Единый социальный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 17:15, реферат

Краткое описание

Одно из направлений мобилизации средств, предназначенных для финансирования мероприятий по государственному социальному страхованию, связано с совершенствованием работы по учету и контролю за поступлением страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Содержание

Введение
1. Единый социальный налог: характеристика и сущность.
Периоды развития Единого социального налога.
Характеристика Единого социального налога.
2. Органы осуществляющие контроль за поступлениями Единого социального налога.
3. Перспективы развития Единого социального налога.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Право социального обеспечения.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Началом налогового периода для одних работников является 1-ое января, а для тех, кто только в текущем году был принят на работу, - налоговая база начинает рассчитываться с момента принятия на работу.

Сроки уплаты ЕСН существенно не отличаются от предусмотренных для страховых взносов: налогоплательщики-работодатели производят уплату авансовых платежей по налогу ежемесячно в срок, который установлен для получения в банках средств на выплату заработной платы за истекший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим.

Если  работодатель не представит в банк платежки на перечисление ЕСН, то он не получит наличные на выплату заработной платы своим работникам (п.3 ст.243 НК РФ).

Следует обратить внимание на два момента:

Во-первых, теперь для всех работодателей введен единый срок уплаты.

Во-вторых, немного изменился сам порядок. До 2001 года таким образом уплачивались только взносы в ФОМС. А взносы в  ПФР, ФСС и ГФЗН следовало перечислять  не в срок, который установлен для  получения средств, а одновременно с получением этих средств.

Если  расчеты с работниками ведутся  в безналичном порядке, то ЕСН  в данном случае должен уплачиваться в день перечисления денежных средств  на лицевые счета работников.

Сумму ЕСН работодатель должен исчислять  не только отдельно по каждому работнику, но и отдельно по каждому фонду. Скорее всего работодателям придется перечислять ЕСН четырьмя платежными поручениями в каждый фонд. Информацию о реквизитах счетов МНС РФ обещало довести в ближайшее время.

Та  сумма, которая будет перечисляться в ФСС как и прежде может уменьшаться на совершенные работодателем расходы по социальному страхованию.

Доходы, полученные в натуральной форме  учитываются по рыночным (или государственным  регулируемым) ценам на день получения  этих доходов с учетом НДС, налога с продаж и акцизов. При этом рыночная цена определяется с учетом положений ст.40 НК РФ. А днем получения дохода в соответствии со ст.242 НК РФ считается день начисления в пользу работников, а для самозанятых граждан - день получения дохода.

Плательщики-неработодатели.

Порядок исчисления и уплаты налога для этой категории плательщиков установлен ст.244 НК РФ. В соответствии с этой нормой плательщики-неработодатели, перечисленные  в подп."2" п.1 ст.235 НК РФ (за исключением  адвокатов) уплачивают по ЕСН авансовые платежи. Сумма авансовых платежей на текущий налоговый период рассчитывается им налоговым органом. Расчет этот производится исходя из суммы предполагаемого дохода (за вычетом связанных с ним расходов), который указывается в налоговой декларации или из суммы налоговой базы за предыдущий налоговый период.

В случае значительного увеличения или уменьшения доходов в течении года ст.244 НК РФ предусматривает механизм перерасчета  предполагаемого дохода и соответственно авансовых платежей.

Окончательный расчет производится налогоплательщиком самостоятельно с последующим возвратом, зачетом или доплатой ЕСН по фактически полученному за прошедший год доходу.

УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

С введением  ЕСН введены и новые формы отчетности.

Декларация  по ЕСН подается в налоговый орган один раз в год вместе с балансом. В соответствии с п.2 ст.80 НК РФ декларация может быть направлена по почте.

Во  внебюджетные фонды никакой отчетности предоставлять не придется за исключением следующих случаев:

- В  ПФР плательщики по прежнему будут сдавать данные в соответствии с законодательством о персонифицированном учете.

- В  ФСС необходимо будет сдавать  сведения об использовании средств.

Эта информация должна содержать сведения, указанные  в п.6 ст.243 НК РФ и предоставляться  в ФСС в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей по ЕСН. Форма отчета скорее всего будет уточнена в ближайшее время.  

- Кроме  того не следует забывать о  необходимости предоставлять отчетность  в ФСС по страхованию от  несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний. Поскольку по этому виду страхования взносы уплачиваются независимо от ЕСН.

Еще одно новшество - налогоплательщики-работодатели обязаны будут вести учет отдельно по каждому работнику (физическому  лицу, получающему безвозмездные средства):

- о  суммах выплаченных им доходов;

- о  суммах налога, относящихся к этим доходам.

Следует учитывать, что уже после введения ЕСН, предприятия в январе 2001 года еще будут осуществлять платежи  за декабрь, отчеты по которым надо будет составлять и подавать в фонды по старому порядку.

2.   Органы осуществляющие  контроль за  поступлением Единого  социального налога.

 

С введением  главы 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса Российской Федерации  отношения плательщиков взносов  с государственными социальными внебюджетными фондами изменились существенным образом. Так, контроль за правильностью исчисления и уплаты взносов в составе единого социального налога в эти фонды осуществляют налоговые органы, а не фонды. Вместе с тем в налоговые органы, а не в фонды подаются расчеты по авансовым платежам и декларации по ЕСН. Однако плательщиков по-прежнему связывает с фондами ряд обязанностей по уплате взносов и представлению отчетности.

Расчеты по авансовым  платежам по единому социальному  налогу (взносу), а также налоговые декларации по ЕСН плательщики обязаны представлять только в налоговые органы (ст. 243 и 244 НК РФ).

Кроме того, согласно п. 5 ст. 243 НК РФ плательщики ЕСН - работодатели представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования (Федеральный Закон от 01.04.96 № 27-ФЗ "Об индивидуальном учете в системе государственного пенсионного страхования"). До утверждения новых форм указанные сведения подаются по формам, утвержденным постановлением Минтруда России № 35 и ПФ РФ № 44 от 03.07.97 "О формах документов индивидуального учета в системе государственного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению".

Также согласно п. 6 ст. 243 НК РФ ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, плательщики ЕСН - работодатели обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального  страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме 4-ФСС РФ, утвержденной постановлением ФСС РФ от 30.11.2000 № 113 "Об утверждении формы расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ)", о суммах:

начисленного  ЕСН в Фонд социального страхования Российской Федерации;

расходов, произведенных  налогоплательщиками за счет средств  государственного социального страхования (выплата пособий по временной  нетрудоспособности, беременности и  родам, оплата путевок на санаторно-курортное  лечение работников и членов их семей и др.; Инструкция о порядке расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденную постановлением ФСС РФ от 09.02.2001 № 11);

уплачиваемых  в Фонд социального страхования  Российской Федерации.

Следует иметь  в виду, что второй экземпляр раздела I формы 4 ФСС РФ также представляется в налоговый орган по месту  регистрации.

Согласно ст. 9 Федерального Закона от 05.08.2000 № 118 ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе ЕСН, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании не включаются в состав ЕСН и уплачиваются в ФСС РФ в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.98 № 125 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" , Федеральным Законом от 12.02.2001 № 17-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год" (ст. 11 Федерального закона № 118-ФЗ) При этом 8 п. 2 ст. 18 Федерального закона № 125-ФЗ обязанность контролировать правильность начисления и полноту и своевременность перечисления страховых взносов возложена на ФСС РФ.

Кроме того, ст. 2 Федерального закона от 25.02.99 N 37-ФЗ “О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О государственных  пенсиях в Российской Федерации"”  установлен дополнительный тариф страховых  взносов в ПФ РФ для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в размере 14% от выплат, начисленных в их пользу по всем основаниям, независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера на выполнение работ и оказание услуг. Указанные страховые взносы уплачиваются независимо от взимания ЕСН, при этом контроль за правильностью их исчисления и уплаты осуществляет ПФ РФ

 

 

 

 

 

3. Перспективы развития  Единого социального налога.

Для разных государств характерны значительные различия в  ставках обязательных платежей на социальное, пенсионное и медицинское страхование, в способе взимания таких платежей и в распределении налоговой  нагрузки между работниками и работодателями. Например, в США работодатели и работники уплачивают на указанные цели по 7,65% от заработной платы, что в совокупности составляет 15,3% от фонда оплаты труда. Аналогично построена эта схема в Германии, но совокупная ставка равна 18,6%. В Великобритании работодатели платят 12,2% от выплаченной ими заработной платы, а работники - 10% от полученных ими доходов (с суммы еженедельной заработной платы, превышающей 66 фунтов стерлингов и не превышающей 500 фунтов стерлингов). В Израиле работодатели платят 4,93%, а работники - от 5,76 до 9,7% от заработной платы. В то же время во многих государствах основная налоговая нагрузка ложится на работодателей. Так, в Бельгии эти ставки составляют 35% и 13,07% соответственно, а в Швеции - 32,92% и 7%. В Венгрии работодатели уплачивают на социальные программы 44% от выплаченной работникам суммы заработной платы, а работники - 1,5% (плюс 10% с высоких доходов), в Польше работодатели должны уплачивать 48% от всех выплат работникам, а работники полностью освобождены от таких платежей. В Эстонии действует единая ставка в 26% на доходы физических и юридических лиц, отсутствуют НДС, налог с продаж и большинство косвенных налогов.

В Америке в  конце 80-х годов социальный налог  составлял 7,65% и брался только с первых $60 тыс. зарплаты. Быстрее всего этот налог уплатил один известный герой американских финансовых скандалов, впоследствии осужденный на десять лет заключения. В 1985 при годовом окладе с премией в $100 млн, ему хватило всего трех часов, чтобы выработать свой годовой лимит.

Перспективы развития ЕСН.

Положительным результатом стало выполнение ежемесячных  заданий за январь-март 2001 г. по сбору  ЕСН во все фонды. Поступления  платежей в сравнении с тем  же периодом прошлого года увеличились.

Несмотря на то, что в фондах была достигнута высокая собираемость платежей, все они накопили огромную недоимку. Обязанность по ее взысканию перешла к налоговым органам на местах. Однако проблему с задолженностью по ранее начисленным платежам в государственные внебюджетные фонды за короткий промежуток времени решить силами только налоговых органов невозможно.

ЕСН сегодня  еще не является по-настоящему единым. Налоговая база фондов исчисляется  раздельно в отношении каждого  фонда, и налог уплачивается в  каждый из них отдельными платежными поручениями. Осложняет расчеты по ЕСН право работодателей самостоятельно осуществлять расходы за счет средств ФСС РФ. Более правильно, было бы установить порядок, при котором все плательщики уплачивают полностью в ФСС РФ всю начисленную сумму взноса и потом уже в самом фонде получают возмещение своих расходов. Это будет способствовать своевременному и полному контролю за расходованием средств фонда.

Законодатели  могли бы также объединить взносы в федеральный и территориальный  фонды ОМС в один платеж, который начислялся бы по единой ставке и распределялся между ними органами федерального казначейства. Или установить единый платеж, который бы зачислялся в территориальный фонд, а затем по установленному нормативу отчислений от его доходов средства списывались бы на счет федерального фонда. Это упростит исчисление налога и отчетность, сократит количество платежных поручений, а заодно позволит сократить объем учетной работы и количество лицевых счетов в налоговых органах.

Существенные  недостатки имеют регрессивная шкала налоговых ставок ЕСН и условия ее применения. Условия применения регрессивных ставок чересчур жесткие, и число организаций, которые могут их использовать, очень ограниченно. ЕСН - это налог с юридических лиц, однако налогоплательщик обязан по каждому физическому лицу вести лицевой счет всех выплат, да еще и сумму начисленного налога. Было бы проще применять регрессивную шкалу ставок не по отношению к начисленным доходам отдельных работников, а в целом по организации.

К сожалению, ожидаемого снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда налогоплательщиков не получилось. Совокупная ставка налога для налогоплательщиков-работодателей в размере 35,6% остается высокой, а регрессивную шкалу в ее нынешнем виде смогут применять очень немногие из них.

Сейчас налогоплательщики  должны ежемесячно представлять расчеты  авансовых платежей по ЕСН, что обременительно для них и создает излишнюю нагрузку на налоговые органы. Целесообразно  было бы ввести ежеквартальное представление  расчетов, а уплату ЕСН производить, как и ранее, ежемесячно.

Информация о работе Единый социальный налог