Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 09:31, реферат
Управление организацией может быть представлено в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей наиболее эффективно.
Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, военная и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уро
1. Организационная сущность управления…………………………………..3
2. Характерные черты поведения в организации……………………………7
3. Распределение полномочий и обязанностей……………………………...13
4. Характер организационных воздействий…………………………………24
5. Трудовые критерии и оценки эффективности работы
персонала……………………………………………………………………28
Список использованной литературы……………………
В социологии и социальной психологии понятие «организация» тесно связано с понятием «группа». Группа представляет собой элемент социальной структуры общества. В самом широком плане социальная группа - это общность людей, выделяемая из целостной социальной системы на основе определенного признака. В зависимости от такого признака возможны минимум три классификации социальных групп.
В основу первой классификации положен такой критерий (признак), как численность, т. е. количество людей, являющихся членами группы. Соответственно существуют три типа групп:
1)
малая группа - немногочисленная
общность людей, находящихся
2) средняя группа - относительно многочисленная общность людей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии;
3) большая группа - многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.
В табл. 1 представлены основные различия между малыми, средними и большими группами.
Таблица 1. Основные различия между группами
Признак | Малая группа | Средняя группа | Большая группа |
Численность | Десятки человек | Сотни человек | Тысячи и миллионы человек |
Контакт | Личностный: знакомство друг с другом на личностном уровне | Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов | Отсутствие контакта |
Членство | Реальное поведенческое | Функциональное | Условное социально-структурное |
Структура | Развитая внутренняя неформальная | Юридически оформленная (отсутствие развитой неформальной структуры) | Отсутствие внутренней структуры |
Связи в процессе труда | Непосредственные трудовые | Трудовые, опосредованные официальной структурой организации | Трудовые, опосредованные социальной структурой общества |
Примеры: | Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры | Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы | Этническая общность, социально-демографическая группа, профессиональная общность, политическая партия |
Вторая классификация связана с таким критерием, как время существования группы. Здесь выделяются кратковременные и долговременные группы.
Малые, средние и большие группы могут быть как кратковременными, так и долговременными. Малая группа, как, например, бригада рабочих, может быть либо кратковременной - люди объединяются для выполнения одного производственного задания и, выполнив его, расстаются, либо долговременной - люди всю свою трудовую жизнь работают на одном предприятии в одной и той же бригаде.
Третья классификация опирается на такой критерий, как структурная целостность группы. По этому признаку выделяют первичные и вторичные группы. Первичная группа - это не разложимое далее на составные части структурное подразделение официальной организации, например: бригада, отдел, лаборатория, кафедра и пр.
Первичная группа - всегда малая формальная группа. Вторичная группа - это совокупность первичных малых групп. Таким образом, организация промышленного предприятия, фирмы, корпорации и т. д. - это средняя, вторичная, чаще всего долговременная группа.
Для эффективного управления поведением менеджеры должны различать типы индивидуальности. Индивидуальность – набор определенных характерных черт, которые относительно устойчивы во времени.
Динамика гpуппы зависит от делового поведения работника. Существуют подходы к определению делового поведения:
1)
деловое поведение как
2)
деловое поведение как
Свойства делового поведения представлены в таблице
Таблица 2. Свойства делового поведения в организации
Свойства деловогo поведения | Характеристика свойства |
Функциональная определенность | Каждый работник знает, какие виды работы должен выполнять на своей должности (в должностных инструкциях определяется ответственность работника и eгo права) |
Временная заданность | Деловое поведение
протекает в определенных временных
границах и становится напряженным в зависимости
от сроков начала и окончания работ, что
сковывает либо
стимулирует инициативу работника,
а также позволяет мобилизовать
нравственно-психологические |
Самоорганизуемость | Деловое поведение может разворачиваться как личная программа деятельности в рамках общей организационной программы (например, если внешне заданная программа нарушена, то деловое поведение работника может проявляться как справедливое требование отладить ее, чтобы на этой основе скорректировать свое личное поведение) |
Межгpупповое поведение - основной фактор, от котopoгo зависит действенность организационных структур управления. Группы и подгруппы в организации должны сотрудничать для достижения общей цели. С точки зрения поведения отдельных групп и развития межгpупповыx отношений горизонтальные системы управления являются более предпочтительными, чем пирамидальные структуры. Основная задача для руководства - определить, какой уровень сотрудничества или конкуренции является предпочтительнее для данной группы.
Групповая динамика - это процесс взаимодействия гpупп на основе взаимозависимости и взаимовлияния для удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей.
На характер групповой динамики влияют: мотивация, структура власти, сложность коммуникаций, представление цели, ответственность за результат, свобода деятельности.
Существует два подхода к описанию групповой динамики:
2.
Стадии существования группы
по модели американских
Команда - мобильная групповая структура; малая группа, которая обладает высоким уровнем сплоченности, имеет общие цель, групповые нормы и традиции, разделяемые всеми членами группы. На первом месте у команды стоит возможность творчеcкoгo самовыражения, имеется у каждого члена команды чувство защищенности и возможности успеха. В команде действует четкое разделение труда, определены уровни ответственности, в результате чего формируются уровни управления.
Основные условия эффективной командной работы: поддерживающее окружение, командное вознаграждение, сверхзадача, квалификация и четкое осознание выполняемых ролей.
Выделяют четыре основных типа поведения работника в организации:
Существуют следующие формы поведения:
Процесс социализации работника включает в себя следующие моменты:
3. Распределение полномочий и обязанностей
В
небольшой организации все
Под делегированием в общем смысле понимается передача подчиненным задачи или деятельности из сферы действий руководителя.
Таким образом, делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации.