Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 05:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить перспективные направления по совершенствованию формирования доходной части федерального бюджета РФ. В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:
- исследовать сущность доходов федерального бюджета;
- проанализировать доходную часть федерального бюджета Российской Федерации ряда лет;
- рассмотреть понятие бюджетного дефицита и проанализировать данные по бюджетному дефициту России;
- проанализировать динамику доходной части федерального бюджета;
- определить основные перспективные направления в формирования федерального бюджета России.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы анализа доходов федерального бюджета 5
1.1 Сущность и состав доходов федерального бюджета 5
1.2 Классификация доходов федерального бюджета. 10
Глава 2 Анализ доходов федерального бюджета Российской Федерации 15
2.1. Социально-экономическая характеристика Российской федерации 15
2.2. Анализ налоговых доходов Федерального бюджета РФ 18
2.3. Анализ неналоговых доходов Федерального бюджета РФ 21
Глава 3 Направления совершенствования доходной части федерального бюджета РФ 27
Заключение 31
Библиографический список 33
Приложение 1 35
1) кода главного администратора доходов бюджета (утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете);
2) кода вида доходов (включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода);
3) кода подвида доходов;
4) кода классификации
операций сектора
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:
1) налоговые и неналоговые доходы;
2) безвозмездные поступления.
Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджет Российской Федерации.
Рисунок 1.1 - Структура доходов бюджетов
Налоговые доходы включают:
Неналоговые доходы включают:
Поскольку бюджетная классификация рассчитана на всю бюджетную систему страны, то соответственно в ней нет подразделения на источники бюджетных доходов различных уровней. Такое подразделение устанавливается либо законом о федеральном бюджете, либо законом о налоговой системе РФ. Бюджетная классификация подразделяет объекты классификации на группы, подгруппы, статьи подстатьи.
Доходы государственного бюджета тесно связаны с проблемой государственного долга.
В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность, состояние ее валютных резервов, и, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.
Основные проблемы возникновения государственного долга:
В большинстве стран степень напряженности в бюджетно-налоговой сфере зависит от остроты проблемы дефицита государственного бюджета. Дефицит обычно более значителен в тех странах, где все большая доля государственных расходов приходится на финансирование оборонной промышленности и выплаты по обслуживанию государственного долга. Расходы на оборону характеризуют политическую обстановку, а выплаты по обслуживанию государственного долга являются прямым результатом предшествующего заимствования ресурсов. Эта проблема особенно остро стоит перед странами, имеющими значительную задолженность, на обслуживание которой уходит почти половина всех бюджетных средств, к таким странам относится, к сожалению, и Россия.
Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 - 2015 годы и бюджетных правил, вводимых в действие с 1 января 2013 года (таблица 2.1).
Таблица 2.1
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
НА 2011 - 2015 ГОДЫ
┌──────────────────┬────────┬─
│ Показатель │2010 год│2011 год│2012 год│2013 год│2014 год│2015 год │
│
│(отчет) │(отчет) │(оценка)│(проект)│(проект)│(
├──────────────────┼────────┼─
│Доходы, всего │ 8 305,4│11 367,7│12 682,7│12 865,9│14 063,4│15 615,5 │
├──────────────────┼────────┼─
│%% к ВВП │ 18,4│ 20,8│ 20,7│ 19,3│ 19,0│ 18,8 │
├──────────────────┼────────┼─
│в том числе: │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────┼────────┼─
│Нефтегазовые │ 3 830,7│ 5 641,8│ 6 408,7│ 5 925,5│ 6 279,3│ 6 933,9 │
│доходы │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────┼────────┼─
│%% к ВВП │ 8,5│ 10,3│ 10,5│ 8,9│ 8,5│ 8,3 │
├──────────────────┼────────┼─
│Ненефтегазовые │ 4 474,7│ 5 725,9│ 6 274,0│ 6 940,4│ 7 784,1│ 8 681,6 │
│доходы │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────┼────────┼─
│%% к ВВП │ 9,9│ 10,5│ 10,2│ 10,4│ 10,5│ 10,5 │
├──────────────────┼────────┼─
│Расходы, всего │10 117,5│10 925,6│12 817,8│13 387,3│14 207,0│15 626,3 │
├──────────────────┼────────┼─
│%% к ВВП │ 22,4│ 20,0│ 20,9│ 20,1│ 19,2│ 18,8 │
├──────────────────┼────────┼─
│в том числе │ │ │ │ │ 355,2│ 781,3 │
│условно │ │ │ │ │ │ │
│утверждаемые │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────┼────────┼─
│%% к общему объему│ │ │ │ │ 2,5│ 5,0 │
│расходов │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────┼────────┼─
│Дефицит(-)/ │-1 812,1│ 442,1│ -135,1│ -521,4│ -143,6│ -10,8 │
│Профицит(+) │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────┼────────┼─
│%% к ВВП │ -4,0│ 0,8│ -0,2│ -0,8│ -0,2│ 0,01│
└──────────────────┴────────┴─
В 2013 - 2015 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 20,7% ВВП в 2012 году до 19,3% в 2013 году с дальнейшим снижением к 2015 году до 18,8% к ВВП. При этом нефтегазовые доходы снижаются на 2,1% к ВВП (с 10,5% к ВВП в 2012 году до 8,4% к ВВП в 2015 году), а ненефтегазовые доходы увеличиваются на 0,3% к ВВП (с 10,2% до 10,5% к ВВП) (таблица 2.2).1
Таблица 2.2
ДИНАМИКА ДОХОДОВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
┌───────────────────┬────────┬
│ Показатель │2010 год│2011 год│2012 год│2013 год│2014 год│2015 год│
│
│(отчет) │(отчет) │(оценка)│(проект)│(проект)│(
├───────────────────┼────────┼
│Доходы, всего │8 305,4 │11 367,7│12 682,7│12 865,9│14 063,4│15 615,5│
├───────────────────┼────────┼
│%% к ВВП │ 18,4 │ 20,8│ 20,7│ 19,3│ 19,0│ 18,8│
├───────────────────┼────────┼
│в том числе: │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼────────┼
│Нефтегазовые доходы│3 830,7 │ 5 641,8│ 6 408,7│ 5 925,5│ 6 279,3│ 6 933,9│
├───────────────────┼────────┼
│%% к ВВП │ 8,5 │ 10,3│ 10,5│ 8,9│ 8,5│ 8,3│
├───────────────────┼────────┼