Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 21:46, курсовая работа
В случае, когда расходы правительства превышают налоговые поступ-ления, возникает бюджетный дефицит. Обычно выделяют четыре способа финансирования бюджетного дефицита.
1. Финансирование за счет налогов.
Величина бюджетного дефицита может уменьшаться, если увеличива-ются налоговые доходы государства. К сожалению, осуществление политики сбалансированного бюджета наталкивается на ряд трудностей социального, политического и экономического характера. Кроме того, по мнению некото-рых экономистов, существуют вполне объективные границы увеличения на-логовых доходов.
Таблица 1.1.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета
в 2012-2012 гг., млрд. руб.
В соответствии со сценарными
условиями и основными
прогноза социально-
осуществляться в условиях ускорения темпов роста национальной экономики, постепенного снижения инфляции, умеренного роста цен на нефть и относительной стабильности курса рубля.
Таблица 1.2.
Основные макроэкономические показатели в 2012-2014 гг.
Государственная долговая политика в 2012-2014 гг. будет направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на
благоприятных условиях, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков. Одновременно будет решаться задача по совершенствованию системы мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора, созданию механизма оперативного влияния на заемную политику российских корпораций и банков с крупной долей государственного участия.
Реализация долговой политики Российской Федерации в 2012-2014 гг.
будет осуществляться в соответствии со следующими целями:
- обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;
- поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории с перспективой создания предпосылок для повышения рейтингов до категории «А»;
- дальнейшее развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
- обеспечение постоянного доступа Российской Федерации и национальных корпоративных заемщиков к внутреннему и внешнему источникам заемного капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований;
- поддержание мерами политики безопасных тенденций в сфере внешнего долга российского корпоративного сектора, в том числе ограничение притока спекулятивного капитала («горячих денег»).
Следует отметить, что по состоянию на 1 июля 2011 г. объем государственного долга Российской Федерации составил 4,6 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг – 3,6 трлн. руб., государственный внешний долг – 36,8 млрд. долл. США (эквивалентно 1,0 трлн. руб.). В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2014 года уровня 12 трлн. руб. или 17% ВВП. При этом объем внешних обязательств государства вырастет почти в 2 раза, составив около 2,0 трлн. руб., внутренних – в 2,8 раз, достигнув почти 10 трлн. руб.
Рис. 1.1. Динамика объема государственного долга РФ
Низкие показатели государственного долга выгодно отличают Россию от значительного большинства, как развитых стран, так и государств формирующихся рынков. При этом, однако, кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами (BBB с позитивным прогнозом от Fitch, Ваа1 со стабильным прогнозом от Moody’s и ВВВ со стабильным прогнозом от Standard&Poor’s), свидетельствуют о том, что наша страна явно недооценена.
Рис. 1.2. Долговая нагрузка и кредитные рейтинги некоторых стран
Исходя из параметров, заложенных в прогнозе социально- экономического развития Российской Федерации в 2012-2014 гг., и с учетом планируемых объемов заимствований, в предстоящий период значения показателей долговой устойчивости Российской Федерации будут по-прежнему вне опасных зон.
Таблица 1.3.
Показатели долговой устойчивости Российской Федерации
(бюджетная позиция)
Что касается государственных
гарантий, то на текущем этапе развития
российской экономики они играют
все более значительную роль, выступая
в качестве важного инструмента
посткризисной экономической
В федеральном бюджете
на 2011 год предусмотрено
государственных гарантий Российской Федерации в общем объеме около
551,1 млрд. руб.
Рис.1.3. Объем предоставления государственных гарантий
Российской Федерации, млрд. руб.
Принятие обязательств по
государственным гарантиям
Объем государственного долга Российской Федерации по государственным гарантиям имеет устойчивую тенденцию к росту. Если в 2009 году на долю госгарантий приходилось около 8,6% всех долговых обязательств Российской Федерации то в 2011 г. этот показатель увеличится до 17,5% при устойчивой тенденции к росту во все последующие годы. Как следствие, объемы предусматриваемых в федеральном бюджете средств на исполнение государственных гарантий Российской Федерации также стремительно растут.
Рис.1.4. Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации
по государственным гарантиям, млрд. руб.
Учитывая изложенное, представляется, что в планируемом периоде
формирование и реализацию долговой политики необходимо осуществлять,
исходя из того, что, во-первых, интенсивные методы применения госгарантий себя исчерпали, и, во-вторых, накопленный по ним долг требует применения усовершенствованных подходов к оказанию государственной гарантийной поддержки, имея в виду решение задачи модернизации управления условными обязательствами федерального бюджета.
Таким образом, вне зависимости от макроэкономических сценариев и конъюнктуры рынков капитала в предстоящий период государственная долговая политика будет направлена на обеспечение способности Российской Федерации осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, и на условиях, приемлемых для нашей страны как надежного суверенного заемщика. Решению этой задачи будет способствовать регулярное присутствие России на рынках капитала, прозрачная и последовательная аукционная политика, постоянное и эффективное информационное взаимодействие с инвестиционным сообществом, последовательное расширение круга инвесторов, заинтересованных в размещении средств в государственные ценные бумаги Российской Федерации. Фактический объем государственных заимствований будет определяться результатами исполнения федерального бюджета и конъюнктурой внутреннего и внешнего рынков. Накопленный объем долговых обязательств перед национальными и зарубежными кредиторами будет находиться в пределах, исключающих значимое ухудшение долговой устойчивости Российской Федерации. Долговая политика будет направлена на повышение кредитных рейтингов нашей страны и обеспечение безусловной платежеспособности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 №145-ФЗ // Свод законов Российской Федерации. – 1998. – № 1.- Ст. 97-101.
2. Основные направления
государственной долговой
3. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010. – С.83-84.
4. Закон о фед бюджете
5. Закон о внутр гос долге
6. Финансы и кредит: учебник / Г.Б. Поляк, Л.Д. Андросова, В.Н. Горелик и др.; под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Волтерс Клувер, 2010. - С. 384-395
7. Макроэкономика: учебник / под общ. ред. А.В. Сидоровича. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2009. – С.381-383
Информация о работе Взаимосвязь внутреннего и внешнего государственного долга