Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2014 в 12:13, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть межбюджетные отношения в РФ на современном этапе и пути их совершенствования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать сущность и принципы межбюджетных отношений.
2. Выявить основные задачи межбюджетных отношений.
3. Изучить проблемы реформирования межбюджетных отношений.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ
2. АНАЛИЗ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3. ПРОБЛЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Таким образом, доходы бюджетов субъектов Федерации формируются за счет собственных средств и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.
Трансферты регионам перечисляются ежемесячно, исходя из фактических поступлений средств в федеральный бюджет. Регионы-доноры не имеют реальных стимулов для принятия мер, направленных на расширение налогооблагаемой базы, поскольку значительная часть собираемых ими средств перераспределяется в пользу не обеспечивающих себя ресурсами субъектов Федерации.
Межбюджетные отношения – это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по поводу регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Бюджетный федерализм – это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.
Существует вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетных систем.
Классифицируя финансовую помощь, можно выделить общую (дотация) и целевую (субвенция и субсидия), при этом каждая из них имеет свои преимущества и недостатки, а также свои условия предоставления. Так, субвенции и субсидии подлежат возврату в соответствующий бюджет в случаях их нецелевого применения, а также при неиспользовании их в установленные сроки.
Главной на сегодняшний день становится проблема не столько роста объема финансовых ресурсов, сколько эффективности расходования бюджетных средств, что как раз и является залогом успеха в исполнении бюджетов разных уровней.
В период действия Концепции новые методики межбюджетных отношений создали дополнительные стимулы к увеличению налоговых и неналоговых доходов на региональном и муниципальном уровнях.
Например: уточнена методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности с тем, чтобы объем финансовой поддержки не снижался тем субъектам РФ, уровень бюджетной обеспеченности которых повысился благодаря росту их экономического потенциала. Все эти меры себя оправдали, и те результаты исполнения региональных бюджетов, которые сейчас наблюдаются, достигнуты.
Более точным показателем достаточности финансовых ресурсов является перевыполнение плана по доходам бюджета и сокращение кредиторской задолженности, накопленной в прежние годы. Последний показатель говорит о том, что регион, помимо осуществления текущих расходов, погашает свои долги.
Рассмотрим динамику распределение доходов из Консолидированного бюджета между бюджетами разных уровней за 5 лет, трлн руб. (Таблица 1)
Таблица 1
Распределение доходов из Консолидированного бюджета
Бюджет |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013,ноябрь. |
Консолидированный бюджет |
13,6 |
16,1 |
20,9 |
23,5 |
19,8 |
Федеральный бюджет |
7,4 |
8,3 |
11,4 |
12,9 |
10,8 |
Бюджеты субъектов РФ |
5,9 |
6,6 |
7,6 |
8,1 |
6,6 |
Местные бюджеты |
- |
- |
3,1 |
3,34 |
2,9 |
Доходы консолидированного бюджета растут значительными темпами с 2009 года. Так в 2008 году консолидированный бюджет составлял 16,2 трлн, руб. В 2009 году доходы снизились на 16 % и составили 13,6 трлн, руб. в 2010 году доходы бюджета увеличились на 18%, в 2011 на 30%, а в 2012 увеличился на 12,5%.
Таким образом, прослеживается положительная динамика роста доходов консолидированного бюджета.
Далее рассмотрим доходы разных уровней бюджета. (Таблица 2,3,4)
Таблица 2
Доходы федерального бюджета за 2009 – 2013г., трлн. руб.
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013, ноябрь | |
Доходы – всего, в том числе: |
7,338 |
8,305 |
11,368 |
12,885 |
9,604 |
Налоговые и неналоговые доходы |
7,33 |
8,304 |
11,338 |
12,791 |
9,560 |
Доходы федеральных бюджетов так же имеют тенденцию роста. В 2010 году бюджет вырос на 13%, в 2011 – на 37%, в 2012 – на 13%. На ноябрь 2013 года доходы федерального бюджета составляют 9,604 трлн. руб. Ожидаемый уровень доходов федерального бюджета в 2013 году составляет 12,9 трлн. руб.
Таблица 3
Доходы бюджета субъекта РФ и территориального государственного внебюджетного фонда за 2011 – 2013 г., трлн. руб.
2011 г. |
2012 г. |
2013, ноябрь | |
Доходы – всего, в том числе: |
8,032 |
8,73 |
9,2 |
Налоговые и неналоговые доходы |
6,076 |
4,86 |
5,3 |
В доходах Субъектах РФ так же прослеживается значительный рос. В 2012 году бюджет увеличился на 8%, в 2013 – на 5%.
Таблица 4
Доходы местных бюджетов за 2011 – 2013 год, трлн.руб.
2011 |
2012 |
2013,ноябрь | |
Доходы – всего, в том числе: |
3,1 |
3,34 |
2,9 |
Налоговые и неналоговые доходы |
1,95 |
1,3 |
1,16 |
Местные бюджеты увеличились на 7%. На ноябрь 2013 года объем местных бюджетов составлял
Доходы бюджетов федеральных, местных органов власти и доходы бюджетов субъектов РФ растут значительными темпами.
Так увеличение доходов в консолидированном бюджете на 2012 год по отношению к 2009 году составляет 73%, в федеральном на 75%. В доходах субъектов РФ на ноябрь 2013 года наблюдается увеличение на 15% по отношению к 2011 году, в местных бюджетах – на 8%.
Анализ межбюджетных трансфертов в 2011-2013 гг. Взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней бюджетной системы.
В 2011 - 2013 годах будет продолжена реализация одобренной распоряжением Правительства РФ 8 августа 2009 г. № 1123-р Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года в направлении проведения расходных обязательств в соответствие с разграничением полномочий между уровнями власти в Российской Федерации, формирования стимулов к увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов, совершенствовании механизмов предоставления межбюджетных трансфертов и формировании более эффективной системы управления региональными и местными финансами.
При формировании проекта федерального бюджета в основном соблюдены принципы распределения межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации.
Анализ динамики доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации показывает, что в 2011 - 2013 годах году прогнозируется рост доходов.
Без учета безвозмездных поступлений из федерального бюджета доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2011 году составят 5 238,3 млрд. руб., или 10,4 % ВВП (в 2010 году - 10,6% ВВП), в 2012 году - 5 804,8 млрд. руб. (10,4% ВВП) и в 2013 году -6 374,3 млрд. руб. (10,3 % ВВП).
С учетом межбюджетных трансфертов доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2011 - 2013 годах составит 45,3 %, 44,1 % и 43,6 % соответственно.
В целях финансовой поддержки субъектов РФ законопроектом предусматривалось предоставление в 2011 году из федерального бюджета бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ в общем объеме 113,6 млрд. рублей (на 18,9 % меньше, чем в 2010 году). В последующие два года предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета сократилось до 103,2 млрд. рублей в 2012 году и до 52,0 млрд. рублей в 2013 году.
В 2012- 2013 годах в связи с сокращением расходов федерального бюджета на субсидии (межбюджетные субсидии) бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований их доля в структуре межбюджетных трансфертов уменьшилась и составила 30,4 % и 25,3 % соответственно (в 2013 году на 9,9 процентного пункта меньше, чем в 2011 году), а доля дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований увеличится до 44,9% в 2013 году (на 3,3 процентного пункта) и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - до 26,6 % в 2013 году (на 7,1 процентного пункта).
Общий объем субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в 2011 году по расчету составил сумму 442,9 млрд. рублей, что на 67,3 млрд. рублей (17,9%) больше суммы субсидий на 2010 год, предусмотренной ФЗ от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ (с изменениями).
На 2012 год предусматривалось существенное сокращение объема субсидий до 312,5 млрд. рублей, или на 29,4 % к предыдущему году, а на 2013 год - до 243,6 млрд. рублей, или на 22 % к 2012 году.
Сокращение в 2012 - 2013 годах бюджетных ассигнований на субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации связано с отказом от софинансирования из федерального бюджета отдельных полномочий субъектов Российской Федерации, со снижением объема финансирования ФЦП и объектов капитального строительства, не включенных в целевые программы.
Объем субсидий, направляемый бюджетам субъектов РФ на поддержку развития сельского хозяйства составил в 2011 году 105 886,3 млн. рублей, или 23,9 % общего объема субсидий. В последующие два года при небольшом снижении объема (до 98 747,4 млн. рублей в 2012 году и до 98 538,6 млн. рублей в 2013 году) их доля в общем объеме субсидий увеличится до 31,6 % и 40,4 % соответственно.
Субсидии в рамках проводимых мероприятий в области здравоохранения в 2011 году выделены в объеме 50 048,5 млн. рублей, в 2012 году - 56 768,7 млн. рублей (на 13,4 % больше, чем в 2011 году) и в 2013 году - 25 316,5 млн. рублей (в 2,2 раза меньше, чем в 2012 году).
Объем субсидий, направляемый бюджетам субъектов РФ в рамках проводимых мероприятий в области здравоохранения (с учетом субсидий, предоставляемых в рамках действующих ФЦП), составил в 2011 году 58 867,9 млн. рублей, или 14,4 % общего объема субсидий. В 2012 году объемы предоставляемых субсидий увеличились до 63 975,6 млн. рублей и в 2013 году снизились до 27 538,6 млн. рублей), а их доля в общем объеме субсидий составит 22 % и 12,4 % соответственно.
Формирование и становление системы межбюджетных отношений - процесс многогранный, сложный и происходит под влиянием различных трансформационных факторов. В российской практике в последние годы наблюдается достаточно устойчивая тенденция влияния государственной власти на характер развития межбюджетных отношений. Государственными органами власти активно используется не только механизм межбюджетного регулирования, с его налоговой составляющей, но и идет апробация многочисленных новых методов управления бюджетом, государственными финансами.
Реализуемый на практике процесс регулирования полномочий и ответственности власти за формирование, принятие (утверждение) и исполнение бюджетов не в полной мере соответствует целям и задачам социально-экономического развития страны, ее регионов.
Несмотря на положительные изменения в системе межбюджетных отношений и в организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, достигнутые в ходе реформы межбюджетных отношений, сохраняются существенные диспропорции доходных поступлений и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Объем принятых на этих уровнях бюджетной системы расходных обязательств зачастую существенно превосходит объем располагаемых доходов. В условиях снижения доходов и сохранения практически на прежнем уровне расходных обязательств проблема несбалансированности бюджетов усугубляется.
Действующая система разграничения расходных обязательств между уровнями власти в ряде случаев не обеспечивает эффективного предоставления бюджетных услуг.
Информация о работе Межбюджетные отношения в России на современном этапе, пути их совершенствования