Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 11:24, научная работа
Рыночный риск (en:market risk) — это риск снижения стоимости активов вследствие изменения рыночных факторов.
Рыночный риск имеет макроэкономическую природу, то есть источниками рыночных рисков являются макроэкономические показатели финансовой системы — индексы рынков, кривые процентных ставок и т. д.
1. Способы снижения риска. Принципы разрешения риска
Различные риски снижаются с помощью разных способов и средств.
Средствами разрешения рисков являются:
- избежание риска;
- удержание;
- передача;
- снижение степени риска.
Под избеганием риска понимается простое уклонение от управленческого решения, связанного с риском. Однако избежание риска иногда непосредственно связано с отказом от получения прибыли.
Удержание риска подразумевает оставление риска за инвестором, то есть на его ответственности. Так, инвестор, вкладывая средства в венчурную фирму, заранее уверен, что он может покрыть за счет собственные средств возможные убытки.
Передача риска означает, что инвестор передает ответственность какому-то лицу, например, страховому обществу. В данном случае, передача риска происходит путем его хеджирования.
Снижение степени риска - это сокращение вероятности и объема потерь путем формирования стратегии непредвиденных обстоятельств, включающей создание страховых резервов на предприятии, разработку плана действий в случае наступления рисковой ситуации и т. п.
При выборе конкретного средства разрешения риска инвестор должен исходить из следующих принципов:
- нельзя рисковать больше,
чем это может позволить
- надо думать о последствиях риска;
- нельзя рисковать многим ради малого.
Реализация первого принципа означает, что прежде, чем вкладывать капитал, инвестор должен:
- определить максимально возможный объем убытков по данному риску;
- сопоставить его с
объемом вкладываемого
- сопоставить его со
всеми собственными ресурсами
и определить, не приведет ли
потеря этого капитала к
Реализация второго принципа требует, чтобы инвестор, зная максимальную величину убытка, определил, к чему она может привести, и принял бы решение об отказе от риска, передаче его под ответственность другого лица или о принятии такой ответственности на себя.
Действие третьего принципа ярко проявляется при передаче риска под ответственность страховой компании. В этом случае инвестор должен определить приемлемое для себя соотношение между страховой премией и страховой суммой.
Для сложения степени риска применяются следующие способы:
- диверсификация;
- приобретение дополнительной информации о результатах;
- лимитирование;
- страхование;
- распределение риска между участниками проекта.
Диверсификация (разнообразие) представляет собой процесс распределения инвестором средств между различными объектами вложения капитала. На этом принципе базируется деятельность инвестиционных фондов и компаний, которые продают клиентам свои ценные бумаги, а полученные средства вкладывают в инструменты фондового рынка с целью получения дохода.
Любое управленческое решение, принимаемое в условиях риска, характеризуется ограниченным (в той или иной степени) объемом информации о результатах данного решения. Поэтому естественно, что инвестор заинтересован в получении дополнительной информации о решаемой проблеме. Связь между объемом релевантной информации и риском принимаемого управленческого решения тесная и прямая.
Лимитирование - это установление предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Данный способ является важным средством снижения риска и широко применяется:
- в банковской сфере, например,
при выдаче кредита или при
заключении договора на овердра
- хозяйствующими субъектами - при продаже товаров в кредит
- инвесторами - при определении
сумм вложения капитала в
Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части доходов, лишь бы избежать риска, то есть он готов платить за снижение риска некоторой операции или управленческого решения. Наиболее распространенным путем реализации данного способа снижения риска является заключение контрактов со страховыми компаниями.
Распределение риска между участниками проекта также является действенным способом его снижения. Он заключается либо в распределении риска между участником и исполнителем проекта, либо между продавцом и покупателем. Отношения между участником и исполнителем проекта в большинстве случаев основаны на договорных отношениях. Поэтому при заключении договора подряда заранее оговариваются все штрафные санкции, которые будут применены к подрядчику за невыполнение им договорных обязательств. Тем самым риск будет распределен между участниками договора и некоторым образом компенсирован.
2. Хеджирование финансовых рисков
Термин «хеджирование» в переводе с английского языка означает «ограждение» и широко используется в банковской, биржевой и коммерческой деятельности для обозначения различных методов страхования.
Эдвард Доллан дает такую трактовку хеджированию:
«Хеджирование - это система заключения срочных трактов и сделок, учитывающая вероятные в будущем измене обменных валютных курсов и преследующая цель избежать не благоприятных последствий этих воздействий».
Затем данный термин стал применяться в более широком смысле как страхование рисков от неблагоприятных изменений цен любые товарно-материальные ценности по конкретным коммерческим операциям, предусматривающим поставку (продажу) варов или активов в будущем.
Существуют два класса операции хеджирования, которые яв-яются основой формирования стратегий поведения инвесторов фондовом рынке:
- хеджирование на повышение;
- хеджирование на понижение.
Хеджирование на повышение, или хеджирование покупкой представляет собой биржевую операцию по покупке срочных контрактов. Хедж на повышение применяется в том случае, когда необходимо застраховаться от вероятных повышений цен на некоторый актив в будущем. Он позволяет установить покупную цену намного раньше, чем будет куплен товар.
Хеджирование на понижение, или хеджирование продажей - это биржевая операция, связанная с продажей срочного контракта на какой-либо актив (товар) с целью страхования от предстоящего падения цен на него.
Существующий рынок срочных контрактов открывает возможности страхования различных рисков посредством хеджирования разнообразных соглашений. Основными участниками рынка срочных контрактов являются хеджеры, главная цель которых - страхование соглашений. Кроме того, рынок не может функционировать безтрейдеров, задача которых состоит в получении прибыли в результате осуществления сделок на бирже (дешево купить и дорого продать).
Чтобы проанализировать механизм хеджирования, необходимо подробнее остановиться на анализе содержания срочных контрактов.
По видам срочные контракты делятся на:
1) форвардный контракт, который представляет собой договор на поставку (продажу) какого-либо актива в установленный срок по согласованным на момент подписания договора требованиям. Целью заключения форвардного контракта является действительное приобретение (продажа) данного вида актива.
Поставщик интересуемого актива открывает «короткую позицию», то есть продает контракт, а покупатель открывает «длинную позицию», то есть покупает контракт. Экономический смысл подобного соглашения заключается в игре на курсовой стоимости актива: покупатель надеется на повышении цены в будущем, а продавец - на ее понижение.
Особенностью форвардного контракта является то, что реализация взаиморасчетов и списание прибыли и убытков осуществляется после скончания сроков контракта (в отличие от фьючерсных контрактов).
В качестве недостатков форвардных контрактов можно отметить тот факт, что они нестандартны и низколиквидны;
2) фьючерсный контракт также представляют собой договор на продажу (поставку) актива в будущем, но, в отличие от форвардного контракта, условия его стандартны во всем, кроме цены Объем, время, место, способ поставки универсальны для любого фьючерсного контракта. Соответственно они высоколиквидны иимеют расширенные возможности обращения на вторичном рынке. Высокая ликвидность их также связана с возможностью любого из контрагентов ликвидировать свою позицию с помощью офсетного соглашения, которое является обратным соглашению контрагента, зафиксированному в контракте.
Характерная особенность фьючерсного контракта заключается в том, что он фактически не является актом купли-продажи и нацелен не на реализацию, а на хеджирование соглашения.
Выплата или получение разницы между фьючерсной ценой (ценой, определенной в контракте) и ценой спот (рыночной ценой на данный момент) становится ценой исполнения фьючерсного контракта;
3) опционный контракт представляе
Существует три типа опционов:
- опцион на покупку (саll)
означает право, но не обязанность
покупателя купить данный
- опцион на продажу (рut)
дает возможность продавцу
- двойной опцион (stellage) позволяет покупателю либо купить, либо продать активы по заранее фиксированной цене.
Торги по опционным контрактам могут быть проведены в соответствии с двумя стилями:
- европейским стилем, когда опцион должен быть продан на определенную дату;
- американским стилем, когда опцион может быть продан в течение некоторого периода.
Участниками опционного контракта являются держатель и надписатель. Держатель - это лицо, приобретающее контракт, надписатель - лицо, принимающее на себя обязательство по исполнению контракта. Коренное различие между этими участниками заключается в их возможностях: держатель, если конъюнктура рынка сложилась в худшую для него сторону, может отказаться от исполнения контракта, а надписатель такой возможности не имеет, так как он, по требованию держателя, должен обязательно исполнить контракт. Следовательно, больший риск принимает на себя надписатель. За это он получает компенсацию в виде премии, которая оговаривается и выплачивается при заключении контракта. В случае, если держатель опциона откажется от его исполнения, премия, выданная надписателю, не возвращается.
Глобализация международных рынков приводит к тому, что средние по величине компании начинают сталкиваться с теми же рыночными рисками, что и их конкуренты из числа крупных компаний. Управление рисками осуществляется последними с помощью производных финансовых инструментов, на которые у более мелких компаний, как правило, не хватает собственных средств. Поэтому необходимые производные инструменты и консультационные услуги по их применению покупаются ими у банков. В свою очередь банки вынуждены пересматривать свои позиции в отношении таких финансовых инструментов «для посвященных».
Интернет, посредством которого банки предлагают небольшим компаниям финансовые инструменты и консультации по их применению, открывает доступ к новым продуктам. «Благодаря консультационным Интернет-услугам компании смогут успешно преодолеть свои опасения в отношении производных инструментов, — говорит Эдвин Катуари (Edwin Katuari), аналитик группы по вопросам управления рисками Meridien Research. — Банки идут по правильному пути, поскольку потребность в независимой оперативной информационной помощи по управлению рисками вполне очевидна».
К производным относятся финансовые инструменты, позволяющие компаниям хеджировать риск посредством заключения контрактов на покупку или продажу финансовых обязательств. Предметом таких контрактов могут быть процентные ставки, обязательства в иностранной валюте и соглашения по купле-продаже товаров и ценных бумаг. В настоящее время сумма обращающихся на мировом рынке производных финансовых инструментов составляет 70 трлн долл., из которых на долю банков приходится 36 трлн долл.
Несмотря на то что производные инструменты предназначены для снижения риска, их практическое применение бывает весьма сложным и требует использования пакетов инструментов по управлению финансовым портфелем. Предлагаемые банками пакеты включают в себя математические и другие прогноз-модели, предназначенные для ценообразования, оценки стоимости и степени устойчивости рыночной конъюнктуры производных финансовых инструментов.
По мнению специалистов, для небольших компаний основную сложность всегда представляла задача создания систем управления рисками. «Разработка собственной системы управления рисками — дорогостоящее мероприятие, — утверждает Ричард Левич (Richard Levich), профессор финансов и международного бизнеса New York University’s Stern School of Business. — Некоторые компании — изготовители программных продуктов предлагают онлайновые пакеты инструментов по управлению рисками, иные — даже бесплатно».
В этой связи необходимо отметить, что совместное предприятие с участием J. P. Morgan & Co. Inc., Sybase — компании по разработке программных продуктов, NumeriX Corp. — провайдера аналитических материалов по производным инструментам и службы финансовых новостей Bridge Information Systems Inc. планирует начать продажу инструментов по управлению рисками «средним» компаниям. Среди предлагаемых продуктов будут схемы моделирования рисков в оперативном режиме и соответствующая консультационная поддержка, а также ноу-хау по определению степени кредитоспособности других компаний.
Представитель Stern School of Business отмечает, что хотя некоторые из инструментов по управлению рисками, используемые в оперативном режиме, «элементарны, они могут быть полезны в тех случаях, когда компания планирует использовать такие простые производные инструменты, как опционы и форварды».