Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2014 в 12:13, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть межбюджетные отношения в РФ на современном этапе и пути их совершенствования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать сущность и принципы межбюджетных отношений.
2. Выявить основные задачи межбюджетных отношений.
3. Изучить проблемы реформирования межбюджетных отношений.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ
2. АНАЛИЗ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3. ПРОБЛЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Межбюджетные отношения в Российской Федерации – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между федеральным центром и регионами.
Разработанная и одобренная постановлением Правительства РФ от 30 июля 1998 г. «Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах», определившая основные направления бюджетной политики, внесла определенные позитивные сдвиги в бюджетный процесс, но существенно проблему не решила. Процесс реформирования межбюджетных отношений остается незавершенным, острота проблемы не снижается, а напротив, возрастает.
Таким образом, проблема реформирования бюджетной системы эффективного использования общественных финансовых ресурсов, вопросы их централизации и децентрализации обуславливают высокую актуальность изучения сущности и принципов межбюджетных отношений, исследования их проблематики и разработку предложений по их совершенствованию.
Тема контрольной работы актуальна потому, что отношения бюджетного федерализма являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер. За последние несколько лет формы и методы межбюджетного взаимодействия в Российской Федерации претерпели существенные изменения, но не решена до конца проблема реформирования бюджетной системы, эффективного использования общественных финансовых ресурсов, их централизации и децентрализации.
Объектом исследования являются межбюджетные отношения в РФ.
Предмет исследования – состояние межбюджетных отношений в современной рыночной экономике РФ.
Цель работы – рассмотреть межбюджетные отношения в РФ на современном этапе и пути их совершенствования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
2. Выявить основные задачи межбюджетных отношений.
3. Изучить проблемы
Информационной базой исследования послужили материалы законодательного, нормативного, научно-практические публикации и труды отечественных экономистов в области межбюджетных отношений: официальный сайт Федерального казначейства РФ, Министерства финансов РФ, Мягкова Т. П., Миляков М. В., Гринкевич Л. С. и другие.
Распределительная и контрольная функция обуславливает сущность бюджета как экономической категории. В качестве таковой бюджет представляет собой систему экономических отношений, на основе которых планируются доходы и расходы государства.
Взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы, организацию и принципы ее построения принято называть бюджетным устройством.
Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст.71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
1) федерального бюджета
и бюджетов государственных
2) бюджетов субъектов
Российской Федерации (региональных
бюджетов) и бюджетов территориальных
государственных внебюджетных
3) местных бюджетов, в
том числе: бюджеты муниципальных
районов, бюджеты городских округов,
бюджеты внутригородских
Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующий год представляет собой консолидированный бюджет РФ.
Характер взаимодействия бюджетов различных уровней между собой, его нормативно-правовое закрепление, уровень централизации и децентрализации бюджетной системы и определяет межбюджетные отношения в государстве.
Межбюджетные отношения – совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органами местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных полномочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности законодательных, представительных и исполнительных органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса.
Цель межбюджетных отношений – создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территориях налогового потенциала.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
1. Распределения и закрепления
расходов бюджетов по
2. Разграничения (закрепления)
на постоянной основе и
3. Равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований.
4. Выравнивания уровней
минимальной бюджетной
5. Равенства всех бюджетов
РФ во взаимоотношениях с
С одной стороны, система межбюджетных отношений во многом зависит от финансовых возможностей федеральной власти, а, с другой – является важным фактором экономического развития и, соответственно, влияет на наполняемость федерального бюджета.
Характер межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме.
Бюджетный федерализм — система государственного финансирования общественно-значимых услуг в стране с многоуровневой бюджетной системой, основанная на децентрализации бюджетно-налоговых прав и полномочий между участниками.
Базовыми принципами бюджетного федерализма являются:
1. Законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления.
2. Обеспечение соответствующих
органов власти необходимыми
финансовыми ресурсами для
3. Обеспечение вертикального
и горизонтального
4. Наличие единых для
каждого звена бюджетной
5. Самостоятельность и
равноправие каждого бюджета, входящего
в бюджетную систему, которые
выражаются в
Когда говорят о бюджетном федерализме, то речь, в первую очередь, идет о распределении и перераспределении расходов и доходов на основе сочетания централизма и децентрализации. В идеале такая модель предполагает самостоятельность региональных и местных бюджетов и одновременно сохранение за федеральным центром доминирующего положения в решении узловых вопросов финансового обеспечения деятельности государства.
Бюджетный федерализм может эффективно претворяться только при законодательном распределении бюджетных полномочий, которое должно включать три аспекта:
1) разграничение доходных (налоговых) полномочий;
2) разграничение расходных полномочий;
3) выравнивание бюджетов.
Существуют две основные модели бюджетного федерализма: децентрализованная и кооперативная.
Особенностями децентрализованной модели (Канада, США, Великобритания, Япония) являются следующие:
1) региональные власти
получают высокую степень
2) финансовым обеспечением
независимости и
3) четкое разделение и
закрепление соответствующих
4) центральное правительство
не контролирует бюджетную
5) система бюджетного выравнивания развита слабо;
6) центральное правительство
снимает с себя
Основные черты кооперативной модели (Скандинавские страны, Франция, Греция Испания и другие страны Европы):
1) широкое участием региональных властей в перераспределении национального дохода;
2) наличием собственных
и регулирующих налогов и
3) введением местных ставок
к федеральным и
4) повышенной ответственностью
центра за состояние
5) ограничение самостоятельности
региональных властей в
6) наличие развитого механизма
перераспределения денежных
Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий членов Федерации должен полностью соответствовать объему расходных полномочий, закрепленному за данным уровнем государственной власти. Однако это возможно только теоретически, а на практике между расходными полномочиями и доходными возможностями существует разрыв. В результате возникает «вертикальный дисбаланс» или «горизонтальный дисбаланс». Поэтому бюджетный федерализм предполагает вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетных систем.
Бюджетная система считается вертикально сбалансированной, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций. Таким образом, существует равенство расходных и доходных полномочий. Важным моментом для вертикального выравнивания является четкое разграничение обязанностей между всеми уровнями власти и наделение их доходами, достаточными для выполнения этих обязанностей. Под горизонтальной сбалансированностью понимается общее соответствие доходов расходам бюджетов разных уровней.
Более важной и сложной задачей является обеспечение вертикального выравнивания. Вертикальное выравнивание происходит за счет финансовой помощи.
Финансовая поддержка (или финансовая помощь) имеет своей целью оказание финансовой помощи бюджету субъекта Федерации из Федерального бюджета РФ в связи с несбалансированностью территориального бюджета (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т.е. дефицитом бюджета).
В соответствии со ст.44 и 133 Бюджетного кодекса РФ финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации имеет следующие формы:
Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.
Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Информация о работе Межбюджетные отношения в России на современном этапе, пути их совершенствования