Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 09:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия государственного бюджета, причин образования дефицита государственного бюджета, его зависимость от величины государственного долга, их влияние на экономику страны, а также выявление путей их уменьшения и устранения вообще.
Объектом исследования является государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг как важнейшие звенья финансовой цепи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3

1. Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита и государственного долга……..

5
1.1. Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь…………………………………………………………..

5
1.2. Бюджетный дефицит и его характеристика…………………………….
9
1.3. Государственный долг и его определение ………………………………
13

2. Анализ основных показателей бюджета и государственного долга Республики Беларусь……………

17
2.1. Динамика республиканского бюджета и бюджетный дефицит ……….
17
2.2. Анализ государственного долга и его основных показателей………..
24

3. Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь…………………………………………………………………….


27

Заключение………………………………………..……………………
36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 73.01 Кб (Скачать файл)

На первый взгляд представляется, что полная замена использования кредитов в финансировании дефицита бюджета эмиссией ГЦБ – лучшее решение. Однако вопрос о целесообразности массированной эмиссии государственных облигаций на белорусском рынке является спорным. Дело в том, что попадая в бюджет, деньги от продажи ГКО в значительной своей части попадают в бюджетную сферу, прежде всего – в социальную, где не создается потенциал роста налоговых поступлений. Именно поэтому нельзя перейти к финансированию бюджетного дефицита исключительно с помощью государственных ценных бумаг.

Использование внешнего долгового финансирования бюджетного дефицита оказывается относительно эффективным, когда уровень внутренних процентных ставок превышает среднемировой и имеется возможность относительно стабилизировать валютный курс. Внутренние ставки процента поднимаются особенно значительно в том случае, когда стимулирующая фискальная политика правительства сопровождается ограничением предложения денег Центральным банком в целях снижения уровня инфляции. В этих условиях зарубежный спрос на ценные бумаги данной страны увеличивается, что вызывает приток капитала.

Возросший зарубежный спрос на отечественные ценные бумаги сопровождается повышением спроса на национальную валюту, необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной валюты проявляет тенденцию к повышению, что способствует снижению экспорта и повышению импорта. Если не удается поддержать валютный курс относительно стабильным, то сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на национальную экономику: в экспортных и в импортозамещающих отраслях снижается занятость и выпуск, возрастает уровень безработицы. Поэтому первоначальное стимулирующее воздействие внешнего долгового финансирования может быть ослаблено не только за счет «эффекта вытеснения», но и за счет отрицательного «эффекта чистого экспорта», ухудшающего платежный баланс страны по счету текущих операций. Но одновременно с этим приток капитала способствует относительному снижению внутренних процентных ставок. В итоге масштабы «эффекта вытеснении» относительно сокращаются, но внешняя задолженность увеличивается.

Кроме того, внешнее долговое финансирование бюджетного дефицита в долгосрочной перспективе увеличивает внешнюю задолженность и актуализирует проблему ее обслуживания.

Вместе с тем внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта.

Проблема увеличения налоговых поступлений в бюджет выходит за рамки собственно финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения.

Увеличение налоговых поступлений является для правительства одним из способов получения необходимых доходов для выплаты процентов по обслуживанию государственного долга и погашения его основной суммы. Для того, чтобы соблюдать  график обслуживания долга, правительство должно собрать в виде налогов сумму не меньшую, чем объем выплат по обслуживанию. Но так как помимо обслуживания долга правительство финансирует и значительные социальные трансферты и прочие расходы, то уровень налогообложения может оказаться достаточно высоким и блокировать стимулы к труду, к инновациям и к инвестированию. Поэтому активное долговое финансирование бюджетного дефицита ограничивает для правительства свободу в проведении стимулирующей налоговой политики. Увеличение налоговых поступлений в бюджет без ущерба для экономических стимулов к росту предполагает расширение базы налогообложения до такой степени, чтобы получить возможность установить умеренные предельные налоговые ставки.

Расходы по обслуживанию государственного долга являются наименее эластичной статьей расходной части государственного бюджета. Так как эластичность социальных трансфертных выплат также весьма невелика, то ограничение темпов роста других статей государственных расходов и повышение их эффективности является ведущим фактором долгосрочного снижения несбалансированности в бюджетно-налоговой сфере. Однако, сокращая расходы, правительство должно помнить, что расходы есть не что иное, как чьи-то доходы (дотации промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, доходы оборонной промышленности, работников бюджетной сферы, субсидии регионам). Непродуманное сокращение расходов государственного бюджета может вызвать еще более отрицательные последствия, чем дефицит.

 

 

Заключение

 

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Республиканский и местный бюджеты составляют центральное звено финансовой системы Республики Беларусь. Роль бюджета как центрального звена финансовой системы заключается в том, что он выступает в качестве главного инструмента финансово-кредитной политики нашего государства.

С помощью бюджетов реализуются государственные и местные программы по развитию и расширенному воспроизводству отраслей народного хозяйства, охране окружающей среды, по развитию и укреплению научно-технического потенциала, развитию культуры и образования страны, поддержанию материального уровня жизни населения, выравниванию социально-экономического уровня регионов страны, по борьбе с преступностью и т.д.

Бюджетное устройство нашего государства, как и других стран, представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на следующих принципах: единство бюджетной системы; полнота; реальность; гласность; самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь.  Одним из важнейших принципов бюджета является его сбалансированность. Негативным моментом является отклонение от принципа сбалансированности, когда в бюджетной системе проявляется дефицит.

Величина и динамика государственного долга выступают важнейшими макроэкономическими показателями, которые отражает состояние и дальнейшие перспективы финансов государства.

Сумма величин бюджетных дефицитов накопленных за определенный период времени называется государственным долгом.

В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.

В 2012 году в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 158 трлн. рублей доходов, что в 1,8 раза больше, чем за 2011 год (или 30 процентов  к ВВП против 28,8 процента в 2011 году). Доходная часть консолидированного  бюджета  сформирована, главным  образом,  за  счет  налоговых  поступлений,  в  составе  которых  преобладают  налог  на  добавленную  стоимость, налоговые  доходы  от  внешнеэкономической  деятельности, налог на прибыль и подоходный налог с физических лиц.

Основная  доля в  общих  расходах  консолидированного  бюджета приходилась на финансирование  социальной  сферы,  общегосударственной  деятельности и  национальной экономики.

Консолидированный бюджет в 2012  году был исполнен с профицитом на  сумму 2 786,8 млрд. рублей (0,5 процента к ВВП), в том числе республиканский бюджет с дефицитом на сумму 701,5 млрд. рублей (0,1 процента к ВВП). В 2011 год профицит  консолидированного  бюджета  составил 2,1 процента к ВВП,  республиканского бюджета - 0,8 процента к ВВП.

Для целей формирования проекта бюджета на 2013 год важнейшими отправными точками служили: реальная оценка исполнения бюджета текущего года, показателей макроэкономического развития экономики и денежно-кредитной политики.

  По  итогам 2012 г. государственный долг  сложился на уровне 128,8 трлн руб. или около 24 % к валовой внутренний  продукт при пороговом значении 45 %. Все обязательства, связанные  с обслуживанием и погашением  государственного долга, выполнены  своевременно и в полном объеме. Государственный долг Республики  Беларусь на 1 июля 2013 года составил 139,9 трлн рублей ($16,2 млрд в эквиваленте) и увеличился по сравнению  с началом 2013 года на 11,1 трлн рублей ($1,28 млрд), или на 8,6%. Увеличение государственного  долга в 2013 году в основном  обусловлено ростом внешней государственной  задолженности.

Бюджетная классификация Республики Беларусь выделяет следующие источники финансирования дефицита бюджета. Внутреннее финансирование дефицита включает: источники, получаемые от органов денежно-кредитного регулирования; источники, получаемые от коммерческих банков и иных юридических и физических лиц; источники, получаемые из других секторов государственного управления. Внешнее финансирование дефицита включает: чистые кредиты международных финансовых организаций; кредиты правительств иностранных государств; государственные ценные бумаги Республики Беларусь, выпущенные на внешних финансовых рынках; изменение остатков средств республиканского бюджета по счетам внешнего финансирования на счетах в банках в иностранной валюте; прочие источники внешнего финансирования.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бюджетный Кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 16 июля 2008 г. // «Бизнес-инфо» [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы» - Минск, 2012. - Дата доступа 15.06.2013.
  2. Воробей Г.А. Финансовое право Республики Беларусь: учеб. пособие – Минск: Амалфея, 2006.
  3. Внешний государственный долг Республики Беларусь имеет низкий риск рефинансирования и невысокую стоимость обслуживания: аналитический материал // Планово-экономический отдел. – 2013. - №2.- С.3.
  4. Ермалович, М. Пилотные проекты экономии госрасходов / М. Ермалович //  Финансы. Учет. Аудит. – 2012. - №9.- С.6-7.
  5. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г., с изм., принятыми на республиканском референдуме от 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 1999 №1. 1/0; 2004. №188. 1/162
  6. Курс экономической теории, под ред. М.Н.Чепурина. - Киров, 2003, с. 515-521
  7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. экономикс: принципы, проблемы и политика. – Москва: ИНФРА-М, 2004.
  8. О проекте бюджета на 2013 год. Тезисы выступления министра финансов А.М. Харковца на расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету, финансам и налоговой политике Национального собрания Республики Беларусь 26 сентября 2012 г. // Финансы. Учет .Аудит. – 2012. - №10.- С.6-11.
  9. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь: аналитическое обозрение // Бизнес-инфо [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск. 2012.
  10. Основы экономической теории: Учеб. пособие/ Н.М. Зубко, А.Н. Каллаур. – Минск: Выш. шк., 2007. – 416 с.
  11. Отчет Национально банка Республики Беларусь за 2012 г.: Указ Президента Республики Беларусь, 29 апреля 2013 г., №210 // Бизнес-инфо [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск. 2012.
  12. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь //  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by- Дата доступа: 30.07.2013.
  13. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nbrb.by - Дата доступа: 30.07.2013.
  14. Ткачук М. И. и др. Государственный бюджет. – Мн.: Вышейшая школа,1995.
  15. Финансовое право. Учеб. пособие под ред. М.В. Карасева. - М.: Юнити, 2001
  16. Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие/ под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2005. – 608с.
  17. Экономическая теория: курс лекций. В 3 ч. Ч.3 : Макроэкономика / [Э.А. Лутохина и др] . - Мн : Академия управления при Президенте РБ, 2006. - 327 с.
  18. Экономическая теория: Пособие для преподават., аспирантов и стажеров/ Н.И. Базылев, С.П. Гурко, М.Н. Базылева и др.; под ред. Н. И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Книжный дом; Экоперспектива,2004. – 637 с.
  19. Экономическая теория: Учебное пособие/ М.И. Плотницкий, М.К. Радько, Г.А.Шмарловкая и др.; под ред. М.И. Плотницкого. Мн.: ООО «Современная школа»,2006. - 392 с.

Информация о работе Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь