Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:10, реферат
Бюджетная и налоговая политика в 2010-2012 годах в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации будет направлена на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период, обеспечивая исполнения социальных обязательств государства, формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, поддержку реального сектора экономики и финансовой системы, создания стимулов для внедрения и развития современных технологий, повышения эффективности экономики и производительности труда.
Учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,5 % к ВВП в 2009 году до 18,0 % к ВВП в 2012 году и дефицита федерального бюджета с 8,3 % ВВП в 2009 году до 3,0 % в 2012 году.
Предельный объем расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определен исходя из прогноза поступления доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом ограничений, необходимых для обеспечения макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы (таблица 4.5):
Таблица 4.5
Расчет предельного объема расходов федерального бюджета
млрд. рублей
Показатель |
2009 |
Проект | ||
2010 |
2011 |
2012 | ||
Доходы |
6 713,8 |
6 950,0 |
7 455,7 |
8 069,6 |
%% к ВВП |
17,2 |
16,1 |
15,5 |
15,0 |
Источники покрытия дефицита |
3 217,6 |
2 936,9 |
1 934,1 |
1 611,4 |
%% к ВВП |
8,3 |
6,8 |
4,0 |
3,0 |
Расходы (предельный объем) |
9 931,4 |
9 886,9 |
9 389,8 |
9 681,0 |
%% к ВВП |
25,5 |
22,9 |
19,5 |
18,0 |
в том числе условно утверждаемые |
234,7 |
484,1 | ||
%% к общему объему расходов |
2,5 |
5,0 |
Принятые для формирования
проекта федерального бюджета объективно
обусловленные
При этом, несмотря на сокращение общего объема расходов в реальном выражении и их доли в ВВП объем расходов федерального бюджета по отношению к ВВП в 2010-2012 годах будет превышать показатели 2005-2006 годов (15,9-16,3% ВВП) и 2007-2008 годов (18,1-18,2% ВВП).
Особенно значительным это превышение будет в 2010 году, что вызвано необходимостью исполнения принятых расходных обязательств и реализации антикризисного плана Правительства Российской Федерации, включающего, в том числе, решение об отсрочке введения решения об увеличении страховых взносов в систему социального страхования, приводящее к значительному увеличению расходов федерального бюджета на финансирование дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации (таблица 4.6):
Таблица 4.6
Динамика расходов федерального бюджета
Показатель |
2008 |
2009 |
Проект | ||
2010 |
2011 |
2012 | |||
Изменения к предыдущему году, млрд. рублей |
1 584,3 |
2 360,4 |
-44,4 |
-497,1 |
291,2 |
% (в номинальном выражении) |
26,5 |
31,2 |
-0,4 |
-5,0 |
3,1 |
% (в реальном выражении) |
11,6 |
17,1 |
-9,5 |
-12,1 |
-3,6 |
Изменения к 2008 году, млрд. рублей |
2 360,4 |
2 316,0 |
1 818,9 |
2 110,1 | |
% (в номинальном выражении) |
31,2 |
30,6 |
24,0 |
27,9 | |
% (в реальном выражении) |
17,1 |
6,0 |
-6,8 |
-10,2 |
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году являются средства Резервного фонда, в 2011-2012 годах – средства Фонда национального благосостояния и иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (таблица 4.7):
Таблица 4.7
Источники покрытия дефицита федерального бюджета
млрд. рублей
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего |
3 217,6 |
2 936,9 |
1 934,1 |
1 611,4 |
в %% к ВВП |
8,3 |
6,8 |
4,0 |
3,0 |
в том числе: |
||||
за счет средств Резервного фонда |
2 821,5 |
1 860,1 |
- |
- |
в %% к ВВП |
7,2 |
4,3 |
||
за счет Фонда национального благосостояния |
- |
385,8 |
762,4 |
812,9 |
в %% к ВВП |
- |
0,9 |
1,6 |
1,5 |
иные источники финансирования дефицита федерального бюджета |
396,1 |
691,0 |
1 171,7 |
798,5 |
в %% к ВВП |
1,0 |
1,6 |
2,4 |
1,5 |
В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в 2009 году (более 70%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем средства Резервного фонда будут исчерпаны в 2010 году (за исключением средств, размещенных в финансовых активах) (таблица 4.8):
Таблица 4.8
Прогноз объемов Резервного фонда
млрд. рублей
Показатель |
Прогноз | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Объем Резервного фонда на начало года |
4 027,6 |
1 789,2 |
48,8** |
48,8** |
%% к ВВП |
10,3 |
4,1 |
0,0 |
0,0 |
Доходы от управления средствами Резервного фонда* |
205,1 |
|||
Курсовая разница |
426,8 |
70,9 |
0,0 |
0,0 |
Использование средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета |
-2 821,5 |
-1 860,1 |
0,0 |
0,0 |
Объем Резервного фонда на конец года |
1 838,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
%% к ВВП |
4,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Средства Резервного фонда, размещенные в финансовых активах |
48,8 |
48,8 |
48,8 |
48,8 |
Объем Резервного фонда на конец года без учета размещения в финансовых активах |
1 789,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
*- доходы от управления Резервным фондом в 2010-2012 годах подлежат зачислению в доходы федерального бюджета;
** - средства Резервного фонда, размещенные в финансовых активах
Объем средств Фонда национального благосостояния снизится с 2,6 трлн. Рублей на начало 2009 года до 1,1 трлн. Рублей на конец 2012 года (таблица 4.9):
Таблица 4.9
Прогноз объемов
Фонда национального благососто
млрд. рублей
Показатель |
Прогноз | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Объем Фонда национального благосостояния |
2 584,5 |
2 812,9 |
2 564,2 |
1 815,8 |
%% к ВВП |
6,6 |
6,5 |
5,3 |
3,4 |
Доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния* |
79,3 |
|||
Курсовая разница |
149,1 |
137,1 |
14,0 |
68,3 |
Использование средств
Фонда национального благососто |
- 385,8 |
- 762,4 |
- 812,9 | |
Объем Фонда национального
благосостояния |
2 812,9 |
2 564,2 |
1 815,8 |
1 085,2** |
%% к ВВП |
7,2 |
5,9 |
3,8 |
2,0 |
Средства Фонда национального благосостояния, размещенные в финансовых активах |
655,0 |
655,0 |
655,0 |
655,0 |
Объем Фонда национального благосостояния на конец года без учета размещения в финансовых активах |
2 157,9 |
1 909,2 |
1 160,8 |
430,2 |
*- доходы от управления Фондом национального благосостояния в 2010-2012 годах подлежат зачислению в доходы федерального бюджета;
** - с учетом доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния за 2012 год в объеме 14,0 млрд. рублей, поступающих до 1 февраля 2013 года
При этом значительная часть средств Фонда национального благосостояния в объеме 655,0 млрд. руб. размещена на депозитах в ВЭБ.
В 2010-2012 годах повышается доля иных источников финансирования дефицита федерального бюджета (таблица 4.10):
Таблица 4.10
Иные источники финансирования дефицита федерального бюджета
в 2009-2012 годах
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Всего источников |
396,1 |
691,0 |
1 171,7 |
798,5 |
%% к ВВП |
1,0 |
1,6 |
2,4 |
1,5 |
в том числе государственные ценные бумаги |
485,9 |
1 120,9 |
1 360,7 |
916,6 |
увеличе |