Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 14:25, курсовая работа
Основная цель этой работы состоит в том, чтобы полностью раскрыть состояние банковской системы Российской Федерации в данный момент, что будет сделать проще если, рассмотреть ее в процессе ее формирования и большую часть рассмотрения ее развития уделить ближайшему периоду, ведь если наше внимание не будет приковано к истории становления, то мы не сможем понять состояние в данный момент, а как следствие не поймем почему именно перед банковской системой стал такой выбор направлений развития и почему именно эти рассматриваемые тенденции развития стали сейчас первоосновой развития банковской системы в дальнейшем, понимание которых нужно тоже полностью раскрыть в данной работе.
Введение
3
Глава 1 Особенности банковской системы России
6
1.1 История развития и формирования банковской системы России
6
1.2 Эволюция банковской системы России
10
Глава 2 Направления развития банковской системы России
19
2.1 Направления развития банковской системы России
19
2.2 Тенденции развития банковской системы России
30
2.3 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы
34
Заключение
40
Список литературы
По данным рейтингового агентства РБК , рентабельность чистых активов у ста наиболее прибыльных российских банков составляет от 19,5% до 0,54%, а рентабельность капитала - от 42,7% до 4%, то есть значения показателей различаются на порядок.
Сопоставление по величине чистых активов и результатам деятельности в терминах рентабельности российских банков показало, что явной зависимости между этими характеристиками не наблюдается. Другими словами, увеличение масштабов банковского бизнеса (рост активов и капитала) есть необходимое, но пока недостаточное условие роста их конкурентоспособности.
Многое зависит от различий в качестве управления и организации деятельности, а также особенностей реализации выбранной стратегии, в том числе от желания и готовности акционеров обеспечивать банку дополнительный капитал.
По мнению экспертов, «модели развития многих банков постепенно меняются, намечается переход от оппортуниϲтического поведения и статуса карманных банков к ведению реального банковского бизнеса»4. В настоящее время большинство российских банков имеют похожие стратегии, направленные на «органическое» расширение бизнеса во всех основных сегментах рынка и увеличение собственной рыночной доли. Но несмотря на сходство стратегий, российские банки демонстрируют различные результаты деятельности.
На сегодня господствует представление, что успешна такая модель развития, когда организация банковской деятельности и системы управления направлены на рост стоимости банка в долгосрочной перспективе.
Стоимость банка отражает его значимость для экономики и общества. Деятельность банка ценна для широкого круга «заинтересованных сторон», к которым относятся клиенты, собственники, менеджеры, работники, контрагенты, органы надзора и управления, государственные структуры, и т. д. Разные заинтересованные стороны в общем случае преследуют различные интересы, следовательно, и критерии оценки качества отдельного банка для них будут неодинаковы.
Задача построения системы показателей для оценки деятельности банка и в теоретическом, и в практическом плане решается не один год. Любой учебник или методическое пособие по анализу финансового состояния коммерческого банка содержит информацию о показателях и способах их расчета. Как правило, это показатели структуры баланса, ликвидности, доходности и рентабельности (как банка в целом, так и отдельных направлений деятельности).
Большинство планово-аналитических служб коммерческих банков также разрабатывают определенные перечни показателей, которые служат им для целей анализа, планирования и оценки деятельности. Чаще всего эти показатели характеризуют деятельность менеджмента банка, показывают степень выполнения планов (если таковые в банке разрабатываются). Отдельные показатели, наряду с оценкой успешности менеджмента, позволяют выявить, насколько удачными оказались вложения в банк для собственника. К тому же значительные временные и трудовые ресурсы задействованы в расчетах показателей, интересных государству, которое может выступать в разных ипостасях: например, надзорный орган (Центральный банк), налоговая служба, органы финансового мониторинга, местного самоуправления, антимонопольные службы.
Высокими темпами растут объемы кредитования, не только физических лиц, но и нефинансовых организаций. При этом нельзя не отметить, что в общем объеме инвестиций в основной капитал доля инвестиций, формируемая за счет кредитов банков, стала заметно увеличиваться. Всего 2-3 года назад кредиты банков обеспечивали только 2 - 3% инвестиций, сейчас - на уровне 10%, притом, что сами инвестиции растут довольно высокими темпами. Это свидетельствует о том, что банковская система России на подъеме и начинает вносить все более существенный вклад в развитие экономики страны.
Однако оснований для успокоенности нет и быть не должно. Несмотря на высокие темпы развития банковского сектора, достигнутые в последние годы, мы пока заметно отстаем от наиболее передовых стран. Это одна сторона вопроса. Но есть и внутренние факторы, которые предъявляют повышенные требования к банковской системе. Отмечу наиболее существенный из них. Он связан с особенностями промышленного воспроизводства в нашей стране.
Полагаю, что уже в силу названных причин задача обеспечения динамичного развития банковской системы является чрезвычайно актуальной. В соответствии с этим необходимо создать условия для дальнейшего развития банковской системы, чтобы она обеспечивала потребности экономики в ресурсах. При этом нам не нужно развитие банковской системы и наращивание кредитования любой ценой, которое завтра может обернуться потрясениями. Нам необходимо развитие банков не в ущерб их устойчивости и надежности. Обеспечить такое сочетание, найти золотую середину, тот оптимум, который обеспечит и высокие темпы развития, и приемлемые риски, и высокую устойчивость, - одна из наиболее важных задач и регулятора в лице Центрального банка Российской Федерации, и руководителей банков, и всего банковского сообщества.
В настоящее время активно происходят и другие качественные изменения в развитии банковской системы России. Кредитные организации двигаются по пути совершенствовании банковской деятельности. Внедрение банками передовых бизнес - моделей, новых банковских технологий (банк-клиент, системы денежных переводов, дебетовые и кредитные карты и т. Д.), различных видов кредитования (потребительское, ипотечное и т. Д.), увеличение общего времени обслуживания при сокращении времени банковских операций способствуют повышению качества обслуживания клиентов и развитию банковской системы России в целом.
Но главная проблема сегодня состоит в том, что по не зависящим от банков причинам сложилось отставание банковской системы от потребностей экономики страны.
Банковская система не удовлетворяет потребностям ускорения роста экономики в количественном плане, по масштабам услуг и особенно по объему кредитования. Сейчас стал уже очевидным тот факт, что банковская система должна развиваться более быстрыми темпами. Это необходимо для того, чтобы банковская система стала действительно локомотивом, двигателем роста экономики России.
Мировой опыт подтверждает вывод о том, что без крепкой национальной банковской системы самостоятельного, независимого развития экономики не будет. Можно, конечно, привлечь иностранные банки. Определенный экономический рост будет, но какой? Тот, который служит независимому социально-экономическому процветанию страны, или тот, который будет обслуживать потребности иностранного банковского капитала?
В России после долгих дискуссий, проб и ошибок утверждается мнение о том, что страна нуждается в устойчивой, мощной и национальной банковской системе. Вопрос теперь в том, как решить эту проблему.
В данной главе было предоставлено подробное изложение наиболее ярких моментов истории развития и сегодняшнему состоянию банковской системы России. Да действительно, проблем мешающих улучшению функционированию банковской системе национальной экономики России не мало, к глубочайшему сожалению, и в связи с этим в их решение можно использовать, разные направления развития, что и будет подробно рассмотрено в следующей главе данной работы.
2.2 Тенденции развития банковской системы России
Наметившаяся сегодня тенденция увеличения спроса на банковские услуги, в том числе со стороны физических лиц, делает необходимым для банков увеличение объемов своих розничных услуг, совершенствование качества обслуживания и расширения поля банковских услуг. Для того чтобы соответствовать указанной тенденции и эффективно реализовать связанные с нею возможности выгодно для себя и для клиентов развивать перспективные направления развития деятельности, банки должны активно решать, в частности, следующие актуальные задачи, рассмотренные в диссертационной работе:
* перераспределение ресурсов и рисков с помощью такого инструмента, как секъюритизация активов, способствующая консолидации и трансформации неликвидных активов в более приемлемые для рынка формы;
* расширение сети розничного
обслуживания с помощью
* минимизация рисков
* интенсификация взаимодействия
банковского бизнеса со
Научная новизна работы определяется тем, что в ней сделана одна из первых попыток показать истинные причины отсталости российской банковской системы и наметить важнейшие направления ее реструктуризации в контексте перехода страны к рыночной экономике в условиях глобализации.
К числу положений, отличающихся нетрадиционным подходом и трактовкой, можно отнести:
* выявление истоков формирования капитала российских частных банков;
* попытку выяснения вопроса реальных собственников банков;
* обоснование укрепления
* положение о
* вывод о преждевременности
и опасности широкой
* внесение ясности в понятийный
аппарат, используемый при исследовании
банковской системы (соотношение
понятий реструктуризация и
* вывод о необходимости разработки концепции реструктуризации банковской системы как органической части концепции развития экономики в целом.
Ричард Хейнсворт генеральный директор агентства «Рус-Рейтинг» считает, что «В структуре банковского сектора одной из самых значимых тенденций является экспансия иностранного капитала на российском рынке. Так, в 2006 году было объявлено о ряде сделок, при которых ведущие зарубежные финансовые институты приобрели большие пакеты акций крупных российских банков. Также значительным фактом стало увеличение масштабов и размеров бизнеса, рост капитализации госбанков -- Сбербанка и ВТБ. Итак, наибольшая «борьба за рынок» будет происходить между иностранным капиталом и средствами госбанков».
Александр Глазков: 2002 год стал годом подготовки к переходу российских банков на МСФО. Именно это событие больше всех остальных повлияло на развитие рынка информационных технологий: о переходе на МСФО говорили все. Уверен, что российский ИТ-рынок на сегодняшний день стал настолько стабильным, что его не сможет изменить в одночасье какое-либо неожиданное событие. Скорее, на информатизацию влияют определенные долгосрочные тенденции.
Во-первых, ИТ-отрасль развивается благодаря объективным изменениям в экономике, финансовой сфере. ИТ-рынок растет, в первую очередь, за счет того, что в России происходит общий подъем экономики. Увеличивается показатель валового национального продукта, нарастает финансовый оборот, ширится объем банковского бизнеса в доле экономики. Банки все более осознают потребность в адекватном программном продукте для обеспечения своей усложняющейся деятельности.
Ключевой тенденцией банковской автоматизации является сегодня тот факт, что, так как сверхдоходные инструменты прекратили свое существование еще в конце 90-х годов, большинству банков пришлось сформировать свою собственную стратегию, ориентированную на развитие банка как финансового института, на создание новых банковских продуктов и направлений, на скрупулезный анализ своего бизнеса. В последнее время резко обострилась конкуренция на этом рынке: банкам как никогда ранее приходится прилагать все усилия, чтобы привлечь новых клиентов и удержать существующих. Итак, общее положение таково: сложность задач по ведению бизнеса банков растет, банковские технологии поднимаются на новый, невиданный доселе уровень. И банки понимают, что сегодня решение стратегических бизнес-задач невозможно без серьезных решений в области высоких технологий.
Производители банковского ПО моментально отозвались на возросшие требования финансовых институтов. Именно в связи с этим сейчас происходит качественный и количественный рост ИТ-рынка: системы становятся более сложными, намного более производительными, комплексными, более гибкими и функциональными. Тот факт, что современные системы стали на порядок сложнее, косвенно подтверждается их стоимостью. Если в 1997 году средняя сумма контракта составляла десятки тыс. долларов, то в 2001-2002 году это уже сотни. Соответственно, изменились и позиции игроков на рынке информационных технологий, так как создание, поддержание и развитие современных систем автоматизации требует колоссальных инвестиций. Адекватный ответ на постоянно меняющиеся требования банков могут дать сегодня только немногие игроки на ИТ-рынке.
Второй по значимости тенденцией банковской автоматизации является грядущий переход на МСФО. Изменение банковского законодательства в сторону законодательства международного важно как для банков, так и для разработчиков программных продуктов.
Определяющей тенденцией банковской информатизации является также рост требований банков не только к системе, но и к тому, как эта система должна развиваться. Например, наша компания вкладывает инвестиции не только и не столько в создание продукта, сколько в инфраструктуру обслуживания клиента. Современное сопровождение банка это прежде всего сопровождение бизнеса. Главным требованием финансового института к разработчику стала способность разработчика обеспечить адекватную поддержку индивидуальных особенностей банка, его бизнес-стратегии. Короче говоря, ИТ-компания и банк должны стать партнерами. А в наши дни система взаимоотношений партнеров претерпела значительные изменения. В первую очередь, это выражается в том, что разработчик должен понимать потребности клиента, «мониторить» их и буквально чувствовать его. В работе нашей компании реализована процедура «измерения довольности» клиентов, которая позволяет с помощью обратной связи совершенствовать производство и внедрение продуктов.
Информация о работе Направления развития банковской системы России