Бюджет и бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение бюджета и бюджетной системы РФ.
В соответствии с темой курсовой работы сформулируем следующие задачи:
1.Изучить экономические и организационно - правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ;
2.Дать характеристику бюджетной системы России;
3.Рассмотреть проблемы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Экономические и организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации………………………….5
1.1.Понятие и функции бюджета как экономической категории…………...5
1.2.Организационно-правовые основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления…9
1.3.Принципы построения бюджетной системы……………………………16
1.4.Бюджетная классификация в Российской Федерации………………….20
2.Характеристика бюджетной системы России………………………………23
2.1.Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………………..23
2.2.Бюджеты субъектов РФ и их роль в финансировании региональных социально-экономических программ (на примере бюджета Кировской области)………………………………………………………...27
2.3.Местные бюджеты как финансовая основа деятельности органов местного самоуправления (на примере бюджета города Кирова)………………….30
2.4.Государственные внебюджетные фонды в Российской Федерации…..33
3.Проблемы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения………………………………………………………………………………...38
3.1.Укрепление доходной базы и реструктуризация расходов бюджетов разных уровней………………………………………………………………………...38
3.2.Проблемы сбалансированности бюджетов разных уровней и перспективы их решения……………………………………………………………...40
3.3.Укрепление бюджетного федерализма как стратегическая цель бюджетной реформы в Российской Федерации……………………………………43
Заключение……………………………………………………………………46
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая БС.doc

— 733.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО ПО СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГОУ ВПО «ВЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

 

Факультет экономический

Кафедра денег, кредита  и финансов

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Бюджетная система»

 

 

 

 

Бюджет  и бюджетная система РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса очной формы обучения

группа ЭФ-411 Шкаредная Н.А. , номер зачетной книжки 09091/ф

 

Руководитель: Шихов С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Киров 2012 год

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1.Экономические и организационно-правовые  основы бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации………………………….5

1.1.Понятие и функции  бюджета как экономической категории…………...5

1.2.Организационно-правовые основы  бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления…9

1.3.Принципы построения бюджетной  системы……………………………16

1.4.Бюджетная классификация в  Российской Федерации………………….20

2.Характеристика бюджетной системы России………………………………23

2.1.Федеральный бюджет  как центральное звено бюджетной  системы Российской Федерации………………………………………………………………..23

2.2.Бюджеты субъектов РФ и их роль в финансировании региональных социально-экономических программ (на примере бюджета Кировской области)………………………………………………………...27

2.3.Местные бюджеты  как финансовая основа деятельности  органов местного самоуправления (на примере бюджета города Кирова)………………….30

2.4.Государственные внебюджетные  фонды в Российской Федерации…..33

3.Проблемы развития  бюджетной системы в России и перспективы их решения………………………………………………………………………………...38

3.1.Укрепление доходной  базы и реструктуризация расходов  бюджетов разных уровней………………………………………………………………………...38

3.2.Проблемы сбалансированности  бюджетов разных уровней и  перспективы их решения……………………………………………………………...40

3.3.Укрепление бюджетного  федерализма как стратегическая  цель бюджетной реформы в Российской Федерации……………………………………43

Заключение……………………………………………………………………46

Список литературы…………………………………………………………….48

Приложения……………………………………………………………………..50

 

Введение

Прежде, чем говорить о доходах государственного бюджета Российской Федерации необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - специфический финансовый план, охватывающий все сферы экономического и социального развития страны. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Государственный бюджет неотъемлемый атрибут любого государства. Без него государство не смогло бы существовать.

Актуальность темы исследования заключается в первостепенной важности бюджетного устройства для функционирования государства, развития национальной экономики, государственного экономического и социального регулирования. Ведь именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Следовательно, возникает необходимость формирования оптимальной бюджетной системы и бюджетного устройства, а также наличие эффективного регулирования всех уровней бюджетов со стороны государства.

Целью курсовой работы является изучение бюджета и бюджетной  системы РФ.

В соответствии с темой курсовой работы сформулируем следующие задачи:

1.Изучить экономические и организационно - правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ;

2.Дать характеристику бюджетной системы России;

3.Рассмотреть проблемы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения.

При написании курсовой работы использовались следующие методы:

- Графический;

- Экономико-статистический;

- Таблично-конструктивный;

- Описательный;

- Математическое моделирование.

Объектом исследования работы является бюджетная система Российской Федерации.

Период исследования составляет 3 года, с 2009 по 2011 гг.

При проведении исследований использовались следующие источники информации:

- Законодательные акты;

- Учебные издания;

- Словари;

- Периодические издания;

- Электронные ресурсы.

 

1.Экономические и организационно-правовые  основы бюджетного устройства  и бюджетной системы Российской  Федерации

 

1.1.Понятие  и функции бюджета как экономической  категории

 

Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Структура бюджетной системы той или иной страны зависит, прежде всего, от его государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение - государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (Российская Федерация, США, ФРГ) имеются промежуточные звенья - бюджеты субъектов федерации, штатов, земель.

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнение необходимых социально-экономических функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействуя им можно влиять на хозяйственную конъюнктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. [8]

Бюджет - сложная экономическая  категория. Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических  отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения  и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Иными словами государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально- культурных мероприятий и учреждений, управления государством, укрепления обороноспособности страны и др.

Главным звеном финансовой системы является государственный  бюджет. Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образуют бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых и административных особенностей.

Через бюджетную систему  реализуются функции бюджета:

  1. Распределительная;
  2. Перераспределительная;
  3. Регулирующая
  4. Стимулирующая;
  5. Социальная;
  6. Функция планирования;
  7. Функция организации бюджета;
  8. Контрольная.

Распределительная функция  бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления. [4]

Перераспределительная функция национального дохода и  ВВП проявляется непосредственно  на стадиях образования доходов  бюджетов и распределения бюджетных  ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства.

Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов, т.е. налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения и т.д. [6]

Бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Функция планирования бюджетов предполагает:

- определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;

- разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;

- определение потребности денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;

- разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;

- разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;

- разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.

Функция организации  бюджетов предполагает:

- определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;

- определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;

- выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;

- разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;

- определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;

- определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.

Контрольная функция  бюджетов действует одновременно с  распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

- контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;

- контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов[6].

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы. [5]

Информация о работе Бюджет и бюджетная система РФ