Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:15, реферат
Актуальность изучения заданной темы обуславливается тем, что с помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов и как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Особенности, функции и задачи государственного бюджета
1.2 Государственный бюджет как основной финансовый план государства
1.3 Принципы организации межбюджетных отношений их управление и регулирование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Особенности, функции и задачи государственного бюджета
1.2 Государственный бюджет как
основной финансовый план
1.3 Принципы организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе исследуется особенности государственного бюджета Республики Казахстан, его задачи и функции, анализируются его доходная и расходная части.
Актуальность изучения заданной темы
обуславливается тем, что с помощью
бюджета государство
Бюджет – это центральное
звено системы финансов, поэтому
он отражает все основные качественные
признаки финансов. Поскольку « финансы»
- это система императивных денежных
отношений, в процессе которых образуются
и используются государственные
централизованные денежные фонды, то и
« бюджет» представляет собой
систему денежных отношений, но более
узкую. А именно, бюджет – это
система императивных денежных отношений,
в процессе которых образуется и
используется бюджетный фонд. Бюджетный
фонд является централизованным денежным
фондом, предназначенным для
Бюджет необходим каждому
В статье 4 Бюджетного кодекса Республики
Казахстан от 24 апреля 2004 г. введённого
в действие с 1 января 2005 г.. приводится
следующее понятие бюджета: «Бюджет
– централизованный денежный фонд
государства, предназначенный для
финансового обеспечения
Бюджет как совокупность экономических
отношений имеет объективный
характер. Существование самостоятельной
бюджетной сферы стоимостного распределения
объективно предопределено самим общественным
производством, развитие которого нуждается
в соответствующих
При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но меняются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений.
Бюджет современного государства – сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально- экономических интересов различных участников финансовых отношений. Это компромисс между республикой и регионами по вопросам распределения налогов и по поводу расходов на социальные цели, между собственниками и работающими по найму по уровню заработной платы и доходов.
Цель данной работы заключается в рассмотрении сущности государственного бюджета, его функций, задач и назначения.
1.1 Особенности, функции
и задачи государственного
Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение – по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансами в целом, но одновременно имеет в отличие от других сфер и звеньев финансовых отношений свои особенности. К числу особенностей бюджета относятся:
1. государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части национального дохода в руках государства и её использованием в целях удовлетворения потребностей и отдельных государственно-территориальных формирований;
2. с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже – национального богатства между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности;
3. пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
4. область распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.
Экономическая сущность государственного
бюджета характеризуется
1. перераспределение национального дохода;
2. финансовое обеспечение социальной политики;
3. регулирование и стимулирование экономики;
4. контроль формирования и использования централизованного фонда денежных средств.
В этих функциях получает непосредственное
выражение экономическая
Распределительная и контрольная функции государственного бюджета осуществляются не изолированно, а в единстве, одновременно, поскольку в них находят отражение все стороны бюджетных отношений.
Содержание распределительной функции определяется процессом перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности – производственной и непроизводственной, секторами экономики. Ни одна из стоимостных распределительных категорий не осуществляет такого многоаспектного перераспределения денежных средств как бюджет, и на столь разных уровнях управления экономикой.
Межотраслевое перераспределение
базируется, с одной стороны, на налогах
и платежах, вносимых в бюджет юридическими
и физическими лицами, а с другой
– на финансировании за счёт бюджетных
средств различных
Перераспределение денежных средств
между производственной и непроизводственной
сферами осуществляется посредством
изъятия части финансовых ресурсов
у предприятий материального
производства. А затем осуществляется
бюджетное финансирование организаций
непроизводственной сферы, причём финансирование
играет огромную роль в формировании
конечной структуры использования
национального дохода. Государственный
бюджет выступает важным инструментом
перераспределения
Широкое использование
Границы действия распределительной
функции определяются тем, что в
отношения с бюджетом вступают все
участники общественного
К особенностям распределительной
функции бюджета относятся так
же многогранность её влияния на общественное
производство и высокая степень
действенности в достижении конкретных
результатов. Бюджетное финансирование
широко используется государством для
регулирования стоимостных
Основу контрольной функции
составляет движение бюджетных ресурсов,
которое отражается в соответствующих
показателях бюджетных
Контрольная функция бюджета отличается чрезвычайно широкими границами действия и носит всеобъемлющий характер. Она распространяется на все подразделения экономики, на всех участников общественного производства. Хотя в бюджете концентрируются далеко не все финансовые ресурсы страны, это не мешает контрольной функции «посылать сигналы» об общем финансовом состояния экономики.
В современных условиях постепенно меняется контрольная функция бюджета, поскольку она получает всё больше возможностей для реализации своих задач на базе широкого использования информации, автоматизированных систем, финансовых расчётов, организации вычислительных центров, внедрения и более полного использования персональных компьютеров.
Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Функции бюджета нужно рассматривать с точки зрения его внутренней потенциальной способности, которые могут проявить себя в определённой сфере общественных отношений лишь при обязательном участии человека. Поэтому проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит своё воплощения в создаваемом государством бюджетном механизме.
Бюджетный механизм, являясь реальным
воплощением бюджетной
Таким образом, функции бюджета, точнее сказать, функции бюджетно-налоговой политики в обобщенном виде сводятся к следующим:
Информация о работе Бюджет как финансовый план государства рк