Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:10, реферат
Бюджетная и налоговая политика в 2010-2012 годах в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации будет направлена на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период, обеспечивая исполнения социальных обязательств государства, формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, поддержку реального сектора экономики и финансовой системы, создания стимулов для внедрения и развития современных технологий, повышения эффективности экономики и производительности труда.
В ходе реализации части первой Налогового кодекса Российской Федерации выявляется несовершенство отдельных норм, отсутствие урегулированности некоторых ситуаций в законодательстве. Некоторые подходы к решению спорных ситуаций формируются в ходе рассмотрения налоговых споров арбитражными судами.
С учетом этого предлагается внести изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации по следующим направлениям:
- повышение эффективности
процедур досудебного
- урегулирование подачи
В среднесрочной перспективе
В связи с принятыми решениями о проведении пенсионной реформы начиная с 1 января 2010 года единый социальный налог будет заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Основными направлениями
В целях повышения налоговой автономии органов власти субъектов Российской Федерации, а также создания возможностей для повышения доходов региональных бюджетов, предполагается с 2010 года предоставить право органам власти субъектов Российской Федерации устанавливать ставки транспортного налога также в зависимости от года выпуска транспортного средства, а также его экологического класса, увеличить средние ставки транспортного налога, в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз.
В целях содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества будут предложено изменение налогообложения некоммерческих организаций, и иные меры, направленные на расширение налоговых стимулов для участия в благотворительной деятельности и снижение налоговых издержек, связанных с осуществлением благотворительной деятельности и добровольчества.
В рамках совершенствования налога на имущество организаций будет рассмотрен вопрос о целесообразности временного освобождения от налога на имущество организаций вновь вводимых объектов транспортной инфраструктуры, строительство которых осуществлялось в том числе за счет средств федерального бюджета.
4. Основные характеристики бюджетной системы Российской Федерации и проекта федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов характеризуется ожидаемой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 31-32%% ВВП, снижением общего объема расходов с 41,3% до 34,1% ВВП и дефицита с 9,6% до 3,2% ВВП (таблица 4.1):
Таблица 4.1
Основные характеристики бюджетной системы Российской Федерации
млрд. руб.
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Доходы, всего |
16 169,1 |
12 363,9 |
13 652,1 |
15 404,9 |
16 556,8 |
%% к ВВП |
38,8 |
31,7 |
31,6 |
32,0 |
30,8 |
Федеральный бюджет |
9 275,9 |
6 713,8 |
6 950,0 |
7 455,7 |
8 069,6 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
3 253,3 |
3 411,6 |
4 794,7 |
5 541,0 |
6 057,4 |
- в том числе доходы
без учета межбюджетных |
1 654,4 |
1 324,3 |
2 176,4 |
3 279,4 |
3 577,9 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
6 198,8 |
5 686,0 |
5 505,3 |
5 634,4 |
5 735,1 |
- в том числе доходы
без учета межбюджетных |
5 073,3 |
4 211,8 |
4 382,2 |
4 642,2 |
4 850,1 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
536,7 |
479,1 |
502,8 |
558,2 |
617,7 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
166,7 |
114,0 |
143,5 |
27,6 |
59,2 |
Расходы, всего |
14 157,0 |
16 101,7 |
16 946,4 |
17 588,4 |
18 289,3 |
%% к ВВП |
34,0 |
41,3 |
39,2 |
36,6 |
34,1 |
Федеральный бюджет |
7 570,9 |
9 931,4 |
9 886,9 |
9 389,8 |
9 681,0 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
4 893,9 |
6 386,7 |
6 167,6 |
6 159,1 |
6 341,1 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
2 897,8 |
3 508,9 |
4 828,0 |
5 536,5 |
6 048,8 |
- в том числе расходы
без учета межбюджетных |
2 728,7 |
3 397,8 |
4 717,6 |
5 268,4 |
5 751,3 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
6 253,1 |
6 109,1 |
5 829,4 |
5 888,3 |
5 864,8 |
- в том числе расходы
без учета межбюджетных |
6 033,1 |
5 838,1 |
5 558,4 |
5 602,7 |
5 579,2 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
500,1 |
479,1 |
502,8 |
558,2 |
617,7 |
Дефицит (-)/профицит (+), всего |
2 012,1 |
-3 737,8 |
-3 294,3 |
-2 183,5 |
-1 732,5 |
%% к ВВП |
4,8 |
-9,6 |
-7,6 |
-4,5 |
-3,2 |
Структура доходов и расходов бюджетной системы Российской Федерации отражает законодательно установленное разграничение предметов ведения и полномочий публично-правовых образований, при осуществлении которых принимаются расходные обязательства, исполняемые за счет соответствующих бюджетов (таблица 4.2):
Таблица 4.2
Структура доходов и расходов бюджетной системы
Российской Федерации
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Доходы до перечисления межбюджетных трансфертов, % к общему объему доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | |||||
Федеральный бюджет |
57,4 |
54,3 |
50,9 |
48,4 |
48,7 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
31,4 |
34,1 |
32,1 |
30,1 |
29,3 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
10,2 |
10,7 |
15,9 |
21,3 |
21,6 |
в т.ч. Пенсионный фонд РФ |
6,2 |
7,5 |
12,7 |
17,1 |
17,3 |
Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования |
1,0 |
0,9 |
1,1 |
0,2 |
0,4 |
Доходы после перечисления межбюджетных трансфертов, % к общему объему доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | |||||
Федеральный бюджет |
40,5 |
25,5 |
23,5 |
27,3 |
28,4 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
38,3 |
46,0 |
40,3 |
36,6 |
34,6 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
20,1 |
27,6 |
35,1 |
36,0 |
36,6 |
в т.ч. Пенсионный фонд РФ |
17,2 |
23,3 |
31,2 |
31,0 |
31,5 |
Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования |
3,3 |
3,9 |
3,7 |
3,6 |
3,7 |
Доля межбюджетных трансфертов в доходах, % | |||||
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
18,2 |
25,9 |
20,4 |
17,6 |
15,4 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
49,1 |
61,2 |
54,6 |
40,8 |
40,9 |
в т.ч. Пенсионный фонд РФ |
59,3 |
67,6 |
59,3 |
44,9 |
45,2 |
Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования |
68,9 |
76,2 |
71,5 |
95,1 |
90,4 |
Расходы (без учета трансфертов, перечисляемых в другие бюджеты бюджетной системы), % к общему объему расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | |||||
Федеральный бюджет |
34,6 |
39,7 |
36,4 |
35,0 |
34,7 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
42,6 |
36,3 |
32,8 |
31,9 |
30,5 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
19,3 |
21,1 |
27,8 |
30,0 |
31,4 |
в т.ч. Пенсионный фонд РФ |
18,8 |
18,5 |
25,2 |
27,2 |
28,5 |
Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования |
3,5 |
3,0 |
3,0 |
3,2 |
3,4 |
Значительная часть расходов федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов передается бюджетам субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, предоставляют межбюджетные трансферты местным бюджетам. Наряду с дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности, в состав межбюджетных трансфертов входят субвенции, предоставляемые в целях финансового обеспечения переданных (законом или соглашением) другим публично-правовым образованиям полномочий, а также субсидии, направляемые для софинансирования исполнения расходных обязательств, принимаемых другими публично-правовыми образованиями в соответствии с их предметами ведения и полномочиями.
Кроме того, часть расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации исполняется за счет средств государственных внебюджетных фондов, в том числе за счет предоставляемых им трансфертов. Общей тенденцией в 2009-2012 годах является существенное увеличение, в результате решений по проводимой пенсионной реформе, доли расходов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы (таблица 4.3):
Таблица 4.3
Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов
Показатель |
Отчет |
2009* |
Прогноз | |||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2010 |
2011 |
2012 | ||
Доходы, млрд. руб. |
5 127,2 |
6 278,9 |
7 781,1 |
9 275,9 |
6 713,8 |
6 950,0 |
7 455,7 |
8 069,6 |
%% к ВВП |
23,7 |
23,3 |
23,5 |
22,3 |
17,2 |
16,1 |
15,5 |
15,0 |
Расходы, млрд. руб. |
3 514,3 |
4 284,8 |
5 986,6 |
7 570,9 |
9 931,4 |
9 886,9 |
9 389,8 |
9 681,0 |
%% к ВВП |
16,3 |
15,9 |
18,1 |
18,2 |
25,5 |
22,9 |
19,5 |
18,0 |
Дефицит/профицит, млрд. руб. |
1 612,9 |
1 994,1 |
1 794,6 |
1 705,1 |
-3 217,6 |
-2 936,9 |
-1 934,1 |
-1 611,4 |
%% к ВВП |
7,5 |
7,4 |
5,4 |
4,1 |
-8,3 |
-6,8 |
-4,0 |
-3,0 |
* Здесь и далее данные по 2009 году: ожидаемое исполнение с учетом проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»
В 2010-2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,2% к ВВП в 2009 году до 16,1% в 2010, 15,5% в 2011 году, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,0% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 6,3% в год (таблица 4.4):
Таблица 4.4
Динамика доходов федерального бюджета
Показатель |
2008 |
2009 |
Прогноз | ||
2010 |
2011 |
2012 | |||
Доходы, всего (млрд. рублей) |
9 275,9 |
6 713,8 |
6 950,0 |
7 455,7 |
8 069,6 |
в том числе: |
|||||
Нефтегазовые доходы (млрд. рублей) |
4 389,4 |
2 797,6 |
3 194,7 |
3 311,8 |
3 503,1 |
Ненефтегазовые доходы (млрд. рублей) |
4 886,5 |
3 916,2 |
3 755,3 |
4 143,9 |
4 566,5 |
Темпы прироста доходов к предыдущему году,% |
19,2 |
-27,6 |
3,5 |
7,3 |
8,2 |
в том числе: |
|||||
Нефтегазовые доходы |
51,5 |
-36,3 |
14,2 |
3,7 |
5,8 |
Ненефтегазовые доходы |
0,1 |
-19,9 |
-4,1 |
10,3 |
10,2 |
Доля в общем объеме доходов, % |
|||||
Нефтегазовые доходы |
47,3 |
41,7 |
46,0 |
44,4 |
43,4 |
Ненефтегазовые доходы |
52,7 |
58,3 |
54,0 |
55,6 |
56,6 |