Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение бюджета и бюджетной системы РФ.
В соответствии с темой курсовой работы сформулируем следующие задачи:
1.Изучить экономические и организационно - правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ;
2.Дать характеристику бюджетной системы России;
3.Рассмотреть проблемы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Экономические и организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации………………………….5
1.1.Понятие и функции бюджета как экономической категории…………...5
1.2.Организационно-правовые основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления…9
1.3.Принципы построения бюджетной системы……………………………16
1.4.Бюджетная классификация в Российской Федерации………………….20
2.Характеристика бюджетной системы России………………………………23
2.1.Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………………..23
2.2.Бюджеты субъектов РФ и их роль в финансировании региональных социально-экономических программ (на примере бюджета Кировской области)………………………………………………………...27
2.3.Местные бюджеты как финансовая основа деятельности органов местного самоуправления (на примере бюджета города Кирова)………………….30
2.4.Государственные внебюджетные фонды в Российской Федерации…..33
3.Проблемы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения………………………………………………………………………………...38
3.1.Укрепление доходной базы и реструктуризация расходов бюджетов разных уровней………………………………………………………………………...38
3.2.Проблемы сбалансированности бюджетов разных уровней и перспективы их решения……………………………………………………………...40
3.3.Укрепление бюджетного федерализма как стратегическая цель бюджетной реформы в Российской Федерации……………………………………43
Заключение……………………………………………………………………46
Список литературы……………………………………
1.2.Организационно-правовые
основы бюджетного устройства
РФ. Бюджетные права органов
Главным звеном финансовой
системы государства является бюджетная
система. Ее построение зависит от формы
государственного и административного
устройства в стране (По степени распределения
власти между центром и административно-
Бюджетная система представляет
собой совокупность бюджетов государства, административно-
Уровень бюджетной системы государства - совокупность видов бюджетов, соответствующих определенному уровню государственной власти или местного самоуправления. [7]
Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов формируют бюджетное устройство. [17]
Бюджетное устройство - это
основанная на правовых нормах организация
системы взаимосвязей между звеньями
бюджетной системы и
Бюджетное устройство РФ - организационное построение бюджета, отражающее как его структуру, так и формы взаимодействия. Бюджетное устройство включает следующие элементы:
· бюджетную систему государства;
· бюджетные права органов государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
· принципы и формы разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
· принципы и формы межбюджетного перераспределения средств.
Основу бюджетного устройства Российской Федерации составляет бюджетная система. [4]
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. [15]
В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система РФ является единой, но при этом имеет три самостоятельных уровня, которые не включаются друг в друга (см. Приложение А):
- Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- Местные бюджеты, в число которых входят бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений.
Обособленную группу в структуре бюджетного устройства России представляет понятие консолидированного бюджета.
Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. [4]
Консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта РФ включает бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты (см. Приложение Б).
Консолидированные бюджеты РФ и субъектов РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней, а являются статистическим сводом бюджетных показателей, которые характеризуют данные о доходах и расходах, источниках поступления и направления использования средств по территории субъектов РФ и в целом по стране. Показатели консолидированных бюджетов используются при бюджетном и финансовом планировании, прогнозировании, анализе формирования и использования финансового фонда страны, при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны и территорий. [7]
По своему строению и организации бюджетная система РФ состоит из элементов, к которым относятся:
1. Законодательная база,
определяющая легитимность
2. Источники формирования
бюджета, законодательно
3. Органы государственной
исполнительной власти и
4. Бюджетные организации,
участвующие в бюджетном
Законодательную базу бюджетной системы РФ составляют законы и иные правовые акты, принимаемые законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Конституция страны является основополагающим актом бюджетного права, вторым после него наиболее важным и емким из законодательных актов, изданных в области бюджетного права, является Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Бюджетный кодекс РФ - это свод законов о функционировании и развитии бюджетной системы РФ, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных правоотношений, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, а также определяющий основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение законодательства.
По отдельным вопросам,
определяемым бюджетным законодательством,
в интересах оперативного регулирования
бюджетных средств между
Бюджетные компетенции и полномочия федеральных органов государственной власти закреплены в Конституции РФ и Бюджетном кодексе РФ.
К ведению Российской
Федерации в области
1. Установление общих
принципов организации и
2. Разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;
3. Определение основ
составления и рассмотрения
4. Определение основ
формирования доходов,
5. Установление порядка
и условий предоставления
6. Установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;
7. Утверждение бюджетной
классификации Российской
8. Установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
9. Формирование, обеспечение
погашения и обслуживание
10. Определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью;
11. Установление оснований
и порядка привлечения к
Бюджетным кодексом РФ регламентируются также полномочия федеральных органов власти в сфере формирования бюджетных доходов и средств целевых бюджетных фондов. Федеральные органы законодательной власти могут устанавливать новые, отменять или изменять действующие виды неналоговых доходов. Федеральные органы исполнительной власти предоставляют неналоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством РФ. К ведению федеральных органов относится также разграничение бюджетных доходов и расходов между федеральным и региональными бюджетами.
В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов Российской Федерации относятся:
1. Установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов РФ, утверждения и исполнения региональных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации;
2. Составление и рассмотрение проектов бюджетов РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ утверждение и исполнение бюджетов субъектов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
3. Распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между бюджетом субъекта и местными бюджетами;
4. Определение порядка направления в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сборов субъекта РФ, иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации;
5. Предоставление финансовой
помощи, бюджетных ссуд и кредитов
из бюджета субъекта
6. Определение перечня и порядка государственных внутренних заимствований субъектов РФ и их осуществления и т.д.
Представительные органы субъектов РФ вправе вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и вводить налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов РФ, а также в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта РФ в соответствии с законодательством.
Местным органам предоставлены права самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов, в пределах имеющихся у них средств увеличивать сверх централизованно устанавливаемых норм расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, правоохранительных органов, устанавливать дополнительные льготы и пособия для усиления помощи отдельным категориям населения, образовывать резервные фонды. Представительные органы местного самоуправления могут вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и устанавливать льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ. Органы местного самоуправления вправе предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством РФ. [8]
1.3.Принципы построения бюджетной системы РФ
Характер бюджетного устройства зависит не только от социально-экономического устройства общества, но и от национально-государственного устройства страны. Поэтому бюджетное устройство Российской Федерации основывается на модели бюджетного федерализма, который по существу представляет собой определенный тип бюджетного устройства федеративного государства.
Принципы построения бюджетной системы - один из составляющих элементов бюджетного устройства РФ.
К ним относятся принципы единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ. Законодательное закрепление механизма действия (правил и требований) принципов позволяет уяснить их содержание, которое вкладывает в них государство в лице законодателя. [6]