Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:24, контрольная работа
В настоящее время в стране проводится бюджетная реформа, российская экономика переходит на рыночные отношения, постепенно интегрируется в мировое хозяйство и международные финансовые структуры, осуществляется децентрализация внешнеполитических связей российских предприятий с зарубежными партнерами. Вместе с тем процессы налаживания механизмов бюджетного регулирования сопровождаются значительным количеством соответствующих нарушений. Все вышеизложенное позволяет утверждать, что данная тема на сегодняшний день пользуется актуальностью.
Цель настоящей работы - проанализировать ответственность за нарушения бюджетного законодательства.
Введение………………………………………………………………….…...…..3
Финансовая ответственность…………………………………….………..5
Административная ответственность…………………………………….10
Уголовная ответственность………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………….………22
Список используемой литературы………………………………………….…..23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: «Бюджетная система РФ»
по теме: «Ответственность за нарушение бюджетного законодательства»
Исполнитель: студент
группы ГМФ-12 Сб
Ф.И.О Климов А.В.
Екатеринбург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………….…..
ВВЕДЕНИЕ.
В настоящее время в стране проводится бюджетная реформа, российская экономика переходит на рыночные отношения, постепенно интегрируется в мировое хозяйство и международные финансовые структуры, осуществляется децентрализация внешнеполитических связей российских предприятий с зарубежными партнерами. Вместе с тем процессы налаживания механизмов бюджетного регулирования сопровождаются значительным количеством соответствующих нарушений.
В этой связи на передний план выдвигается необходимость совершенствования норм и порядка привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
В настоящее время ответственность за нарушение бюджетного законодательства регламентируется частью четвертой Бюджетного кодекса РФ Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.01.2013) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3823., где перечисляются виды правонарушений, а также санкции за данные нарушения.
Ответственность за бюджетные нарушения предусмотрена также Кодексом РФ об административных правонарушениях Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.06.2011) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1. и Уголовным кодексом РФ Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.05.2011) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.. Считаем, проблемным является то, что бюджетное законодательство имеет комплексный характер, что подтверждается наличием в БК РФ значительного количества бланкетных норм, отсылающих к КоАП РФ и УК РФ.
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что данная тема на сегодняшний день пользуется актуальностью.
Цель настоящей работы - проанализировать ответственность за нарушения бюджетного законодательства.
Понятие бюджетного правонарушения содержится в самой ст. 281 ч. 1 БК РФ и определяется как неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Общественная опасность бюджетного правонарушения состоит в причинении вреда (или угрозе причинения вреда) отношениям, возникающим в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Состав нарушения бюджетного
законодательства также отличается
от общепринятого в юридической
науке. Так, существуют различия субъективной
стороны административного
Субъективной стороны для нарушения бюджетного законодательства не существует, и в отношении физического лица - должностного лица, и в отношении юридического лица.
Вина в ряде случаев при применении мер принуждения, как то: вынесение предупреждения о нарушении бюджетного законодательства, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях, начисление пени, не имеет значения, ввиду того, что перечисленные санкции являются мерами, применяемыми собственником - государством для восстановления нанесенного ему ущерба. Единственным исключением из общего правила, то есть мерой принуждения, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства только в судебном порядке, является наложение штрафа.
Из чего можно заключить, что нарушения бюджетного законодательства по своему объекту, субъективной стороне, а также по составу мер принуждения в значительной степени отличаются от административных правонарушений.
В ст. 282 БК РФ представлен перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства. Перечень мер финансовой ответственности законодатель оставляет открытым, так как статья содержит отсылочную норму, позволяющую применять и иные меры ответственности, предусмотренные БК РФ и федеральными законами.
Первым в списке мер принуждения (санкций) обозначено предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Эту санкцию следует отнести к числу превентивных мер. Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 284 БК РФ руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов обладают правом применения данной меры ответственности в отношении руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств. А руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) вправе выносить предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджета в отношении руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств.
Анализ главы 28 БК РФ позволяет установить, что такая мера принуждения, как вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, установлена за следующие нарушения бюджетного законодательства:
- непредоставление либо несвоевременное предоставление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением (ст. 292);
- несвоевременное доведение
уведомлений о бюджетных
- несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом (ст. 295);
- несоответствие уведомлений
о бюджетных ассигнованиях и
лимитах бюджетных
- финансирование расходов сверх утвержденных лимитов (ст. 297);
- предоставление бюджетных кредитов, бюджетных ссуд с нарушением установленного порядка (ст. 298);
- предоставление бюджетных
инвестиций с нарушением
- предоставление
- осуществление государственных
или муниципальных закупок с
нарушением установленного
- нарушение запрета
на размещение бюджетных
- за несвоевременное
осуществление платежных
Следующей мерой принуждения является блокировка расходов. Блокировку расходов можно рассматривать как сокращение лимитов бюджетных обязательств либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств. Данное действие влечет за собой невозможность расходования средств бюджета, уже выделенных в виде бюджетных ассигнований. Изъятие бюджетных средств можно отнести к правовосстановительным мерам, то есть мерам, которые направлены в первую очередь на предотвращение потери средств бюджета соответствующего уровня бюджетной системы.
Право приостановления операций по счетам в кредитных организациях. Часть 3 ст. 284 БК РФ закрепляет право руководителей Федерального казначейства, его территориальных органов (в соответствии с их полномочиями) приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством РФ случаях в порядке, установленном Правительством РФ, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.
Данная мера ответственности является наиболее распространенной и применяется в качестве санкции за нарушения бюджетного законодательства в семнадцати статьях главы 28 БК РФ: ст. ст. 289 - 306.
Начисление пени производится в следующих случаях, установленных Бюджетным кодексом:
- невозврата или
- неперечисления или
несвоевременного перечисления
процентов (платы) за
- несвоевременного исполнения
платежных документов на
- несвоевременного исполнения
платежных документов на
- сокращение или прекращение других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе представление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет (ст. 290);
- выплату компенсации в размере недофинансирования (ст. 293).
Действующим КоАП РФ установлена административная ответственность только за три вида из 18 нарушений бюджетного законодательства, перечисленных в главе 28 БК РФ. Составы этих административных правонарушений содержатся в ст. 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов», ст. 15.15 «Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе» и ст. 15.16 «Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами» КоАП РФ.
Перечисленные статьи корреспондируют со статьями БК РФ (ст. 289 - 291). Кроме того, статья 19.7 «Непредставление сведений (информации)» КоАП РФ поглощает собой ст. 292 «Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением» и ст. 294 «Несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств» БК РФ.
В соответствии со ст. 23.7 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14 - 15.16 КоАП РФ, вправе органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. В частности, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) рассматривает дела в отношении получателей средств федерального бюджета и получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов. От ее имени вправе рассматривать дела: руководитель Росфиннадзора, его заместители; руководители структурных подразделений Росфиннадзора, их заместители; руководители территориальных органов Росфиннадзора, их заместители.
Дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 19.7 КоАП РФ, рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1). Протоколы об указанных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ вправе составлять должностные лица большинства органов исполнительной власти, обладающих правом административной юрисдикции.
Использование бюджетных ассигнований по смете бюджетного учреждения контролируется не только с точки зрения процедуры (в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, при соблюдении условия предварительного учета бюджетных обязательств и т.п.), но и целевого назначения (на цели, предусмотренные бюджетной росписью и по соответствующему коду экономической классификации бюджетов Российской Федерации).
Объектом правонарушения являются
финансовые интересы государства, правила
финансового обеспечения
Объективная сторона правонарушения выражается в использовании бюджетных средств получателями бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Под получателями бюджетных средств понимаются бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Распространенными видами нецелевого использования являются направление выделенных из федерального бюджета средств на депозитные счета, приобретение депозитных сертификатов, а также различных ликвидных активов с целью их последующей продажи, извлечения прибыли, перераспределение средств с одного кода бюджетной классификации на другой в пределах утвержденной сметы, произведенное без разрешения собственника (распорядителя) таких средств. Зачастую средства расходуются на приобретение подарков к юбилеям, проведение праздников, премирование, заграничные поездки и т.д. Встречаются случаи использования выделенных бюджетных средств по их прямому назначению, но с превышением установленных размеров (ставок, тарифов). Так, в ходе проверки органами финансового контроля установлены факты излишне и ошибочно выплаченных Сбербанком России сумм компенсаций отдельным категориям граждан, что было расценено как нецелевое использование средств федерального бюджета.
Информация о работе Ответственность за нарушение бюджетного законодательства