Возникновение и развитие биржи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:03, реферат

Краткое описание

Под биржами подразумевались здания, где собираются деловые люди и причастные к торговле лица для ведения переговоров и зак лючения оптовых торговых сделок в соответствии с установленными правилами. Первые биржи были лишь товарные, значение которых сос тояло в том, что они заменили куплю-продажу наличным товаром из рук в руки на покупку по образцам через биржевых посредников. Говоря о России, надо отметить, что становление биржевых уч реждений напрямую связано с Петром I, ознакомившимся с деятель ностью голландских бирж во время своего "стажерства" в качестве корабела на верфях Нидерландов. Именно по инициативе царя в Рос сии возникли первые торгово-маклерские учреждения. И воля рефор матора предварила тот период, когда обьективная необходимость расширения товарно-денежных отношений загодя создает механизм, который будет способствовать этим процессам в Отечестве.

Вложенные файлы: 1 файл

структура биржи.docx

— 48.75 Кб (Скачать файл)

 

    В биржевой торговле  ключевым понятием являляется ликвид

    - 14

 

ность (способность рынка поглотить разумное количество ценных бумаг при разумном изменении цены последних). Ликвидный рынок характеризуется: частными сделками, узким разрывом между ценой продавца и ценой покупателя, наибольшими изменениями цен от сделки к сделке. Отклонения от этих норм чреваты развитием криминогенной ситуации, панических настроений среди инвесто ров. Биржа делает все от нее зависящее, чтобы поддержать лик видность и не допустить подобных отклонений. Ликвидность рынка тем выше, чем больше число участников купли-продажи.

 

    Перед рассмотрением  техники брокерской операции  опишу су

 

ществующие формы заказа на куплю-продажу. Уполномоченный представитель биржевой фирмы может получить "рыночный" заказ. Это заказ купить или продать определенное число акций по наи лучшей цене рынка. Все заказы, где нет цены, обычно считаются "рыночными", т. е. предполагается, что клиент готов заплатить или уступить за предложенную цену.

 

    Следующая форма  - лимитированный заказ. В нем  клиент ука

 

зывает конкретную цену, по которой далжна состояться сделка, или лучшую цену, если трейдер способен получить таковую. Лими тированный заказ - это заказ, который позволяет трейдеру неко торую свободу выбора цены при осуществлении сделки.

 

    Дневным заказом  называется заказ с дневным  сроком дейс

 

твия. Все заказы считаются дневными, если в них не указан иной срок. В отличии от дневного открытый заказ считается в торго вой книге брокера до тех пор, пока он не исполнен или отменен. Заказ "все или ничего" означает, что трейдер должен ку

 

пить или продать все  акции, указанные в заказе, прежде чем клиент согласится с исполнением. Противоположностью ему явля ется заказ "приму в любом виде", предполагающий, что клиент примет любое количество акций вплодь до заказанного максимума. Заказ "исполнить или отменить" означает, что как только часть заказа, которую можно удовлетворить, выполнена, остальная часть отменяется.

 

    Заказ "или-или" - это уже отданное распоряжение, тогда

 

как заказы на другие ценные бумаги еще ожидают своего исполне ния. Как только трейдер исполнит заказ "или-или", другие зака зы автоматически отменяются. Заказ "с переключением" означает, что выручка от продажи одних акций может быть использована для покупки других.

 

    Контингентный  заказ предусматривает одновременную  покупку

    одних и продажу  других акций.

    - 15

    Стоп-заказ бывает двух видов. Во-первых, это заказ, кото

 

рый подлежит исполнению как "рыночный", если цена акции па дает ниже определенной клиентом цены (стоп-цены). Цель - либо попытаться сократить ущерб, который может по крайней мере унести часть прибыли, которая может возникнуть. Во-вторых, это заказ, поступивший от лица, которое продало акции с короткой позиции с целью снижения ущерба, если цена акций начнет расти. Вернемся к брокерской операции. Допустим, после консуль

 

тации с УПом брокерской фирме в своем районе один клиент решил купить 100 акций "А", а другой клиент - продать 100 акций "А". Наведя справки на бирже, УПы сообщили своим клиентам, что за "А" предложено максимум 10. 5 долл. за акцию, а запрошено мини мум 10. 75 долл. Таким образом, покупатель знает, что минималь ная цена, по которой сейчас продают "А" равна 10. 75, а прода вец знает, что максимальная цена, которую предлагают за "А", равна 10. 5. Сделка между ними возможна в том случае, если по купатель согласиться на 10. 75 или продавец уступит за 10. 5. Допустим, клиенты проинструктировали УПов получить наи

 

лучшую текущую цену за "А" и тем самым сделали "рыночный" за каз. УПы передают этот заказ в торговый отдел своих фирм, а оттуда они попадают к трейдерам для исполнения в торговом зале биржи. Трейдеры обеих фирм должны приложить все усилия, чтобы выручить наилучшую цену за клиентов.

 

    Трейдер покупателя видит, что за "А" предлагают 10. 5, но

 

никто не желает продавать  за такую цену. Так как он имеет  по ручение купить "А" "на рынке", то он может предложить 10. 6. Трейдер продавца видит, что кто-то безуспешно пытается продать "А" за 10. 75. Услышав новую цену - 10. 6, он решает продать за нее и выкрикивает "Продано 100 "А" за 10. 6". Сделка считается состоявшейся с момента подписания двумя трейдерами контракта, подтверждающего куплю-продажу . В данном случае инвестиционный дилер выступил в качестве брокера, осуществляя агентское обс луживание клиента. Примерно такую же процедуру проделывает диллер в роли принципала. Особенность заключается в том, что диллер скупает ценные бумаги с дисконтом (разница между нари цательной стоимостью ценной бумаги и рыночной ценой) от теку щей цены, создает собственный портфель, из которого торгует по мере надобности.

 

    - 16

    6. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ  ТОВАРНОЙ БИРЖИ

    Основным вопросом  является выбор места расположения  то

 

варной биржи и видов продукции, реализуемых на них. Мировой опыт свидетельствует, что биржи, как правило, должны разме щаться преимущественно в крупных центрах в максимальном приб лижении к наиболее концентрированным источникам материальных ресурсов.

 

    На ПЕРВОМ этапе  инициаторы этого дела должны  четко опре

 

делить, что они могут  и желают получить на начальной стадии развития биржи и в будущем - при  дальнейшем продвижении к рын ку.

 

    Например, что может  получить предприятие в результате

 

участия в биржевой торговле на стадии ее становления? Это прежде всего возможность наиболее выгодно  продать, купить или обменять товар, получить информацию о состоянии  спроса и пред ложения в стране, о платежеспособности и надежности контраген та на сделке.

 

    На более поздней  стадии развития биржевой торговли  предп

 

риятия получат широкие возможности страхования себя от неблагоприятных колебаний цен на рынке, пользоваться льготным кредитованием под заключение ими биржевой сделки, получать ин формацию о спросе и предложении товаров практически со всего мира.

 

    Государственные  ведомства и местные органы  управления,

 

благодаря созданию товарной биржи, могут добиться повышения  деловой активности и возможности  упорядочивания торговой дея тельности.

 

    На ВТОРОМ этапе  нужно заранее выбрать товары, на реализа

    ции которых будет специализироваться биржа.

    Напомню признаки  биржевого товара:

    1) стандартизированность;

    2) взаимозаменяемость;

    3) низкий уровень  монополизации;

    4) массовость производства.

    Как правило,  биржевой товар обладает также  такой характе

 

ристикой, как устойчивый спрос, который можно ожидать и в будущем.

 

    Что касается  выбора города, где будет создаваться  товар

 

ная биржа, то необходимо прежде всего учитывать также факторы,

 

    - 17

 

как наличие развитых информационных сетей и складских площадей. На ТРЕТЬЕМ этапе инициаторы создания товарной биржи выби

 

рают ее потенциальных учредителей. Для этого используется ин формация, собранная инициаторами в процессе хозяйственной дея тельности, а также имеющиеся у других организаций, например у статистического управления и т. д.

 

    Выбор потенциальных  учредителей осуществляется исходя  из

 

наличия у них возможностей вложения в создание биржи финансо вых средств, привлечение на биржевые торги материальных ресур сов, широких связей с предприятиями и организациями.

 

    На следующем,  ЧЕТВЕРТОМ этапе главное внимание  следует

 

уделить рекламе товарной биржи среди ее будущих учредителей.

 

    - 18

    7. ТОВАРНЫЕ БИРЖИ  В РОССИИ СЕГОДНЯ

    Что представляет  собой современная российская  биржа? Еще

 

несколько лет назад такой  вопрос был неуместен, так как  бирж еще не существовало. А сегодня  биржи функционируют в Москве, СанктПетербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Волгограде, Екате ринбурге, Рязани и в других городах.

 

    Товарные биржи  сегодня регистрируются в порядке,  установ

 

ленном законом РСФСР "О  предприятиях и предпринимательской  де ятельности" для предприятий. Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике, комитет по экономике и комитет по материально-техническому обеспечению республиканских и регио нальных программ выдают биржам лицензии на право биржевой дея тельности и осуществляет контроль за их деятельностью.

 

    В принципе все  созданные в России товарные  биржи

 

изначально носили универсальный  характер. Тем не менее к нас тоящему времени специализация по некоторым направлениям прово дится или объявлена на следующих биржах:

 

    МТБ - нефть,  нефтепродукты, зерно;

    РТСБ - металлы;

    Тюменская и  сургутская ТФБ - нефть и нефтепродукты;

    Росагробиржа, Всесоюзная биржа АПК - сельхозпродукция.

    Рассмотрим на  примере МТБ цели и основные  направления ра

 

боты товарной биржи. Итак, МТБ была создана в мае 1990 г. Учредителями биржи является Главное управление снабжения мате риалами и оборудованием  Мосгорисполкома, Ассоциация молодых  руководителей предприятий СССР, Союз строительно-монтажных ко оперативов СССР, СП "Волтек", Союз центров НТТМ, малые венчур ные и инновационные фирмы СССР. Членами биржи стали более 250 крупных объединений, предприятий и организаций страны. Устав ной капитал биржи - 100 млн. рублей. Стоимость места на бирже 250 тыс. рублей (25 тыс. долл. ). Изначально МТБ действовала как

 

    - 19

 

биржа закрытого типа, но из-за превышения предложения над  спросом в один из дней недели торговля проводится с участием свободных  покупателей.

 

    Цели создания  МТБ:

    - осуществление  натуральных товарообменных операций

    для привлечения  в регион необходимых товарных  масс;

    - установление  между участниками МТБ хозяйственных

    связей и заключение  между ними договоров на поставку

    продукции;

    - предоставление  информации, полученной в результате

    биржевой деятельности  о реальных потребностях рынка;

    - принятие согласованных  решений по производству и

    поставкам товаров  между изготовителями и потребите

    лями;

    - вовлечение в  рыночный товарооборот излишних  запасов

    продукции.

    Основные направления  работы МТБ:

    - коммерческая  торговля товарами, предназначенными  к

    свободной продаже  на основе реального спроса  и пред

    ложения;

    - осуществление  обмена товарными массами на  основе

    курса ценности, установленного между ними;

    - торговля товарными  массами на СКВ;

    - участие в установлении  цен на продукцию, реализуемую

    с помощью товарной  биржи.

    - 20

    На МТБ изменен  сам тип организации торгов. Разрешен  до

 

пуск в зал свободных  покупателей, которые могут заключать  сделки без помощи брокеров.

 

    Кроме изменения  правил проведения торгов, МТБ  и РТСБ на

 

путь более широких  преобразований, создание новых структур и совершенствование устава.

 

    МТБ увеличило  свой уставной капитал, что  должно привести

 

к увеличению ответственности  участников биржевой сделки и поз  волит решить проблему соблюдения обязательств.

 

    РТСБ стремится перейти к западному типу функционирования

 

биржи как бесприбыльной  организации. Все доходы будут направ ляться на оплату текущих расходов и развитие биржевых структур. Это достаточно логичный шаг, если учесть, что те деньги, кото рые брокеры платят бирже как участники сделок, они позже полу чают как ее акционеры. Решение об отмене дивидендов к тому же позволит уменьшить отчисления от совершаемых сделок (0. 2 про центов).

 

    Растет интерес  предприятий к действующим биржам. Это

 

подтверждает и резкое увеличение цены брокерского места  на биржах. Так, брокерское место на РТСБ в декабре 1990г. стоило 150 тыс. руб. , а в июне 1991 г. цена составила 4. 5 млн. руб. Хо тя, по мнению одного из руководителей РТСБ , столь высокая це на объясняется "внешними" для биржи причинами и реальная стои мость составляет 1-1. 5 млн. руб. Только на июньском аукционе РТСБ получила 150 млн. рублей от продажи акций и брокерских мест.

 

    Такая же тенденция  роста цены брокерского места  наблюда

    ется на других биржах:

    - АЛИСА - 300 тыс.  руб. - 1. 5 млн. руб.

    - Сургутская - 300 тыс. руб. - 450 тыс. руб.

    - МЦФБ - 1. 6 млн.  руб.

    8. ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕНТРЫ  БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ

    В МИРЕ

    Для биржевой  торговли характерна высокая  концентрация

 

оборотов по странам и  биржам. Подавляющая часть биржевого обо рота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах ми ра - США, Великобритании и Японии, на которые приходится до 98 процентов объема биржевых сделок с товарами в стоимостном вы

 

    - 21

 

ражении. Кроме того на товарных биржах ведется так же фьючерс ная и опционная торговая ценностями, валютами, процентными ставками и т. п.

 

    Формирование центров  биржевой торговли обусловлено  дейс

 

твием целого ряда факторов. Среди них важнейшими являются на личие достаточных финансовых ресурсов, развитие средств связи и другой инфраструктуры, удобство географического положения, благоприятное законодательство в части налогового и валютного регулирования.

 

    Крупнейшей товарной  биржей мира является "Чикаго  Борд оф

 

Трэйд". На ней заключаются сделки с контрактами на пшеницу, кукурузу, овес, соевые бобы, серебро, золото, а также на госу дарственные ценные бумаги, банковские депозиты. В 1989 году количество проданных на бирже фьючерсных контрактов превысило 112 млн. , а опционных - 26 млн.

 

    Вторая по величине  биржа мира также расположена  в Чикаго.

Информация о работе Возникновение и развитие биржи