Дефицит бюджета и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение количественной взаимосвязи дефицита бюджета и макроэкономических показателей, определение величины дефицита бюджета, в том числе и для Беларуси за 2008-2010г., поиск оптимальных путей сбалансирования дефицита бюджета.
Основными задачами, которые необходимо выполнить для осуществления поставленных целей, являются: проведение анализа динамики бюджетного дефицита и государственного долга в Беларуси в 2009-2010 годах, изучение видов бюджетного дефицита и государственного долга, исследование различных путей сбалансирования бюджетного дефицита.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Бюджетный дефицит и государственный долг в экономической теории:
1.1 Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы количественной оценки, способы финансирования бюджетного дефицита 5
1.2. Основные причины устойчивого бюджетного дефицита и увеличения государственного долга 8
1.3 Первичный дефицит государственного бюджета и механизм самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост 11
1.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга, их влияние на экономику страны 14
1.5. Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью 17
Глава 2 Государственный долг и дефицит бюджета в РБ
2.1 Дефицит бюджета в РБ на 2008-2010г. 20
2.2 Внешний государственный долг Беларуси на 2008- 2010г. 20
2.3 Внутренний государственный долг в Республике Беларусь 2008-2010г. 22
Глава 3 Перспективы Республики Беларусь. Модель Бруно-Фишера
3.1 Планирование дефицита бюджета РБ, перспективы погашения государственного долга в РБ 23
3.2 Модель Бруно-Фишера. Эмиссионное финансирование дефицита государственного бюджета 25
3.3 Реализация модели 31
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение А 35

Вложенные файлы: 1 файл

будж 2.docx

— 216.34 Кб (Скачать файл)

Если р > d, т. е. доля бюджетного дефицита в доходе меньше темпа роста  ВВП, то существует одна точка пересечения  — единственное равновесие.

В случае когда бюджетный  дефицит чуть выше темпа роста  ВВП d > р, могут существовать два  стационарных режима. Существование  нескольких равновесий означает, что  экономика, в которой государственные  расходы финансируются при помощи инфляционного налога, может находиться в равновесном состоянии с  более высокими темпами инфляции, чем это необходимо. Так, на рис. 3.2 состояние А характеризуется  низкой инфляцией, состояние В —  высокоинфляционное.

Рис. 3.2 Устойчивость равновесных  состояний в модели Бруно-Фишера

Источник: Туманова Е.А., Шагас H.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 400 с.-с.162

 

Исследуем найденные равновесия на устойчивость.

Если  < 1, то справа от точки и слева от точки производная d/dt имеет положительный знак (из (20)), а на интервале отрицательный. Это означает, что если темп инфляции больше , но не превышает , то инфляционные ожидания и, вслед за ними, темпы инфляции будут снижаться, пока экономика не придет в точку А, и, наоборот, если темп инфляции ниже , то инфляция будет расти, пока не достигнет уровня , Если же темп инфляции превысит , то это приведет к постоянному росту инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Таким образом, А — является устойчивым режимом, В — неустойчивым.

Итак, если коэффициент, характеризующий  эластичность спроса на деньги по темпу  инфляции, (α) и скорость пересмотра инфляционных ожиданий (β) невысоки, то экономика будет находиться в  устойчивом низкоинфляционном состоянии  А.

Но при αβ > 1 устойчивым режимом будет уже высокоинфляционное состояние В.

Существование двух равновесий, каждое из которых при определенных условиях может быть устойчивым, приводит к тому, что применение правительством традиционных мер по борьбе с инфляцией  может оказаться безрезультатным. Так, снижение дефицита бюджета (уменьшение d), стандартная мера по борьбе с инфляцией, эффективная в низкоинфляционном состоянии А, может вызвать еще большее увеличение инфляции, если экономика находится в высокоинфляционном состоянии В. Снижение дефицита бюджета d1 < d0 означает сдвиг вниз кривой

 

           (22).

 

 Если устойчивым было состояние В, то при уменьшении дефицита бюджета экономика перейдет в новое устойчивое состояние В1, с более высоким темпом инфляции  > (рис. 3.3).

Рис. 3.3 Последствия снижения бюджетного дефицита в модели Бруно-Фишера

Источник: Туманова Е.А., Шагас H.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 400 с.-с.163

 

Экономически этот результат  можно объяснить следующим образом. Снижение темпов роста денежной массы  в результате ограничительной политики приводит к снижению инфляционных ожиданий, в результате чего они становятся ниже фактического темпа инфляции (см. рис. 3.3). Если нервозность экономических  агентов (характеризуемая коэффициентом  β) высока, то в следующий момент времени это вызовет резкий рост инфляционных ожиданий, который будет сопровождаться снижением спроса на деньги. Падение спроса на деньги приведет к росту цен. Если же высока полуэластичность спроса на деньги (коэффициент α), то рост инфляционных ожиданий приведет к резкому падению спроса на деньги, что повлечет за собой увеличение инфляции.

Таким образом, иногда снижение дефицита бюджета приводит к падению  темпов инфляции (если устойчивым было состояние А), иногда — к росту (если экономика находилась в равновесии В). Это и объясняет наблюдаемое в ряде случаев отсутствие четкой зависимости между доходами от эмиссии и темпом инфляции.

Чем выше α-коэффициент, характеризующий  эластичность спроса на деньги по темпу  инфляции, и чем выше β - скорость пересмотра ожиданий, тем выше вероятность  того, что αβ > 1, устойчивым режимом окажется высокоинфляционный режим В и стандартные меры по борьбе с инфляцией будут неприменимы. Поэтому ортодоксальные меры по финансовой стабилизации (снижение дефицита государственного бюджета, сбалансированность бюджета, стабилизация курса национальной валюты, стабилизация внешнего долга) предлагается предварять мерами, направленными на снижение нервозности агентов. Этими мерами являются: введение лимитов на кредиты, замораживание цен и заработной платы.

Реализация перечисленных  мер позволит экономике перейти  в низкоинфляционное состояние, в котором ортодоксальные меры борьбы с инфляцией будут эффективны.  [7, c. 159-164]

 

3.3 Реализация модели 

 

После описания модели перейдем к ее реализации. В соответствии с темой данной курсовой работы я  воспользуюсь формулой расчета доли бюджетного дефицита:

 

(18)

 

Представим статистические данные, необходимые для построения модели (таблица 3).

Таблица 3 - Состояние экономики  РБ 2009-2010г.

денежная масса 2009г.,млрд.руб.

38 107,1

денежная масса 2010, млрд.руб.

47 514,3

эластичность спроса на деньги,α

0,3

ожидаемая инфляция,πᵉ

8,9


Рассчитаем прирост денежной массы 2010г. млрд.руб. по формуле:

 

(24)

 

m=0,247

По формуле (17) находим  долю бюджетного дефицита, который  в 2010г. финансировался полностью за счет эмиссии в доходе РБ(все расчеты выполнялись в Exsel, см. Приложение 1):

d=0,03

Как было отмечено выше дефицит бюджета в 3.0% от ВВП или BYR 4.8 трлн. может быть легко профинансирован за счет доходов от приватизации или внешнего заимствования, например, в форме Еврооблигаций. Планы правительства включают их выпуск на сумму до USD 1 млрд. в 2010 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 В современном мире  нет государства, которое в  те или иные периоды своей  истории не сталкивалось бы  с бюджетным дефицитом. Его  наличие не всегда свидетельствует  об отрицательных моментах в  экономической жизни страны. Все  зависит от причин его возникновения  и направлений расходов государственных  денежных средств.

Однако чаще всего, как это не печально, дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы.

С учетом мирового опыта  величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого  его размера, то есть 2-3% . Как видно  из работы, дефицит государственного бюджета Республики Беларусь несколько  раз приближался к данным показателям, и возможно в 2011г. мы будем наблюдать  превышение над допустимыми нормами  дефицита. Это означает необходимость  анализа причин, которые порождают  дефицит, и разработки мер по его  сокращению.

Основную роль в вопросах урегулирования дефицита госбюджета играет правительство. На уровне президента и  Министерства финансов решаются вопросы  по корректировке бюджетной политики и ведутся поиски источников финансирования.

Однако для нормализации бюджетного дефицита необходимо также  «лечение» самой экономики, так  как без обеспечения динамизма  в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие  бы прогрессивные финансовые меры не принимались при этом.

В целях преодоления дефицита государственного бюджета необходимо также разработать эффективную  финансовую политику, задействовать  весь механизм государственного регулирования  и использовать мировой опыт борьбы с дефицитом.

В целом, не вдаваясь в детали, следует только отметить, что беспрецедентное  для Беларуси снижение реального  дефицита бюджета возможно только при  глубоком реформировании экономики. В  первую очередь инструментальных преобразований, затрагивающих вопросы самофинансирования предприятий и отказа от разорительных  государственных программ в сфере  жилищного хозяйства и поддержки  АПК. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1.Агапова Т.А., Серегина  С.Ф. Макроэкономика: Учебник/Под обшей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. — 6-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. - 448 с.;

2. Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. Мн:БГЭУ, 2003г.;

3.Гнатюк С.Н.Макроэкономика: Учебное пособие (фискальная) политика-92с.;

4.Закон  РБ «О республиканском бюджете на 2011 год»;

5.Закон  РБ «О республиканском бюджете на 2010 год»;

6. Макроэкономика: учеб. пособие // И.В. Новикова, А.П. Морова, С.В. Шевченко и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 340 с.;

7.Туманова Е.А., Шагас H.JI. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 400 с.;

8.Финансы Республики Беларусь: Статистический сборник/Под ред. Е.И.Кухаревича,2010.-613 с.;

9. http://news.tut.by/economics/205893.html

12. http://bdg.by/news/economics/10450.html

11. http://news.21.by/economics/2010/05/24/57701.html

10. www.get-belarus.de

13. http://www.b-g.by/ru/49_2010/projector/6969/

14. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ, 1994.- 736с.;

15. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. — М.: Дело, 2002. —472 с.

 

Приложение А

Модель Бруно-Фишера

Таблица А.1

A

B

C

D

темп прироста денежной массы,m

=D1/D2

прирост денежной массы 2010г.,млрд.руб.

=D3-D2

спрос на деньги, доли ВВП

=СТЕПЕНЬ(2,18;-D4*D5)

денежная масса 2009г.,млрд.руб.

38107,0729

дефицит бюджета

=B2*B1

денежная масса 2010, млрд.руб.

47514,293

   

эластичность спроса на деньги,α

0,3

   

ожидаемая инфляция,πᵉ

8,9


Таблица А.2-Результаты расчетов

A

B

C

D

темп прироста денежной массы,m

0,246863

прирост денежной массы 2010г.,млрд.руб.

9407,2201

спрос на деньги, доли ВВП

0,124831

денежная масса 2009г.,млрд.руб.

38107,0729

дефицит бюджета

0,030816

денежная масса 2010, млрд.руб.

47514,293

   

эластичность спроса на деньги,α

0,3

   

ожидаемая инфляция,πᵉ

8,9


 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Дефицит бюджета и государственный долг