. Во-вторых, - едиными  подходами к выделению централизованных дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР). В-третьих, - использованием также иных форм бюджетного финансирования регионов, к числу  которых, прежде всего, относятся: дотации  закрытым административно-территориальным  образованиям (ЗАТО); субвенции Москве на выполнение столичных функций; средства государственной поддержки завоза в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности; финансирование расходов на содержание объектов социальной сферы, переданных на баланс местных  органов власти; программы по развитию регионов.

Бюджетное финансирование в  различных его формах увеличивает  возможности различных субъектов  хозяйствования за счет привлечения  общегосударственных ресурсов. Бюджетное  финансирование может способствовать ускоренному развитию отдельных  отраслей экономики, создавать предпосылки  для ускорения научно-технического прогресса (НТП), обеспечивать условия  для развития социальной инфраструктуры и т.д.

Формы бюджетного финансирования можно рассматривать как методы управления социальным развитием потому, что условия предоставления средств, границы использования предполагают выполнение определенных требований в  соответствии с поставленными целями и задачами.

В последние годы доля пассивных  форм финансирования в общем объеме бюджетных затрат постоянно возрастала. В общей сумме бюджетных дотаций  наибольший удельный вес занимали дотации  на возмещение разницы в ценах  на продукты питания и др., но такой  рост обусловлен необходимостью осуществления  социальной защиты населения в условиях перехода к рыночной экономики и  либерализации цен.

 Различные способы выделения средств из бюджета можно рассматривать как регуляторы социальных процессов в регионе, а совершенствование форм бюджетного финансирования должно идти в направлении усиления их стимулирующего воздействия на производственную инфраструктуру территории и уровень удовлетворения социальных потребностей населения.

Суть новой методики - создание на месте федерального фонда  поддержки регионов, как минимум, 4-х целевых фондов со своими правилами  и критериями распределения. Такими фондами могут быть:

1. Фонд дотаций. Это  аналог нынешнего фонда поддержки,  но с более эффективной методикой  распределения, основанной на  сопоставлении нормативных бюджетных  потребностей и налогового потенциала  регионов.

Бюджетные потребности регионов можно оценить на основе социальных и финансовых нормативов. Безусловно, они не должны предопределять уровень  бюджетных расходов субъектов федерации. Сфера их действия будет ограничена расчетом размеров прямой федеральной  помощи регионам.

2. Фонд субвенций. В  отличие от дотаций, субвенции  предоставляются на определенные  цели. С их помощью федеральные  власти могут воздействовать  на структуру региональных бюджетов, стимулируя, например, расходы на  образование, здравоохранение, культуру  и т.д. 

3. Фонд регионального  развития. Задача этого фонда  - оказывать поддержку слаборазвитым  и / или депрессивным регионам  в финансировании инвестиций (главным  образом, в производственную и  социальную инфраструктуру). Распределяться  его средства могут по формулам (в зависимости, например, от уровня  развития инфраструктуры и налогового  потенциала регионов) или путем  конкурсного отбора проектов.

4. Фонд поддержки реформ. Не секрет, что реформы в разных  регионах идут с различной  скоростью. Во многом это объясняется  не объективными факторами, а  экономической политикой региональных  властей. В переходный период  федеральное правительство должно  по отношению к регионам играть  ту роль, которую в отношении  него самого играет Международный  валютный фонд. Доступ к ресурсам  фонда поддержки реформ должны  иметь регионы, чья финансовая  и социально-экономическая политика  соответствует заранее установленным  критериям. Источники его формирования - часть фонда трансфертов, а  также кредитов МВФ и Всемирного  банка.

Поскольку основная цель функционирования ФФПР - выравнивание субъектов РФ по критерию бюджетной обеспеченности, уменьшение размеров фонда с одновременной  ликвидацией иных форм финансовой поддержки  выглядит нелогичным. Важнейшим условием предоставления федеральной финансовой поддержки должно стать следование параметрам программы оздоровления регионального бюджета. При этом основным параметром должна служить  доля производственных и жилищно-коммунальных дотаций в расходах регионального  бюджета.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственная бюджетная  система Российской Федерации представляет собой чрезвычайно многогранный механизм реализации основных функций  государства. Одной из важнейших  его частей является бюджетная система  Субъектов Федерации, которая объединяет 89 бюджетов различных форм федерального подчинения. Это влечет за собой  проблему органичной интеграции бюджетных  систем всех уровней в Единый бюджетный  процесс, на решение которой направлено пристальное внимание Правительства  нашей страны.

В связи с переходом  к рынку наша страна испытывает колоссальный экономический и социальный кризис (вообще, Россия - единственная страна, в которой ВНП испытал такое  падение не вследствие участия в  крупной войне). У нас всех есть надежда, что пути решения этого  кризиса лихорадочно ищутся Правительством (не имеется ввиду, программы типа “500 дней”, созданные творческим гением г-на Гайдара и Явлинского). И в  этом плане большое значение придается  реформированию и бесперебойному функционированию Государственной бюджетной системы  в целом и бюджетной системы  Субъектов Федерации в частности. БС РФ получает сегодня всё большую  самостоятельность в решении  насущных вопросов регионов, что влечет за собой рост ответственности за свои действия.

Правильная реализация большого функционального бремени невозможна без создания грамотно разработанного правового поля БСС РФ. И мне  кажется, что это должно являться приоритетной задачей органов законодательной  власти в нашей стране.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Романовский, М.В. Бюджетная  система РФ: Учебник / М.В.Романовский,  О.В.Врублевская. - М.: Юрайт-М, 2003. - 615с.

2. Поляк, Г.Б. Бюджетная  система России: Учебник для вузов  / Г.Б.Поляк. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 5 40с.

3. Кураков, Л.П. Российская  экономика: состояние и перспективы  / Л.П.Кураков. - М.: ЛОГОС, 2002. - 576с.

4. Иванова, Н.Г. Региональная  бюджетная политика: теория, законодательство, практика / Н.Г.Иванова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. - с. 9,40.

5. Белов, А.В. Санкт-Петербург  в бюджетной системе Российской  Федерации / А.В.Белов. - СПб.: ГП Международный  Центр социально-экономических исследований  «Леонтьевский Центр», 2002. - 130с. 

6. Рябухин, С.Н. Межбюджетные  отношения и региональные бюджеты  в 2005г. / С.Н.Рябухин // ЭКО - 2004. - №10.

7. Бирюков, А.Г. К вопросам  о назначении и результатах  распределения средств Федерального  фонда финансовой поддержки субъектов  РФ / А.Г.Бирюков // Финансы. - М.: 2005. - №11. - С.8.

Информация о работе Бюджет. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства РФ