Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 21:46, курсовая работа
В случае, когда расходы правительства превышают налоговые поступ-ления, возникает бюджетный дефицит. Обычно выделяют четыре способа финансирования бюджетного дефицита.
1. Финансирование за счет налогов.
Величина бюджетного дефицита может уменьшаться, если увеличива-ются налоговые доходы государства. К сожалению, осуществление политики сбалансированного бюджета наталкивается на ряд трудностей социального, политического и экономического характера. Кроме того, по мнению некото-рых экономистов, существуют вполне объективные границы увеличения на-логовых доходов.
Следует отметить, что согласно Основным направлениям государственной долговой политики РФ на 2012-2014 гг. предполагается создание подконтрольного государству специализированного рыночного института, обладающего необходимым набором полномочий и кадровым потенциалом. Применительно к нашей стране речь идет об ОАО «Российское финансовое агентство» (РФА), политическое решение о создании которого было принято еще в 2008 г. Данному институту отводится, с одной стороны, роль «фронт-офиса», отвечающего за взаимодействие с инвесторами и другими участниками финансовых рынков. Его деятельность будет призвана формировать и поддерживать адекватное восприятие инвестиционным сообществом кредитного риска России. С другой стороны, в перспективе к РФА перейдут функции основного консультанта Минфина России по вопросам оптимизации структуры и снижению расходов по погашению и обслуживанию государственного долга, минимизации процентных и валютных рисков федерального бюджета. Планируется, что РФА будет осуществлять от имени Российской
Федерации внутренние и внешние государственные заимствования, то есть
размещать государственные ценные бумаги, а также проводить операции с
данными ценными бумагами на вторичном рынке с целью оптимизации структуры государственного долгового портфеля. По мере создания необходимых предпосылок и условий, РФА будет инвестировать часть средств
российских суверенных фондов.
В случае принятия разработанного Минфином России соответствующего законопроекта в предстоящем периоде такой институт будет учрежден
Правительством Российской Федерации и начнет развертывание своей деятельности.
Также необходимо отметить методы управления государственным долгом. К основным методам управления государственным долгом следует отнести:
1) Рефинансирование —
погашение старой
2) Конверсия — изменение
размера доходности займа,
3) Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
4) Унификация — объединение нескольких займов в один.
5) Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.
6) Аннулирование долга
— отказ государства от
7) Реструктуризация долга
— погашение долговых
2.
2.1. Государственный внутренний и внешний долг
Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства и субъектов Федерации, номинированные в национальной валюте и размещенные внутри страны. Из определения ясно, что внутренний долг может возникать как перед резидентами, так и перед нерезидентами, если нерезидентам разрешен допуск к операциям с внутренними долговыми обязательствами.
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
- основная номинальная
сумма долга по
- объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
- объем основного долга
по бюджетным кредитам, полученным
Российской Федерацией от
- объем обязательств по
государственным гарантиям,
- объем иных (за исключением
указанных) долговых
В законе о федеральном бюджете Российской Федерации на 2011 г. верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2012 года в сумме 5 148 390 316,9 тыс. рублей; верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года в сумме 6 976 386 792,2 тыс. рублей и на 1 января 2014 года в сумме 8 826 270 310,2 тыс. рублей (ФЗ 13.12.10 №357).
Под государственным внешним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства и субъектов Федерации, номинированные в иностранной валюте.
В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
- номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
- объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
- объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.
Отсутствие или нехватка внутренних финансовых ресурсов вынуждают государственные власти прибегать к внешним заимствованиям. К числу других причин, которые делают внешние заимствования выгодными для страны-заемщика, можно отнести:
а) получение конвертируемой валюты, которая дает возможность не только приобретать на мировом рынке необходимые товары и услуги или рассчитываться с предыдущими долгами, но и удовлетворять потребности в иностранной валюте внутри страны;
б) большую продолжительность по сроку действия внешних заимствований;
в) то, что при определенных условиях иностранные кредиты или облигационные займы могут быть более дешевыми, чем внутренние заимствования.
Развитые в экономическом отношении страны формально не прибегают к внешним заимствованиям, привлекая средства за счет размещения внутренних обязательств.
Внешние кредиты, так же как и внутренние, предоставляются субъектами кредитного соглашения на условиях срочности, возвратности и платности. Иностранные кредиты составляют финансовые обязательства государства как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов другими заемщиками. Государственные внешние заимствования формируют государственный внешний долг. Кредит, предоставляемый российским правительством иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, формирует государственные внешние активы Российской Федерации.
К международным финансовым организациям, осуществляющим кредитование, относятся:
Международный валютный фонд
– ведущая международная
Международный банк реконструкции и развития – международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 г.; первоначально ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, главным образом, кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии; не конкурирует с коммерческими банками и аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций; группа МББР включает также Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий по инвестициям и другие международные финансовые организации.
Лондонский клуб - неинституционализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками.
Парижский клуб - неинституционализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Норвегия, Россия, США, Франция и другие), созданное в 1956 г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств; Россия – член Парижского клуба с 1997 г (Нац экономика Нуреев).
В законе о федеральном бюджете Российской Федерации на 2011 г. верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2012 года в сумме 55,6 млрд. долларов США, или 44,9 млрд. евро; верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года в сумме 65,2 млрд. долларов США, или 52,1 млрд. евро, и на 1 января 2014 года в сумме 75,6 млрд. долларов США, или 58,2 млрд. евро.(ФЗ № 357)
2.2. Взаимозависимость государственного внутреннего и внешнего долга.
Взаимосвязь и взаимозависимость внешнего и внутреннего долга предопределяется общностью назначения привлекаемых государством заимствований. Поэтому, как следует из опыта западных стран, все меньшую значимость имеет деление государственного долга на внутренний и внешний.
Этому способствует устойчивая конвертируемость национальных валют, а также сближение базовых условий на рынках внутреннего долга с состоянием и динамикой мировых финансовых рынков. Тем самым обеспечиваются условия общего подхода к управлению внутренним и внешним долгом, что ускоряет также процесс оперативного принятия необходимых решений. Однако отдельные страны придерживаются различных подходов к регулированию соотношения между внутренним и внешним долгом. Отказавшееся от внешних заимствований правительство становится крупнейшим заемщиком на внутреннем финансовом рынке. Считается, что при этом повышается ликвидность государственных облигаций и снижаются затраты по обслуживанию долга. В ряде же стран, например, Бразилии, наоборот, стремятся переместить государственные заимствования с внутреннего на международный финансовый рынок. В результате бразильские корпорации получают возможность размещать на внутреннем финансовом рынке свои облигации на более благоприятных условиях. Значение взаимосвязи внешнего и внутреннего долга для экономики в том, что приток капитала на фоне увеличения внешнего долга способствует элиминированию эффекта вытеснения частных инвестиций, нередко сопровождающий налоговую реформу стимулирующего типа, нацеленную на снижение ставок налогообложения и расширение налоговой базы. Эффект вытеснения инвестиционного спроса предполагает, что при заданной кривой инвестиционного спроса частные инвестиции сокращаются из-за повышения процентных ставок, которое возникает в случае долгового финансирования бюджетного дефицита. Однако, если экономика первоначально находится в состоянии спада, то рост государственных расходов будет оказывать на нее стимулирующее воздействие через эффект мультипликатора.
Элиминирование эффекта вытеснения оказывается тем более существенным, чем выше международная мобильность капитала и активнее его приток в данную страну под влиянием превышения внутренних рыночных ставок процента над их среднемировым уровнем. При долговом финансировании бюджетного дефицита ставки процента поднимаются особенно значительно в том случае, когда стимулирующая фискальная политика сопровождается ограничением предложения денег в целях снижения уровня инфляции. Долговое финансирование дефицита госбюджета увеличивает спрос на деньги, а Центральный банк ограничивает их предложение. Это сочетание мер экономической политики стимулирует быстрый рост процентных ставок. Повышение процентных ставок на внутреннем рынке увеличивает зарубежный спрос на ценные бумаги данной страны, что вызывает приток капитала и увеличение суммы внешнего долга. Обслуживание внешнего долга требует передачи части реального выпуска продукции в распоряжение других стран, что может вызвать сокращение национального производства в будущем. Возросший зарубежный спрос на отечественные ценные бумаги сопровождается повышением общемирового спроса на национальную валюту, необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной валюты повышается, что способствует снижению экспорта и увеличению импорта. Сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на экономику: в экспортных и в конкурирующих с импортом отраслях снижается занятость и выпуск, возрастает уровень безработицы. Поэтому первоначальное стимулирующее воздействие бюджетного дефицита может быть ослаблено не только за счет эффекта вытеснения, но и за счет отрицательного эффекта чистого экспорта, ухудшающего состояние платежного баланса страны по счету текущих операций. Но одновременно приток капитала увеличивает внутренние ресурсы и способствует относительному снижению процентных ставок на внутреннем рынке. В итоге масштабы эффекта вытеснения относительно сокращаются.
3.
3.1.
Высокий уровень мировых цен на энергоносители обуславливает относительно высокий уровень прогнозируемых доходов федерального бюджета в ближайшие годы. Вместе с тем, опережающий рост расходной части бюджета формирует перспективу его устойчивого дефицита, не позволяя вернуться к практике накопления суверенных фондов в существенных объемах. Государственные заимствования на рынках капитала выступят в среднесрочной перспективе основным источником финансирования дефицита федерального бюджета. При этом планируется, что в среднем на 90% дефицит будет покрываться за счет государственных внутренних заимствований, объем валового привлечения, по которым составит свыше 2 трлн. руб. ежегодно.
Информация о работе Взаимосвязь внутреннего и внешнего государственного долга