Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:33, курсовая работа
В состав государственных доходов входят доходы от фискальных монополий, налоги и сборы, доходы от использования имущества (включая доходы, получаемые от государственного сектора), доходы от продажи государственной собственности и поступления от займов. В каждой отдельной стране состав государственных доходов обусловлен уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства. Основная масса государственных доходов развитых стран сосредоточена в государственных бюджетах.
Целью данной работы является получение комплексного знания о государственных доходах и методах их формирования.
Введение 3
Глава 1. Государственные доходы и методы их мобилизации 5
1.1. Сущность и значение государственных доходов 5
1.2. Классификация государственных доходов 9
1.3. Источники и методы мобилизации государственных доходов 14
Глава 2. Состав и структура доходов бюджетов 20
2.1. Доходы федерального бюджета 20
2.2. Доходы бюджетов субъектов РФ 25
Заключение 31
Список используемой литературы 34
Приложение 36
Состав
государственных доходов в
Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, в единстве их взаимоувязанного применения представляет систему государственных доходов. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются: налоговые и другие обязательные платежи, установленные и взимаемые государством; вознаграждения за оказанные государством услуги, включая имущество, перешедшее к государству в порядке наследования или дарения; займы; эмиссии; использование государственной собственности, включая продажу или сдачу в аренду имущества, созданного за счет бюджетных инвестиций; доходы от деятельности государственных организаций (рис. 1.2.)
Рис. 1.2. Методы мобилизации государственных доходов.
Специальные фонды формируются за счет специальных налогов и сборов, добровольных взносов, субсидий из бюджета и займов. Фонд Государственного социального страхования формируется за счет взносов трудящихся, предпринимателей и субсидий государства.
В
системе экономики
Центральное
место в системе
Фискальная функция состоит в обеспечении органов государственной власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими задач по обеспечению жизненности общества. Экономическая функция проявляется в том, что они могут быть дифференцированы в зависимости от степени важности той или иной структуры, отрасли, территории для государства, создавая финансовые предпосылки для развития, преодоления отставания отдельных сфер экономики. Социальная функция проявляется в том, что налогообложение отдельных категорий граждан может существенно различаться: некоторые вообще освобождаются от налогов, предусмотрены льготы и т. д.
Вторым по фискальному значению доходом являются государственные займы. Они используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного состояния экономики, когда усиливается финансовая напряженность разных звеньев финансовой системы.
Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги. Растущие расходы государства, связанные с погашением займов и выплатой процентов по ним, обусловливают необходимость повышения налогов. Существует и обратное влияние налогов на займы. Например, рост налогов неизбежно наталкивается на сопротивление налогоплательщиков, и правительство, не желая допустить обострения социальной напряженности, идет по пути выпуска все новых и новых займов.
Третьим методом мобилизации государственных доходов является эмиссия, причем не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. И бумажно-денежная, и кредитная эмиссии, если они обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в экономике [15].
Охарактеризованные выше методы мобилизации государственных доходов позволяют формировать бюджетные фонды на разных уровнях государственного управления.
Федеральный бюджет РФ является основным звеном финансовой системы страны. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.
Формирование доходов федерального бюджета осуществляется на основе Сценарных условий социально-экономического развития РФ на среднесрочный период, разработанных Правительством РФ основных направлений налоговой и бюджетной политики, а также оценки поступлений доходов в федеральный бюджет в предшествующем году. При формировании доходов бюджета учитывается налоговое законодательство, действующее на момент составления проекта бюджета. Доходы федерального бюджета РФ ежегодно утверждаются Федеральным Собранием в законе, который подписывается Президентом РФ [10].
В доходы федерального бюджета зачисляются:
В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:
В табл. 2.1. приведены налоговые поступления в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды в 2006-2009 гг.
Таблица 2.1
Поступление администрируемых ФНС доходов в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды в 2006-2009 гг.
(млрд. руб.)
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Налоговые доходы федерального бюджета | 3000,7 | 3747,6 | 4078,7 | 3012,0 |
НДС на товары, реализуемые в России | 924,2 | 1390,4 | 998,4 | 1177,0 |
Акцизы | 93,3 | 108,8 | 125,2 | 82,0 |
НДС на товары, ввезенные из Беларуси | 27,2 | 34,3 | 40,3 | 31,0 |
НДПИ | 1094,3 | 1122,9 | 1604,7 | 982,0 |
ЕСН | 315,8 | 405,0 | 506,8 | 510,0 |
Налог на прибыль | 509,9 | 641,3 | 761,1 | 195,0 |
Прочие налоги и сборы | 36,0 | 44,9 | 42,2 | 35,0 |
Доходы государственных внебюджетных фондов | 1015,0 | 1283,3 | 1577,1 | 1557,0 |
в том числе: Пенсионный фонд | 796,0 | 1014,9 | 1251,4 | 1263,0 |
Согласно данным табл. 2.1, объем собранных в 2009 г. в федеральный бюджет средств составил 3012 млрд. руб., что на 35,4% меньше аналогичного показателя 2008 г. В результате объем поступлений в 2009 г. сопоставим с уровнем 2006 г. За 2009 г. рост налоговых поступлений произошел только по НДС на товары, реализованные в России (на 17,9%) и по ЕСН (на 0,6%). По остальным налогам поступления снизились. Наиболее значительно уменьшились доходы по налогу на прибыль (в 3,9 раза) и НДПИ (в 1,6 раза), что связано со снижением ставки зачисляемого в федеральный бюджет налога на прибыль, ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и падением мировых цен на энергоносители.
Доли
налоговых поступлений в
Рис. 2.1. Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2009 г.
Как видно из рис. 2.1, в 2009 г. более 70% налоговых поступлений федерального бюджета было связано с двумя налогами - НДС и НДПИ. Доля налога на прибыль и акцизов в федеральном бюджете невелика – 6% и 3% соответственно.
В табл. 2.2 представлена структура доходов федерального бюджета на 2006-2009 гг.
Данные,
приведенные в табл. 2.2, свидетельствуют
о том, что основная часть доходного потенциала
федерального бюджета формируется за
счет налоговых доходов, их доля имеет
четко выраженную тенденцию к повышению
и, по прогнозам, к 2010 г. достигнет 70%.
Таблица 2.2
Структура и динамика доходов федерального бюджета на 2006-2010 гг.
|
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г.
(план) |
Доходы бюджетной системы, % ВВП | 33,8 | 27,71 | 26,88 | 27,39 | 27,1 |
Доходы федерального бюджета, % ВВП | 22,8 | 20,4 | 19,1 | 18,8 | 18,07 |
Налоговые доходы федерального бюджета, % ВВП | 12,4 | 12,57 | 12,05 | 12,5 | 12,4 |
Структура доходов, %, в том числе: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
налоговые | 56,0 | 60,9 | 65,1 | 67,7 | 70,0 |
- из них ЕСН | 5,0 | 5,5 | 5,9 | 6,3 | 6,8 |
неналоговые | 44,0 | 39,1 | 34,9 | 32,3 | 30,0 |
- из них таможенные пошлины и сборы | 36,6 | 34,6 | 30,6 | 28,2 | 28,0 |
Информация о работе Государственные доходы и методы их мобилизации