Государственные доходы и методы их мобилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

В состав государственных доходов входят доходы от фискальных монополий, налоги и сборы, доходы от использования имущества (включая доходы, получаемые от государственного сектора), доходы от продажи государственной собственности и поступления от займов. В каждой отдельной стране состав государственных доходов обусловлен уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства. Основная масса государственных доходов развитых стран сосредоточена в государственных бюджетах.
Целью данной работы является получение комплексного знания о государственных доходах и методах их формирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Государственные доходы и методы их мобилизации 5
1.1. Сущность и значение государственных доходов 5
1.2. Классификация государственных доходов 9
1.3. Источники и методы мобилизации государственных доходов 14
Глава 2. Состав и структура доходов бюджетов 20
2.1. Доходы федерального бюджета 20
2.2. Доходы бюджетов субъектов РФ 25
Заключение 31
Список используемой литературы 34
Приложение 36

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные доходы.docx

— 300.31 Кб (Скачать файл)

      Все источники государственных  доходов  можно  разделить  на  две  группы  - внутренние  и  внешние. К  внутренним источникам  относятся   национальный   доход   и национальное   богатство,   создаваемые   внутри   страны, к внешним источникам - национальный доход другой страны. Централизованные государственные  доходы  формируются  в основном за  счет  налоговых  поступлений,  доходов  от  внешнеэкономической деятельности, платежей населения. Децентрализованные образуются из  денежных доходов и накоплений самих предприятий.

     В условиях рыночной экономики основными  методами мобилизации государственных  доходов являются: налоговые и  другие обязательные платежи; вознаграждения за оказанные государством услуги; государственные займы и реализация ГЦБ; эмиссия бумажных денег; использование государственной собственности, включая продажу или сдачу в аренду; доходы от деятельности государственных организаций.

     Федеральный бюджет РФ является основным звеном финансовой системы страны. В доходы федерального бюджета зачисляются: налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами; неналоговые доходы федерального бюджета.

     Основная  часть доходного потенциала федерального бюджета формируется за счет налоговых доходов, их доля имеет четко выраженную тенденцию к повышению и, по прогнозам, к 2010 г. достигнет 70%. В 2009 г. более 70% налоговых поступлений федерального бюджета было связано с двумя налогами - НДС и НДПИ. Доля доходов федерального бюджета в процентах к ВВП из года в год уменьшается. Неналоговые доходы составляют незначительную долю доходного потенциала - около 1% ВВП. По данным Минфина, доходная часть государственной казны в 2009 году исполнена на 109,3%.

     По  прогнозу Минфина, доходы бюджета России в 2010 году составят 6,5 триллиона рублей. Это меньше, чем плановые доходы в 2009 году, несмотря на запланированный правительством рост экономики.

     Бюджеты субъектов РФ являются вторым уровнем бюджетной системы Российской Федерации. В бюджеты субъектов Федерации зачисляются налоговые доходы от региональных налогов, от федеральных налогов и сборов; неналоговые доходы субъектов РФ и межбюджетные трансферты.

      Действующая системы разграничения доходов предопределяет устойчивость доходной базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и создает возможности для ее стабильного роста. Однако в  2009 г. произошло снижение доходов бюджетов субъектов РФ примерно на 4,5 %. Общие доходы бюджетов субъектов РФ в 2009 году составили 5 трлн 923 млрд руб. За счет предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета происходит выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов. Общая поддержка бюджетов субъектов РФ со стороны федерального бюджета в 2009 году составила 1,5 трлн руб. (на 400 млрд руб. больше, чем в 2008-м).

     В январе 2010 г. произошло снижение налоговых  поступлений в консолидированные бюджеты РФ примерно на 4% по сравнению с январем 2009 г. Однако увеличились доходы Бюджеты субъектов РФ являются вторым уровнем бюджетной системы Российской Федерации от НДФЛ – около 2%, акцизов – 47%, налога на имущество – 11%.

     В 2010—2012 гг. предполагается снижение доходов  федерального бюджета. Основными факторами, влияющими на снижение доли доходов бюджета в ВВП, являются замена единого социального налога страховыми взносами и уменьшение доли нефтегазовых доходов в ВВП в 2011—2012 гг. по сравнению с 2010г. под влиянием прогнозных цен на нефть, курса доллара США к рублю, снижения налогооблагаемых объемов добычи нефти и экспорта нефти.

Список  используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2009 г.       № 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
  5. Асанова А. В. Межбюджетные трансферты и необходимость совершенствования государственного финансового контроля за их использованием // Бюджет. - 10 октября 2008. – [Электронный ресурс - www.bujet.ru/article/47120.php].
  6. Архипов А. И., Погосов И. А., Караваева И. А. Финансы: учебник; под ред. А. И. Архипова, И. А. Погосова. – М.: Проспект, 2009. – 640 с.
  7. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 687 с.
  8. Батяева А. П., Прошутин М. В. Доходы государства: финансово-правовая характеристика // Бюджет. - 10 сентября 2009. – [Электронный ресурс - http://bujet.ru/article/61222.php].
  9. Веретенникова О. Б., Воликовская И. О. Анализ научных концепций становления и развития федерализма в России // Финансы и кредит. – 2008. - №13. – с. 42-47.
  10. Годин А. М., Горегляд В. П., Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. – 7-е изд, перераб и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 628 с.
  11. Грязнова А. Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / колл. авторов; под общ. ред. А. Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 1168 с.
  12. Ермакова Н. Б. Бюджетная система РФ: учебник. – М.: Инфра-М, 2009. – 715 с.
  13. Минфин сделал с бюджетом все что смог / ежедневная газета «Коммерсантъ» - № 8 (4308). - 20.01.2010. – [Элетронный ресурс - http://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=1306958].
  14. Павлов П. В. Финансовое право: учеб. пособие / П. В. Павлов. – 3-е изд., испр. – М.: ОМЕГА-Л, 2008. - 329 с.
  15. Поляк Г. Б. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703 с.
  16. Статистические данные / официальный сайт Министерства РФ – [Электронный ресурс - http://www.minfin.ru/ru/budget/federal_budget2009].
  17. Структура доходов Федерального бюджета Российской Федерации и межбюджетный федерализм. 2009. – 18 июня // Записки финансиста - www.dengyinfo.ru/upravlenie.html.

Приложение

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей

в консолидированный  бюджет Российской Федерации 

по видам за январь 2010 г., млрд. руб.1

  Январь 2010 В % к

январю 2009г

консолиди-

рованный бюджет

в том  числе консолиди-

рованный бюджет

в том  числе
феде-ральный бюджет консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации феде-ральный бюджет консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации
Всего: 503,0 315,0 188,0 113,9 128,2 96,0
налог на прибыль организаций 41,3 6,1 35,2 53,3 25,7 65,5
налог на доходы физических лиц 85,5 - 85,5 101,7 - 101,7
налог на добавленную стоимость 176,6 176,6 - 115,5 115,5 -
акцизы 45,5 14,8 30,7 165,9 225,5 147,2
налоги  на имущество 17,4 - 17,4 110,6 - 110,6
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 116,4 114,1 2,4 181,3 190,5 54,2
из  них налог на добычу полезных ископаемых 112,4 110,2 2,2 187,6 197,6 52,8


Информация о работе Государственные доходы и методы их мобилизации