Введение
В странах с
развитой рыночной моделью экономики
прогнозирование и планирование
являются важнейшим инструментом государственного
регулирования экономики. Нацелено
применяя такой инструмент, эти страны,
как известно, добились большого успеха
в техническом прогрессе, повышении
уровня жизни населения и других социально-экономических
областях.
Актуальность
данной работы обусловлена тем, прогнозирование и планирование
являются рабочим инструментом для определения
величин экономических показателей. Они
позволяют выявить наиболее эффективные
методы регулирования социально-экономических
процессов в обществе и одновременно выступают
в качестве методологической основы при
рассмотрении вопросов прогнозирования
и планирования бюджетов всех уровней.
Данная наука имеет тесную связь со статистикой,
от которой она заимствует методы анализа
и необходимые сведения для расчетов.
Целью данного реферата является
изучение теоретических основ принципов
и методов бюджетного планирования и прогнозирования.
Для достижения
цели были поставлены и решены
следующие задачи:
- рассмотреть принципы бюджетного планирования и прогнозирования, и их характеристики;
- изучить методы бюджетного планирования и прогнозирования и их характеристики;
- выявить направления совершенствования методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании.
Реферат выполнен
на 16 страницах машинописного
шрифта. Работа состоит из введения, основной
части и заключения. К работе прилагается
список литературы.
- Принципы бюджетного планирования и прогнозирования.
Бюджетное прогнозирование (англ. budgetary forecasting) – это обоснованное, опирающееся на
реальные расчеты предположение о направлениях
развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов
в будущем, путях и сроках достижения этих
состояний; неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования.
Бюджетное планирование (англ. budgetary planning) – это составляющая финансового
планирования, позволяющая
определить объем, источники и целенаправленное
использование бюджетных ресурсов на
каждом из уровней управления: федеральном,
региональном, муниципальном; необходимый
компонент обоснования функционирования
бюджетной системы, неотъемлемая
часть бюджетного процесса.
Бюджетное прогнозирование
основывается на следующих принципах:
- Принцип научности – предполагает, что плановые документы разрабатываются на основе глубокого познания и использования законов общественной юрисдикции. В процессе разработки планов проводится глубокий анализ тенденций и перспектив, экономического и социального обоснования, темпов и пропорций, экономического роста, системы стоимостных, трудовых и материальных балансов с использованием прогрессивной системы норм и нормативов;
- Принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей;
- Принцип повышения эффективности общественного производства – согласно которому все цели и задачи планирования осуществляются с наименьшими затратами. Данный принцип реализуется через возможные формы и направления экономии бюджетных ресурсов, проявляется через систему показателей эффективности;
- Принцип пропорциональности и сбалансированности – подразумевает равновесие совокупного спроса и предложения, рациональное соотношение между потребностями и имеющимися ресурсами, паритет различных форм собственности. Таким образом, сбалансированное социально-экономическое развитие должно обеспечивать соответствие в потенциальных уровнях функционирования отдельных сфер, отраслей, а так же оптимальное удовлетворение потребностей общества. Этот принцип направлен на поддержание материально-вещественных и бюджетных пропорций и проявляется через общеэкономические, межотраслевые и территориальные пропорции;
- Принцип приоритетности – обуславливает необходимость выбора приоритетных направлений в развитии экономики и бюджетной сферы, что обусловлено ограниченностью ресурсов и неотложностью решения важнейших общегосударственных проблем;
- Принцип согласованности краткосрочных и перспективных задач, целей – обеспечивает сочетание текущих целей и задач социально-экономического развития страны и достижение научно-обоснованных стратегических целей и позволяет добиться их непротиворечивости и однонаправленности. Данный принцип реализуется через систему долго-, среднесрочных и текущих плановых бюджетных документов;
- Принцип единства – внешняя сторона этого принципа выражается во взаимосвязи и взаимном влиянии экономики и бюджетного планирования. В ходе бюджетного планирования уточняются проекты развития экономики, проверяются балансовые связи, прогнозы социально-экономического развития, вскрываются проблемы, выявляются хозяйственные резервы. Внутренняя сторона принципа отражается в планировании бюджетов всех уровней, т.е. доходы и расходы федеральных, региональных и местных органов объединяются в сбалансированные консолидированные бюджеты, с обязательным соблюдением общих принципов их составления, рассмотрения и утверждения с учетом единства целей и задач, стоящих перед всеми органами власти;
- Принцип режима экономии – предполагает ориентирование в бюджетном планировании на выполнение бюджетных планов при минимальных затратах, т.е. бюджетные средства должны планироваться в таком объеме, чтобы обеспечить рациональное использование ресурсов;
- Принцип системности – подразумевает исследование количественных и качественных закономерностей в экономической и бюджетной системах. Системность методов и моделей – совокупность, позволяющая разработать согласованный и непротиворечивый бюджет;
- Принцип адекватности бюджета, объективной закономерности – характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии бюджетных отношений и создании теоретического аналога;
- Принцип альтернативности – связан с возможностью развития бюджетной системы и ее отдельных звеньев по разным направлениям при разных взаимосвязях и структурных соотношениях;
- Принцип целенаправленности – предполагает активный характер планирования, поскольку содержание прогноза не сводится к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в экономике органам власти.
- Методы бюджетного планирования и прогнозирования.
В
процессе бюджетного прогнозирования
рассматриваются различные варианты бюджетной
политики государства,
разные концепции развития бюджета с учетом
множества экономических и социальных
задач, объективных и субъективных факторов,
действующих на государственном, региональном
и местном уровнях. Прогнозирование бюджета
ориентирует на поиск оптимального решения
задач, на выбор наилучшего из возможных
вариантов1.
Традиционным
методом бюджетного планирования и
прогнозирования является постатейное (нормативное) бюджетирование,
когда в соответствии с утвержденной бюджетной
классификацией ведомства детально обосновывают
статьи расходов. При использовании данного
метода основной акцент делается на анализе
затрат и целевом использовании средств.
Бюджетополучатели составляют сметы своих
планируемых расходов, которые анализируются
и корректируются распорядителями бюджетных
средств, а затем передаются на согласование
в правительство. В случае, если общая
сумма сметных заявок превышает величину
запланированных бюджетных доходов, то
выявляются приоритетные затраты, а по
остальным проводится сокращение расходов.
Кроме того, к числу наиболее
распространенных методов бюджетного
планирования и прогнозирования относят:
- Индексный метод основан на использовании разнообразных индексов, отражающих динамику цен, динамику уровня жизни населения, реальных доходов населения. В настоящее время в бюджетном планировании достаточно хорошо применяются индексы дефляторы. Специфика индексного метода состоит в том, что в индексе количественно несравнимые величины приводятся к общему единству, позволяющему соизмерить и сравнить их. Например, применение индексного метода при прогнозировании числа получателей бюджетных услуг заключается в приведении количества получателей бюджетных услуг в настоящем к будущему моменту времени при помощи индексов, характеризующих изменение в будущем каких-либо условий по сравнению с настоящими условиями2. Для повышения точности расчетов рекомендуется увеличить число учитываемых факторов, а также определять их значимость.
- Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:
- денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);
- нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);
- нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).
Серьезный минус нормативного
метода бюджетирования заключается
в том, что не анализируется эффективность,
а, следовательно, необходимость финансирования
того или иного ведомства в
целом.
- Балансовый метод позволяет увязать финансовые ресурсы органов государственной власти с потребностям, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, увязать расходы бюджетов с их доходами, установить пропорции распределения средств между бюджетами разного уровня, распределить по кварталам доходы и расходы3. С помощью балансового метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности. Балансы применяются также для выявления диспропорций в текущем периоде, вскрытия неиспользованных резервов и обоснования новых пропорций4.
- Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) – система организации бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.
БОР представляет
собой механизм планирования бюджетных расходов и подготовки проекта
бюджета, при котором:
- определяются и формулируются цели, которые должны быть достигнуты в результате расходования бюджетных средств;
- определяется система показателей, по которой будет осуществляться мониторинг степени достижения поставленных целей;
- распорядителям и получателям бюджетных средств предоставляется большая свобода в принятии решений по наиболее эффективной структуре расходов;
- повышается ответственность распорядителей бюджетных средств за достижение поставленных целей путём внедрения системы мониторинга и оценки эффективности их деятельности, позволяющей отслеживать степень выполнения принятых обязательств;
- оплата труда работников бюджетной сферы осуществляется по результатам деятельности и степени личного вклада в достижение результатов;
- Программно-целевой метод – представляет собой системное планирование, выделение бюджетных средств на реализацию установленных законом или иным правовым актом целевых программ. Целевая программа – это комплексный документ, целью которого является решение приоритетной на данный момент задачи. ЦП подразделяются на:
- Программы развития отраслей (например, «Модернизация транспортной системы развития РФ в 2002-2012 гг.»);
- Программы развития регионов (например, «Юг России», «Социально-экономическое развитие РТ»);
- Программы решения социальных задач (например, «Старшее поколение»).
Программно-целевой
метод расходов способствует соблюдению единого
подхода к рациональному использованию
денежных средств для решения наиболее
острых задач и является инструментом
выравнивания экономического положения
отдельных территорий.
По сравнению
с другими методами программно-целевой
метод (ПЦМ) является относительно новым и недостаточно
разработанным. ПЦМ тесно связан с нормативным,
балансовым и экономико-математическими
методами и предполагает разработку плана
начиная с оценки конечных потребностей
исходя из целей развития экономики при
дальнейшем поиске и определении эффективных
путей и средств их достижения и ресурсного
обеспечения. С помощью этого метода реализуется
принцип приоритетности планирования.
Сущность ПЦМ заключается в отборе основных
целей социального, экономического и научно-технического
развития, разработке взаимоувязанных
мероприятий по их достижению в намеченные
сроки при сбалансированном обеспечении
ресурсами с учетом эффективного их использования.
- Метод экспертных оценок строится на основе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами-экспертами. Основная идея прогнозирования на основе экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов.
Различают индивидуальные и коллективные
экспертные оценки. Особенностями метода
экспертных оценок являются, во-первых,
научно обоснованная организация проведения
всех этапов экспертизы, обеспечивающая
наибольшую эффективность работы на каждом
из этапов; во-вторых, применение количественных
методов, как при организации экспертизы,
так и при оценке суждений экспертов и
формальной групповой обработке результатов.
Наиболее часто эти методы используются
при рассмотрении социально-экономических
проблем, где невозможно выработать формализованную
прогностическую модель.