Минусом данных
методов заключается в том, что
применение этих двух методов только
одновременно позволяет создать
более реальную картину при определении
того или иного прогнозируемого
показателя. Также, чем меньше экспертов, тем менее
точен результат; в методе заложен субъективизм
оценки эксперта (знания, умения, практика),
который весьма сложно учесть; точность
среднего значения результата зависит
от числа экспертов5.
- Метод экстраполяции предполагает составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее. Различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная, базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза; при прогнозной фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом изменений влияния различных факторов в перспективе. Среди методов экстраполяции широкое распространение получил метод подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов (МНК). В современных условиях все большее значение стали придавать модификациям МНК: методу экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом и методу адаптивного сглаживания.
Математические
методы экстраполирования сводятся
к определению того, какие значения
будет принимать та или иная переменная
величина, если известен ряд ее значений
в прошлые моменты времени.
В узком смысле слова экстраполяция
– это нахождение по ряду данных функции
других ее значений, находящихся вне этого
ряда. Применяется при изучении временных
рядов и представляет собой нахождение
значений функции за пределами области
ее определения с использованием информации
о поведении данной функции в некоторых
точках, принадлежащих области ее определения6.
- Метод моделирования предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделения его существенных характеристик или признаков. Прогнозирование экономических и социальных процессов с использованием моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставление результатов прогнозных расчетов на основе модели с фактическими данными состояния объекта или процесса, корректировку и уточнение модели. В зависимости от уровня управления экономическими и социальными процессами различают макроэкономические, межотраслевые, межрайонные, отраслевые, региональные модели и модели микроуровня. Существует ряд других признаков классификации моделей: временной, факторный, транспортный, производственный. В современных условиях развитию моделирования и практическому применению моделей стала придаваться особая значимость в связи с усилением роли прогнозирования и переходом к индикативному планированию7
- Метод экономического анализа является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования. Он должен осуществляться как на макро-, так и на мезо- и микроуровнях. При проведении экономического анализа следует использовать системный подход. В качестве системы рассматривается экономика в целом и его структурные части: сферы, регионы, отрасли, объединения, предприятия. Анализ должен быть комплексным, т.е. всесторонним. Сущность метода экономического анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части, и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такого процесса, определить закономерности его изменения в прогнозируемом (плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей. Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев оценки; подготовку информации для анализа; изучение и аналитическую обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; оформление результатов анализа.
Заключение
Финансовое
планирование на общегосударственном
и территориальных уровнях обеспечивается
системой финансовых планов, которые увязываются
с материальными и трудовыми балансами
в стоимостном выражении. Каждый финансовый
план решает задачи организации и управления
финансами в конкретном звене управления.
Главная задача разработки проекта бюджета
– определение объема денежных средств,
централизуемых в бюджете с целью финансового
обеспечения функций, возложенных на органы
государственной власти и органы местного
самоуправления, и мероприятий, предусмотренных
прогнозом экономического и социального
развития государства и территории.
Проекты бюджетов составляются
с учетом необходимости достижения минимальных
государственных социальных стандартов
на основе нормативов финансовых затрат
на предоставление государственных или
муниципальных услуг, а также в соответствии
с другими нормами (нормативами), установленными
законодательством РФ, субъекта РФ, нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.
В принципах
бюджетного прогнозирования и планирования
заложены основные исходные положения,
правила формирования, обоснования и организации
разработки плановых документов. Суть
принципов изменяется, совершенствуется
и дополняется новым содержанием.
Методы бюджетного
планирования представляют собой совокупность
способов и приемов, с помощью которых
обеспечивается разработка и обоснование
плановых документов. Не смотря на то,
что некоторые методы довольно тесно связаны
друг с другом, они дают возможность произвести
анализ имеющихся данных и составить прогноз
(план) различными способами, что позволит
получить наиболее точный вариант.
Список литературы
- Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 № 145-ФЗ // Консультант+.
- Александров И.М. Бюджетная система РФ учебник, 2-е издание М.: Дашков и Ко. – 2007. – 483 с.
- Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ, 2004. - 232 с.
- Балдина С.В. Бюджетный учет в Российской Федерации. – М.: МЦФЭР, 2005. – 815 с.
- Бушмин Е.В. Бюджетные процедуры и эффективность. М.: Альтернатива, 2006. – 200 с.
- Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского. –М: Юрайт, 2008.
- Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и Ко, 2007.
- Государственные и муниципальные финансы / Под ред. И.Д. Мацкуляка – М.: Юрайт, 2007.
- Литовченко В. П. Финансы: Учебник/В. П. Литовченко, А. М. Годин, И. В. Ишина, И. В. Подпо-рина и др.; Под ред. В. П. Литовченко. – М.: Дашков и Ко, 2006.
- Островецкий В.И. Планирование и прогнозирование доходов бюджета, - К.: Эльга, 2007. – 126 с.
- Поляк Г.Б. Финансы, -М.: ЮНИТИ, 2007. – 208 с.
- Поляк Г. Территориальные финансы: Учебное пособие. Москва: Вузовский учебник. 2006. – 178 с
- Прогнозирование и планирование экономики: Учебник / Под ред. В.И. Борисевича. – Мн.: ЭКО, 2007.
- Романовский М.В. Финансы и кредит: Учебник/М. В. Романовский, Н. Н. Назаров, М. И. Попова и др.; Под ред. М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-издат, 2006, с. 113.
- Финансы: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2007.- С. 282.
- Аветисан И.А. Об эффективности государственного бюджета и бюджетных расходов.//Финансы.- №2. – 2007, с. 84-87
- Свиридова Е.В., Савцова А.В. О внедрении изменений в бюджетный процесс и дальнейшем его совершенствовании. // Финансы. - №7, с.23.
1 Свиридова Е.В., Савцова А.В.
О внедрении изменений в бюджетный процесс
и дальнейшем его совершенствовании. //
Финансы. - №7, с.23.
2 Романовский М.В. Финансы и
кредит: Учебник/М. В. Романовский, Н. Н.
Назаров, М. И. Попова и др.; Под ред. М. В.
Романовского, Г. Н. Белоглазовой. – М.:
Юрайт-издат, 2006, с. 113.
3 Аветисан И.А. Об эффективности
государственного бюджета и бюджетных
расходов.//Финансы.- №2. – 2007, с. 84-87
4 Литовченко В. П. Финансы: Учебник/В.
П. Литовченко, А. М. Годин, И. В. Ишина, И.
В. Подпо-рина и др.; Под ред. В. П. Литовченко.
– М.: Дашков и Ко, 2006, с. 243.
5 Александров И.М. Бюджетная
система РФ учебник, 2-е издание М.: Дашков
и Ко. – 2007, с. 356.
6 Александров И.М. Бюджетная
система РФ учебник, 2-е издание М.: Дашков
и Ко. – 2007, с. 358.
7 Балдина С.В. Бюджетный учет
в Российской Федерации. – М.: МЦФЭР, 2005,
с. 58.