Межбюджетные отношения в России на современном этапе, пути их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2014 в 12:13, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть межбюджетные отношения в РФ на современном этапе и пути их совершенствования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать сущность и принципы межбюджетных отношений.
2. Выявить основные задачи межбюджетных отношений.
3. Изучить проблемы реформирования межбюджетных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ
2. АНАЛИЗ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3. ПРОБЛЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.96 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Межбюджетные отношения в Российской Федерации – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между федеральным центром и регионами.

Разработанная и одобренная постановлением Правительства РФ от 30 июля 1998 г. «Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах», определившая основные направления бюджетной политики, внесла определенные позитивные сдвиги в бюджетный процесс, но существенно проблему не решила. Процесс реформирования межбюджетных отношений остается незавершенным, острота проблемы не снижается, а напротив, возрастает.

Таким образом, проблема реформирования бюджетной системы эффективного использования общественных финансовых ресурсов, вопросы их централизации и децентрализации обуславливают высокую актуальность изучения сущности и принципов межбюджетных отношений, исследования их проблематики и разработку предложений по их совершенствованию.

Тема контрольной работы актуальна потому, что отношения бюджетного федерализма являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер. За последние несколько лет формы и методы межбюджетного взаимодействия в Российской Федерации претерпели существенные изменения, но не решена до конца проблема реформирования бюджетной системы, эффективного использования общественных финансовых ресурсов, их централизации и децентрализации.

Объектом исследования являются межбюджетные отношения в РФ.

Предмет исследования – состояние межбюджетных отношений в современной рыночной экономике РФ.

Цель работы – рассмотреть межбюджетные отношения в РФ на современном этапе и пути их совершенствования.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Исследовать сущность и принципы межбюджетных отношений.

2. Выявить основные задачи  межбюджетных отношений.

3. Изучить проблемы реформирования  межбюджетных отношений.

Информационной базой исследования послужили материалы законодательного, нормативного, научно-практические публикации и труды отечественных экономистов в области межбюджетных отношений: официальный сайт Федерального казначейства РФ, Министерства финансов РФ, Мягкова Т. П., Миляков М. В., Гринкевич Л. С. и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ

 

Распределительная и контрольная функция обуславливает сущность бюджета как экономической категории. В качестве таковой бюджет представляет собой систему экономических отношений, на основе которых планируются доходы и расходы государства.

Взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы, организацию и принципы ее построения принято называть бюджетным устройством.

Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст.71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных  фондов;

2) бюджетов субъектов  Российской Федерации (региональных  бюджетов) и бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов;

3) местных бюджетов, в  том числе: бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных  образований городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских  поселений.

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующий год представляет собой консолидированный бюджет РФ.

Характер взаимодействия бюджетов различных уровней между собой, его нормативно-правовое закрепление, уровень централизации и децентрализации бюджетной системы и определяет межбюджетные отношения в государстве.

Межбюджетные отношения – совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органами местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных полномочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности законодательных, представительных и исполнительных органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса.

Цель межбюджетных отношений – создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территориях налогового потенциала.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

1. Распределения и закрепления  расходов бюджетов по определенным  уровням бюджетной системы РФ.

2. Разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения  по временным нормативам регулирующих  доходов по уровням бюджетной  системы РФ.

3. Равенства бюджетных  прав субъектов РФ, равенства  бюджетных прав муниципальных  образований.

4. Выравнивания уровней  минимальной бюджетной обеспеченности  субъектов РФ, муниципальных образований.

5. Равенства всех бюджетов  РФ во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом, равенства местных бюджетов  во взаимоотношениях с бюджетами  субъектов РФ.

С одной стороны, система межбюджетных отношений во многом зависит от финансовых возможностей федеральной власти, а, с другой – является важным фактором экономического развития и, соответственно, влияет на наполняемость федерального бюджета.

Характер межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме.

Бюджетный федерализм — система государственного финансирования общественно-значимых услуг в стране с многоуровневой бюджетной системой, основанная на децентрализации бюджетно-налоговых прав и полномочий между участниками.

Базовыми принципами бюджетного федерализма являются:

1. Законодательное разграничение  полномочий по расходам между  органами власти всех уровней  управления.

2. Обеспечение соответствующих  органов власти необходимыми  финансовыми ресурсами для выполнения  ими возложенных на них функций.

3. Обеспечение вертикального  и горизонтального выравнивания  доходов всех звеньев бюджетной  системы.

4. Наличие единых для  каждого звена бюджетной системы  формализованных прозрачных и  всем понятных методов регулирования  бюджетов.

5. Самостоятельность и  равноправие каждого бюджета, входящего  в бюджетную систему, которые  выражаются в самостоятельности  бюджетного процесса, в том числе  определении направлений использования  бюджетных средств, подконтрольности  исполнения бюджета соответствующим  представительным органам власти  и т. д.

Когда говорят о бюджетном федерализме, то речь, в первую очередь, идет о распределении и перераспределении расходов и доходов на основе сочетания централизма и децентрализации. В идеале такая модель предполагает самостоятельность региональных и местных бюджетов и одновременно сохранение за федеральным центром доминирующего положения в решении узловых вопросов финансового обеспечения деятельности государства.

Бюджетный федерализм может эффективно претворяться только при законодательном распределении бюджетных полномочий, которое должно включать три аспекта:

1) разграничение доходных (налоговых) полномочий;

2) разграничение расходных  полномочий;

3) выравнивание бюджетов.

Существуют две основные модели бюджетного федерализма: децентрализованная и кооперативная.

Особенностями децентрализованной модели (Канада, США, Великобритания, Япония) являются следующие:

1) региональные власти  получают высокую степень финансовой  самостоятельности;

2) финансовым обеспечением  независимости и самостоятельности  является право устанавливать  собственные налоги или определять  порядок налогообложения;

3) четкое разделение и  закрепление соответствующих налогов  и доходов за каждым уровнем  бюджетной системы;

4) центральное правительство  не контролирует бюджетную деятельность  региональных органов и безразлично  относится к проблеме горизонтальных  дисбалансов;

5) система бюджетного  выравнивания развита слабо;

6) центральное правительство  снимает с себя ответственность  по долгам региональных правительств  и не отвечает за дефицит  их бюджетов. Региональные правительства  самостоятельно изыскивают средства  для погашения дефицита бюджета.

Основные черты кооперативной модели (Скандинавские страны, Франция, Греция Испания и другие страны Европы):

1) широкое участием региональных  властей в перераспределении  национального дохода;

2) наличием собственных  и регулирующих налогов и доходов  для каждого уровня бюджетной  системы;

3) введением местных ставок  к федеральным и территориальным  налогам;

4) повышенной ответственностью  центра за состояние региональных  финансов (дефицит бюджета, наличие  долга);

5) ограничение самостоятельности  региональных властей в вопросах  внешних заимствований.;

6) наличие развитого механизма  перераспределения денежных средств  между уровнями бюджетной системы  через субсидии, дотации, субвенции  и т.п.

Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий членов Федерации должен полностью соответствовать объему расходных полномочий, закрепленному за данным уровнем государственной власти. Однако это возможно только теоретически, а на практике между расходными полномочиями и доходными возможностями существует разрыв. В результате возникает «вертикальный дисбаланс» или «горизонтальный дисбаланс». Поэтому бюджетный федерализм предполагает вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетных систем.

Бюджетная система считается вертикально сбалансированной, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций. Таким образом, существует равенство расходных и доходных полномочий. Важным моментом для вертикального выравнивания является четкое разграничение обязанностей между всеми уровнями власти и наделение их доходами, достаточными для выполнения этих обязанностей. Под горизонтальной сбалансированностью понимается общее соответствие доходов расходам бюджетов разных уровней.

Более важной и сложной задачей является обеспечение вертикального выравнивания. Вертикальное выравнивание происходит за счет финансовой помощи.

Финансовая поддержка (или финансовая помощь) имеет своей целью оказание финансовой помощи бюджету субъекта Федерации из Федерального бюджета РФ в связи с несбалансированностью территориального бюджета (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т.е. дефицитом бюджета).

В соответствии со ст.44 и 133 Бюджетного кодекса РФ финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации имеет следующие формы:

  1. дотации или субвенции на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
  2. субвенции на финансирование отдельных целевых расходов;
  3. бюджетные кредиты;
  4. бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.

Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Информация о работе Межбюджетные отношения в России на современном этапе, пути их совершенствования