Дефицит бюджета и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение количественной взаимосвязи дефицита бюджета и макроэкономических показателей, определение величины дефицита бюджета, в том числе и для Беларуси за 2008-2010г., поиск оптимальных путей сбалансирования дефицита бюджета.
Основными задачами, которые необходимо выполнить для осуществления поставленных целей, являются: проведение анализа динамики бюджетного дефицита и государственного долга в Беларуси в 2009-2010 годах, изучение видов бюджетного дефицита и государственного долга, исследование различных путей сбалансирования бюджетного дефицита.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Бюджетный дефицит и государственный долг в экономической теории:
1.1 Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы количественной оценки, способы финансирования бюджетного дефицита 5
1.2. Основные причины устойчивого бюджетного дефицита и увеличения государственного долга 8
1.3 Первичный дефицит государственного бюджета и механизм самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост 11
1.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга, их влияние на экономику страны 14
1.5. Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью 17
Глава 2 Государственный долг и дефицит бюджета в РБ
2.1 Дефицит бюджета в РБ на 2008-2010г. 20
2.2 Внешний государственный долг Беларуси на 2008- 2010г. 20
2.3 Внутренний государственный долг в Республике Беларусь 2008-2010г. 22
Глава 3 Перспективы Республики Беларусь. Модель Бруно-Фишера
3.1 Планирование дефицита бюджета РБ, перспективы погашения государственного долга в РБ 23
3.2 Модель Бруно-Фишера. Эмиссионное финансирование дефицита государственного бюджета 25
3.3 Реализация модели 31
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение А 35

Вложенные файлы: 1 файл

будж 2.docx

— 216.34 Кб (Скачать файл)

Доходы республиканского бюджета за 10 месяцев сложились  в сумме 24,3 трлн. рублей, или 68,4 процента годового плана. Налога на прибыль поступило 2,9 трлн. рублей (82,3%), НДС - 9,2 трлн. (73%). Доходы от внешнеэкономической деятельности составили лишь 4,4 трлн. рублей, или 43,4% годового плана.

По состоянию на 1 ноября 2010 года сумма долгов плательщиков перед бюджетом составила 53,8 млрд. рублей и сократилась с начала года на 4,9 млрд. рублей.

Расходы республиканского бюджета  за январь-октябрь 2010 года составили 26,4 трлн. рублей, или 65,8% годового плана.

Из них расходы на общегосударственную  деятельность составили 10,9 трлн. рублей (66,5%), национальной экономики - 7 трлн. рублей (53,2%), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 5,2 трлн. рублей (81,5%).

В соответствии с законом  о республиканском бюджете-2010, предусмотрен его дефицит в сумме 2,7 трлн. рублей, или 1,5% ВВП. Осенью Министерство финансов Беларуси подготовило уточнение  бюджета на этот год. Сначала Минфин заявлял об увеличении дефицита бюджета  до 3%. Потом этот параметр был уменьшен на 0,5%. Источником покрытия дефицита бюджета  будут остатки средств, сформированные в течение года, в том числе  за счет внешних заимствований.[9]

 

2.2 Внешний государственный  долг Беларуси на 2008- 2010г.

 

Внешний государственный  долг Республики Беларусь за 2008 год  достиг 3718,9 млн. долларов США. В 2009 году внешний госдолг Беларуси хоть и  увеличился более чем в два  раза, но оказался ниже лимита, отведенного  под внешние заимствования. Президент  Беларуси установил на 2009 год лимит  внешнего госдолга в размере 8,5 млрд. долларов США. В то же время по состоянию на 1 января 2010 внешний госдолг Беларуси составил 7891,4 млн. долларов США, что почти 610 млн. долларов ниже установленного президентом лимита. [12]

По международным меркам долг Беларуси остается на умеренном  уровне (19% от ВВП на 1 сентября 2010 года), выплаты по нему довольно незначительны  и начнут расти только с 2012 года, к тому же страна имеет возможность  рефинансировать задолженность.

Действительно, с точки  зрения величины и расходов на обслуживание внешний государственный долг Беларуси не вызывает опасений. Но существует другая проблема, связанная с использованием заимствованных средств. Тут есть вопросы.

Внешний госдолг в рублевом эквиваленте вырос на 28,8% за десять месяцев текущего года (в том числе  на 0,6% за октябрь) до Br29,058 трлн на 1 ноября 2010 года.[13]

Средства были получены, в основном, от размещения еврооблигаций  на 1 млрд. USD. Однако при этом по данным Национального банка, международные  резервные активы Беларуси в национальном определении увеличились всего  на 255,7 млн. USD до 6,055 млрд. USD.

Это означает только одно: одолженные за рубежом средства не были отправлены в резервы и не пошли на погашение  долгов правительства, а были потрачены  на какие-то нужды. Довольно порядочная сумма - около 0,8 млрд. USD. Причем, судя по тому, что обязательства Национального  банка перед органами государственного управления выросли с 5,792 млрд. USD на 1 августа до 6,864 на 1 сентября, валюта, полученная от размещения еврооблигаций, поступила на счет Минфина в Национальном банке, и была потрачена Национальным банком, а не Минфином.

На что именно израсходовал валюту банк, пока известно только отчасти.

Часть средств, а именно –  около 0,4 млрд. USD, Национальный банк продал коммерческим банкам, которые в августе  на такую величину увеличили объем  своих активов за рубежом, уменьшили  объем своих валютных обязательств перед нерезидентами и перед  резидентами.

Получается, таким образом, что остальные 0,4 млрд. USD были, по-видимому, проданы Нацбанком предприятиям и населению, то есть пошли, в основном, на финансирование дефицита внешней торговли страны.

Итак, одалживаемые за рубежом  средства идут на решение текущих  проблем внешней торговли, то есть фактически на поддержание существующего  уровня жизни в нашей стране и  объема производства. Следовательно, если страна прекратит одалживать за рубежом, то в ее экономике могут возникнуть сложности. То есть, проблема не в том, что у Беларуси большой внешний  долг и есть трудности с его  обслуживанием, а в том, что страна нуждается в новых и новых  заимствованиях.[11]

 

2.3  Внутренний государственный  долг в Республике Беларусь 2008-2010г.

Внутренний государственный  долг Беларуси за 2008г. составил 8,585 триллиона  белорусских рублей. Однако на 1 января 2010 года он составил Br7,887 трлн. (5,8% ВВП), сократившись за 2009 год на 8,1% (за декабрь снижение на 22%). В том числе прямой внутренний долг правительства составил Br2,474 трлн., что на 58,3% меньше по сравнению с началом 2009 года (за декабрь снижение на 46,7%), а долг, гарантированный правительством, увеличился в 2 раза до Br5,412 трлн. (за декабрь снижение на 1%). Резкое снижение внутреннего госдолга в декабре вызвано досрочным погашением гособлигаций на сумму более Br2,1 трлн., которые находились в портфеле Нацбанка.

Внутренний государственный  долг Беларуси увеличился в июле 2010г. на 1,2% по сравнению с июнем до 8,418 трлн. белорусских рублей (1 доллар — 3 014 рублей) на 1 августа 2010г. Сообщает Прайм-ТАСС со ссылкой на Национальный статистический комитет.

При этом по итогам января —  июля внутренний госдолг возрос на 6,7%. С учетом инфляции внутренний госдолг  увеличился с 1 января 2010г. на 2,2%. В абсолютном выражении внутренний долг за январь — июль увеличился на 531 млрд., или  на 0,6% от ВВП.

В структуре внутреннего  госдолга долгосрочная задолженность  правительства составляет 25,8%, краткосрочная  — 0%, на долю кредитов, полученных белорусскими предприятиями под гарантию правительства, приходится 74,2%.[11]

 

Глава 3 Перспективы Республики Беларусь. Модель Бруно-Фишера

 

3.1 Планирование дефицита бюджета  РБ, перспективы погашения государственного  долга в РБ

 

Согласно  закону Республики Беларусь «О республиканском  бюджете на 2011 год», лимит внутреннего  государственного долга Республики Беларусь установлен в размере 4 трлн. рублей; лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь,- в размере 20 трлн. рублей; лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь - в размере 13 млрд. долларов США; лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь,- в размере 5 млрд. долларов США. Установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2011 год в сумме 6 000 000 000 тыс. рублей.[4]

Таблица 3 - Соответствующие плановые показатели по финансированию дефицита бюджета РБ на 2010-2011гг.

Показатель

план на 2010г.

план на 2011г.

Общее финансирование

2700000 000,0

6 000 000 000,0

Внутреннее финансирование

-13 414 368,0

3 380 559 260,0

Источники, получаемые от Национального  банка Республики Беларусь

-100 000 000,0

–100 000 000,0

кредиты Национального банка  Республики Беларусь

-100 000 000,0

–100 000 000,0

погашение основного долга  по долгосрочным кредитам

-100 000 000,0

–100 000 000,0

Источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц

100 000 000,0

100 062 715,0

привлечение средств

542 583 287,0

262 800 000,0

погашение основного долга

-442 583 287,0

–162 737 285,0

Источники от операций с  принадлежащим государству имуществом

2 479 352 968,3

–14 827 860,0

поступления от реализации принадлежащего государству имущества (в том числе акций)

2 569 130 033,0

17 232 140,0

увеличение доли государства  в уставных фондах (в том числе  приобретение акций) 

-89 777 064,7

–32 060 000,0

Изменение остатков средств  бюджета

-2474248872,3

4 228 847 027,0

 

   

Продолжение таблицы 2

   

из них средства государственного целевого бюджетного фонда национального  развития

-3229809724,0

–655 516 354,9

формирование государственного целевого бюджетного фонда

3509443 172,0

1 243 676 868,9

использование государственного целевого бюджетного фонда

279 633 448,0

588 160 514,0

Внешнее финансирование

2713414 368,0

2 619 440 740,0

Кредиты международных финансовых организаций

2282467 424,0

–12 496 140,0

погашение основного долга

-3 361 632,0

–12 496 140,0

Кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов

430 946 944,0

–519 024 100,0

погашение основного долга

-496 227 168,0

–519 024 100,0

операции по гарантиям  Правительства Республики Беларусь по внешним займам

-

–19 039 020,0

платежи Правительства Республики Беларусь в качестве гаранта по погашению  и обслуживанию внешних займов

-

–24 107 850,0

возврат сумм, выплаченных  Правительством Республики Беларусь в  счет выполнения гарантий по внешним  займам

-

5 068 830,0

Прочие источники внутреннего  финансирования

-18 518 464,0

-

погашение основного долга

-18 518 464,0

-

из них погашение задолженности  юридическим лицам по заблокированным  счетам во Внешэкономбанке СССР на 1 января 1992 года

-18 518 464,0

-


Консолидированный бюджет Беларуси в 2010 г., предположительно, будет выполнен с дефицитом около 3% от ВВП (для сравнения в 2009 г. дефицит  по новой бюджетной классификации  составил 1.8% от ВВП), притом, что изначально Министерство финансов на 2010 г. планировало  бюджет с дефицитом 1.5% от ВВП. Дополнительное давление на государственные финансы  оказывают ухудшившиеся условия  нефтепереработки в Беларуси. Доходы консолидированного бюджета ожидаются  по итогам 2010 г. на уровне 32.2% от ВВП, что  на 1.9 ниже уровня прошлого года. Падение  доходов связано с сокращением  поступлений от налогов на внешнеэкономическую  деятельность вслед за отменой с  февраля 2010 г. экспортных пошлин на нефтепродукты. Упрощение налоговой системы не должно существенно сказаться на доходах бюджета. Снижение поступлений вследствие отмены сбора в поддержку сельхозпроизводителей и местных налогов в размере около 1.5% от ВВП будет компенсировано ростом налоговых доходов от НДС (предположительно на 1.0% от ВВП) вследствие выросшей ставки и налога на прибыль (на 0.5% от ВВП), что связано с улучшением общей экономической конъюнктуры.

Расходы консолидированного бюджета за 2010 г. прогнозируются на уровне 35.2% от ВВП, что  на 0.7% от ВВП ниже уровня 2009 г. В первую очередь сокращение должно затронуть  капитальные расходы и чистое кредитование, которые в сумме  могут быть сокращены примерно на 1% от ВВП как результат уменьшения масштабов антикризисных мер  правительства. Существенное снижение расходов бюджета должно произойти  за счет отмены субсидий поставщикам  нефти. Однако ожидается, что оно  не отразится на общем объеме расходов бюджета на субсидии и трансферты, так как правительство будет  стремиться поддержать реальный сектор экономики по политическим причинам, стимулируя экономический рост, превышающий 10% г/г. Еще одним важным социальным показателем является уровень заработной платы, и желание приблизиться к  целевому показателю в 500 долларов США  ( на конец 2010 г. предполагаем 400 долларов США ) должно привести к росту расходов бюджета на заработные платы и социальное страхование.

Дефицит бюджета в 3.0% от ВВП или BYR 4.8 трлн. может быть легко профинансирован  за счет доходов от приватизации или  внешнего заимствования, например, в  форме Еврооблигаций. Планы правительства  включают их выпуск на сумму до USD 1 млрд. в 2010 г. Основным риском в фискальном секторе является политическая составляющая и опасность популистской экономической  политики в секторе госфинансов. Однако предположенных в данном прогнозе расходов должно быть достаточно для  обеспечения необходимых политических целей. На 2011 г. предполагается снижение дефицита бюджета до уровня 1.8% от ВВП  из-за необходимости сдерживать инфляционное давление. [10]

 

3.2 Модель Бруно-Фишера. Эмиссионное финансирование дефицита государственного бюджета

 

Предпосылки модели:

1. Функция спроса на  деньги имеет вид:

 

(12)

 

где удельный спрос на деньги (в долях ВВП),

 ожидаемый темп инфляции,

α — параметр, характеризующий  эластичность спроса на деньги по темпу  инфляции,

 эластичность спроса  на деньги по темпу инфляции. 

Здесь используется удельный спрос на деньги (в долях ВВП). Заметим, что эта модифицированная функция Кагана уже может применяться  для анализа экономики, в которой  темп роста ВВП отличен от нуля.

2. Предполагается, что весь дефицит бюджета финансируется за счет эмиссии. Тогда бюджетное ограничение государства выглядит следующим образом:

 

    (13)

 

где d — доля бюджетного дефицита, финансируемого целиком за счет эмиссии, в доходе.

Условие (13) означает, что  доля бюджетного дефицита (и, следовательно, прироста денежной массы) в доходе остается постоянной.

3. Выпуск растет постоянным  темпом:

 

     (14)

 

4. Ожидания носят адаптивный  характер:

 

     (15)

 

Условие равновесия денежного  рынка имеет вид:

 

    (16)

 

Прологарифмируем (16) и возьмем  производную по времени:

 

   (17)

 

Из (12)

 

(18)

 

Отсюда

 

         (19)

 

Если выразить π из (15) и подставить в (17), то после преобразований получим

 

  (20)

 

Найдем стационарные решения  уравнения (20), т. е. , при котором =0.

Если, > 0, то = 0 в том случае, когда

 

         (21)

 

Отсюда, с учетом (17), условие  равновесия принимает вид

 

                                            (22)

 

Решим уравнение (21) графически, т. е. найдем точки пересечения кривых

 

  (23)

 

и

 

           (22)

 

Рис. 3.1 Точки равновесия модеои Бруно-Фишера

Источник: Туманова Е.А., Шагас H.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 400 с.-с.161

 

Если d » р, т. е. бюджетный  дефицит намного превосходит  темп роста экономики, то кривая

 

       (22)

 

может пройти выше прямой

 

  (23)

 

Отсутствие точки пересечения  означает, что экономика не придет в равновесие.

Таким образом, если доля бюджетного дефицита (и, следовательно, прироста денежной массы) в доходе существенно превышает  темпы экономического роста, денежный рынок не придет в состояние равновесия. Для исправления ситуации необходимо проведение ограничительной бюджетно-налоговой  политики.

Информация о работе Дефицит бюджета и государственный долг