Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 05:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить перспективные направления по совершенствованию формирования доходной части федерального бюджета РФ. В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:
- исследовать сущность доходов федерального бюджета;
- проанализировать доходную часть федерального бюджета Российской Федерации ряда лет;
- рассмотреть понятие бюджетного дефицита и проанализировать данные по бюджетному дефициту России;
- проанализировать динамику доходной части федерального бюджета;
- определить основные перспективные направления в формирования федерального бюджета России.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы анализа доходов федерального бюджета 5
1.1 Сущность и состав доходов федерального бюджета 5
1.2 Классификация доходов федерального бюджета. 10
Глава 2 Анализ доходов федерального бюджета Российской Федерации 15
2.1. Социально-экономическая характеристика Российской федерации 15
2.2. Анализ налоговых доходов Федерального бюджета РФ 18
2.3. Анализ неналоговых доходов Федерального бюджета РФ 21
Глава 3 Направления совершенствования доходной части федерального бюджета РФ 27
Заключение 31
Библиографический список 33
Приложение 1 35
│Ненефтегазовые │4 474,7 │ 5 725,9│ 6 274,0│ 6 940,4│ 7 784,1│ 8 681,6│
│доходы │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼────────┼
│%% к ВВП │ 9,9 │ 10,5│ 10,2│ 10,4│ 10,5│ 10,5│
├───────────────────┼────────┼
│Темпы роста │ 113,2 │ 136,9│ 111,6│ 101,4│ 109,3│ 111,0│
│(снижения) доходов │ │ │ │ │ │ │
│к предыдущему году,│ │ │ │ │ │ │
│% │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼────────┼
│в том числе: │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼────────┼
│Нефтегазовые доходы│ 128,4 │ 147,3│ 113,6│ 92,5│ 106,0│ 110,4│
├───────────────────┼────────┼
│Ненефтегазовые │ 102,8 │ 128,0│ 109,6│ 110,6│ 112,2│ 111,5│
│доходы │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼────────┼
│Доля в общем объеме│ 100,0 │ 100,0│ 100,0│ 100,0│ 100,0│ 100,0│
│доходов, % │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼────────┼
│в том числе: │ │ │ │ │ │ │
├───────────────────┼────────┼
│Нефтегазовые доходы│ 46,1 │ 49,6│ 50,5│ 46,1│ 44,6│ 44,4│
├───────────────────┼────────┼
│Ненефтегазовые │ 53,9 │ 50,4│ 49,5│ 53,9│ 55,4│ 55,6│
│доходы │ │ │ │ │ │ │
└───────────────────┴────────┴
Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2013 - 2015 годах по отношению к 2012 году обусловлено снижением цены на нефть марки "Юралс" и налогооблагаемых объемов экспорта нефти и нефтепродуктов и объемов добычи нефти, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста курса доллара США по отношению к рублю и налогооблагаемых объемов добычи газа природного.
Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2013 - 2015 годах по отношению к 2012 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам. Увеличение налога на добавленную стоимость прогнозируется за счет ежегодного прироста доли начисленного налога и уровня собираемости. Рост поступления акцизов по подакцизным товарам обусловлен индексацией специфических ставок акцизов.2
Динамика ключевых показателей Федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов составляет (таблица 2.3):
Таблица 2.3
2013 |
2014 |
2015 | |
Доходы федерального бюджета, млрд. руб. |
12865,9 |
14063,4 |
15615,5 |
Расходы федерального бюджета, млрд. руб. |
13387,3 |
14207,0 |
15626,3 |
Дефицит, млрд. руб. |
-521,4 |
-143,6 |
-10,8 |
Доходы в % к ВВП |
19,3 |
19,0 |
18,8 |
Расходы в % к ВВП |
20,1 |
19,2 |
18,8 |
Динамику доходов Федерального бюджета по состоянию на 01.03.2013 можно отследить на примере графика (приложение 1) и таблицы 2.4:
Таблица 2.4
Виды доходов |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Всего доходов, млрд. руб. |
8 305,40 |
11 366,00 |
12 853,70 |
1 981,30 |
ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, млрд. руб. |
3 227,70 |
4 664,70 |
4 962,70 |
720,7 |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, млрд. руб. |
1 442,60 |
2 046,90 |
2 442,80 |
426,3 |
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ, млрд. руб. |
1 408,30 |
1 985,00 |
2 228,00 |
325,3 |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, млрд. руб. |
1 199,60 |
1 543,80 |
1 713,00 |
230,3 |
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, млрд. руб. |
427,8 |
380,1 |
543,3 |
71,3 |
Прочее, млрд. руб. |
599,3 |
745,5 |
963,8 |
207,6 |
Валовой внутренний продукт по состоянию за 2012 год составил 62599,1 млрд.руб.
Анализ изученных материалов свидетельствует, что в 2013 году объем доходов, администрируемых ФТС России, прогнозируется в размере 6 329,7 млрд. рублей, или 49,2 % всех доходов, в 2014 и 2015 годах – 6 697,3 млрд. рублей (47,6 %) и 7 384,6 млрд. рублей (47,3 %) соответственно. Объем доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой, в 2013 году прогнозируется в размере 5 625,3 млрд. рублей, или 43,7 % всех доходов федерального бюджета, в 2014 и 2015 годах – 6 443,1 млрд. рублей (45,8 %) и 7 291,7 млрд. рублей (46,7%) соответственно.3
На долю прочих главных администраторов доходов в 2013 году приходится 910,9 млрд. рублей, или 7,1 % доходов федерального бюджета, в 2014 и 2015 годах – 923,0 млрд. рублей (6,6 %) и 939,2 млрд. рублей (6 %) соответственно.
Одним из резервов увеличения поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации является совершенствование работы по взысканию недоимки и сокращению задолженности перед бюджетом по уплате налогов, сборов и пошлин.
Всего по состоянию на 1 сентября 2012 года имелась совокупная задолженность по федеральным налогам и сборам, администрируемым ФНС России, пеням и налоговым санкциям по ним на сумму 942,3 млрд. рублей, в том числе недоимка – 339,2 млрд. рублей, а также по таможенным платежам, администрируемым ФТС России, пеням и штрафам по ним – 54,5 млрд. рублей.
В расчетах к федеральному бюджету на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов не предусмотрены дополнительные поступления за счет улучшения администрирования налогов и сборов, за исключением налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, по которому согласно информации Минфина России за счет проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, повышения эффективности налоговых проверок, принятия комплекса мер по взысканию задолженности по уплате налога, привлечения к налогообложению организаций, уклоняющихся от исполнения обязанностей налогоплательщиков и других мер уровень собираемости ежегодно будет увеличиваться на 1 процентный пункт. В результате указанных мероприятий прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета в 2013 году на 22,3 млрд. рублей, в 2014 году – на 25,9 млрд. рублей, в 2015 году – на 30,8 млрд. рублей.
По данным отчета ФНС России, за первое полугодие 2012 года по результатам контрольной работы доначислено платежей по налогу на прибыль организаций на сумму 86,2 млрд. рублей, по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, – 110,0 млрд. рублей, по акцизам – 21,4 млрд. рублей, по налогу на добычу полезных ископаемых – 1,9 млрд. рублей.
Общий объем прибыли для целей налогообложения на 2013 год прогнозируется в сумме 16 603 200,0 млн. рублей (24,96% к ВВП):
- Поступление налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, на 2013 год прогнозируется в сумме 445 418,3 млн. рублей (0,67% к ВВП).
- Доходы федерального бюджета от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, на 2013 год прогнозируются в сумме 2 173 407,0 млн. рублей (3,27% к ВВП).
- Общая сумма поступления акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2013 год прогнозируется в размере 502 682,1 млн. рублей (0,76% к ВВП).
- Поступление налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2013 год прогнозируется в сумме 1 925 439,4 млн. рублей (2,89% к ВВП).
- Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2013 год прогнозируется в сумме 71 087,2 млн. рублей (0,11% к ВВП).
- Поступление налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет на 2013 год прогнозируется в сумме 2 358 273,0 млн. рублей (3,55% к ВВП), в том числе по нефти - 1 996 552,5 млн. рублей; по газу горючему природному - 332 506,5 млн. рублей; по газовому конденсату - 10 856,2 млн. рублей; по прочим полезным ископаемым - 15 946,2 млн. рублей; по нефти, добываемой на континентальном шельфе Российской Федерации, - 2 411,6 млн. рублей.
- Поступление регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья) в федеральный бюджет на 2013 год прогнозируется в сумме 14 422,4 млн. рублей (0,02% к ВВП).
- Поступление водного налога в федеральный бюджет на 2013 год прогнозируется в сумме 2 631,7 млн. рублей (0,004% к ВВП).
- Поступление сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов в федеральный бюджет на 2013 год прогнозируется в сумме 400,0 млн. рублей, что соответствует уточненной оценке за 2012 год.
- Поступление государственной пошлины в федеральный бюджет на 2013 год прогнозируется в сумме 101 907,2 млн. рублей (0,15% к ВВП).
- Поступление доходов от взимания ввозных таможенных пошлин в федеральный бюджет на 2013 год прогнозируется в сумме 666 367,9 млн. рублей (1,00% к ВВП).
- Доходы федерального бюджета от уплаты таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа (далее - таможенные платежи), на 2013 год прогнозируются в сумме 52 355,2 млн. рублей (0,08% к ВВП).4
Доходы федерального бюджета от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, прогнозируются на 2013 год в сумме 346 806,4 млн. рублей (0,52% к ВВП), что на 12 102,1 млн. рублей или на 3,6% больше уточненной оценки за 2012 год.
Поступление доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2013 год прогнозируется в сумме 172 088,2 млн. рублей, что на 11 098,2 млн. рублей или на 6,9% больше уточненной оценки за 2012 год.
В составе доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, на 2013 год предусмотрены доходы от размещения средств федерального бюджета в сумме 83 228,1 млн. рублей, в том числе доходы по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, - 20 069,9 млн. рублей; доходы от управления средствами Резервного фонда - 15 184,1 млн. рублей; доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния - 47 974,1 млн. рублей.
Доходы по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в 2013 году по сравнению с уточненной оценкой за 2012 год увеличились на 2 652,2 млн. рублей в связи с размещением средств федерального бюджета на банковских депозитах на различные сроки для повышения спроса на указанные средства со стороны кредитных организаций.
Доходы от управления средствами ФНБ в 2013 году по сравнению с уточненной оценкой за 2012 год снизились на 34 897,9 млн. рублей, в том числе доходы от размещения средств ФНБ в разрешенные финансовые активы - на 11 306,5 млн. рублей и проценты, уплаченные за пользование денежными средствами, размещенными на счетах в иностранной валюте, открытых в Банке России для учета средств ФНБ, - на 23 591,4 млн. рублей.
Поступление доходов в виде процентов по государственным кредитам в федеральный бюджет на 2013 год прогнозируется в размере 16 185,1 млн. рублей.
Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий (далее - ФГУП), на 2013 год прогнозируются в сумме 1 618,1 млн. рублей, что на 2 529,2 млн. рублей меньше уточненной оценки за 2012 год.
Платежи при пользовании природными ресурсами на 2013 год прогнозируются в сумме 117 169, 8 млн. рублей (0,18% к ВВП), что на 29 414,8 млн. рублей или на 33,5% больше уточненной оценки за 2012 год.