Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 19:36, курсовая работа
Конкурентоспособность страны, ее благосостояние зависит от сложных факторов, в числе которых состояние национальной системы подготовки кадров занимает первостепенное место.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1.ТЕОРЕТИЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ОБРАЗОВАНИЕ……...5
1.1 Экономическая сущность планирования и финансирования расходов
на образование…………………………….………………………………………5
1.2 Классификация расходов бюджета на образование…………………….…..8
1.3 Источники финансирования расходов бюджета на образование………...18
1.4 Формы и методы бюджетного планирования и финансирования
расходов на образование…………………………………………………….…..21
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ И
ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ НА
ПРИМЕРЕ УО «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№10 г. ПОЛОЦКА» ЗА 2012-2013 гг.…………………………………..……28
2.1 Анализ динамики состава и структуры расходов на образование………28
2.2 Анализ исполнения плана расходов.............................................................36
2.3 Анализ динамики состава и структуры источников
финансирования расходов на образование……..……………………………...40
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ ………………….……………………………………..………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………52
Далеки от провозглашённого уровня и показатели, характеризующие систему образования. К примеру, не обеспечен установленный законодательством размер оплаты труда работников учреждений образования, превышающий уровень средней заработной платы в РБ; не реализуется система льгот различным категориям обучающихся, а также видов и норм материального обеспечения учащихся и студентов; не введён механизм предоставления гражданам личного государственного образовательного кредита; устарели требования к образовательным учреждениям в части строительных и санитарных норм и правил, оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений; не созданы соответствующие фонды развития образования; отсутствуют научно обоснованные республиканские и местные нормативы финансирования; недостаточно чётко определена система налоговых льгот, стимулирующих развитие образования, и др.
Величина ассигнований в первую очередь регулируется объёмом доходов бюджета того или иного уровня. Порядок финансирования обеспечения образовательных учреждений регламентирован Бюджетным Кодексом Республики Беларусь. В нём чётко обозначены рамки применения нормативов финансовых затрат и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Отмечается, что нормативный метод используется на стадии формирования бюджета того или иного уровня, а не на стадии планирования расходов на содержание конкретного образовательного учреждения, как это предусмотрено Законом РБ «Об образовании». Бюджетный Кодекс РБ чётко указывает на сохранение методики поэлементного выделения средств для каждого бюджетополучателя с применением множества экономических статей по видам затрат и различных нормативов частного характера; от размера ставок заработной платы работников до объёма потребления таких видов услуг, как водоснабжение; санитарно-гигиеническое обслуживание и т.п. Детализация бюджетных расходов по экономическим статьям связана с необходимостью усиления контроля со стороны финансирующих и административных органов за их целевым использованием. Этому соответствует принцип постатейного выделения бюджетных средств для конкретного учреждения на основе сметно-финансового обоснования или сметы доходов и расходов. Определяет объёмы бюджетных ассигнований и распределяет разнообразные расходы по экономическим статьям государственный орган в пределах выделенных из бюджета средств на календарный финансовый год.
Суммарные расходы республиканского и местных бюджетов на образование определяются в соответствии с сетью учреждений и предполагаемым её развитием в планируемом году, а также показателями по контингентам детей, учащихся воспитанников, студентов. Финансированию подлежит не только образовательная деятельность, но и ряд социозащитных функций отрасли: выплата стипендий студентам, питание школьников из малообеспеченных семей, содержание сирот, воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Основу формирования расходов на содержание учреждений общего и профессионального образования составляют «производственные» показатели деятельности. Для школ такими показателями являются число учащихся и классов; для учреждений профессионального образования – госзаказ по приёму студентов на бесплатное обучение. При финансовом планировании учитываются не только показатели на начало и конец финансового года, но и среднегодовые, которые зависят от сроков комплектования (приёма), выпуска, отсева в процессе обучения. Например, по школам формула расчёта среднегодовых показателей имеет следующий вид [9]:
, (1.1)
Где – среднегодовой контингент;
– контингент на начало планируемого года;
– число месяцев
– контингент планируемого года;
– число месяцев
12 – число месяцев в году.
Расчёт среднегодовых величин можно также производить путём суммирования показателей на каждое первое число месяца и деление полученной суммы на 12. При расчёте среднегодового числа воспитанников по дошкольным образовательным учреждениям этот метод предпочтительнее, так как позволяет точно определить требуемый для исчисления расходов контингент.
Производственные показатели по школе определяются по группам классов: I – III (IV), V – IX, X – XII. Эти данные приводятся в смете на две даты – на 1 января и на 1 сентября планируемого года, а также в среднегодовом исчислении. Число учащихся на 1 января принимается по фактическому состоянию на последнюю отчётную дату. Численность учащихся на 1 сентября планируемого года определяется в соответствии с планом приёма и выпуска учащихся. Число детей, поступающих в планируемом году в первые классы, устанавливается по данным специального учёта. Следует учитывать и такую особенность комплектования школ: основная часть первоклассников осваивает программу начальной школы в течение трёх лет и сразу переводятся в пятый класс; четыре года учатся в начальной школе дети, начинающие обучение с шести лет. Число учащихся в последующих классах обычно планируется на уровне выпуска учащихся из предшествующих классов. Так, контингент учащихся пятых классов планируется на уровне выпуска третьих (четвёртых) классов, шестых – на уровне выпуска пятых и т.д. Исключение составляет планирование контингентов десятых классов. При определении численности учащихся этих классов учитывается, что часть выпускников девятых классов общеобразовательных школ продолжит образование в других типах учебных заведений. В настоящее время предельная наполняемость классов установлена в количестве 25 учащихся. В зависимости от недостатков умственного или физического развития детей формируются отдельные классы или открываются специальные школы с меньшей наполняемостью [9].
Важное значение при планировании бюджетных средств как по школам, так и на содержание учреждений профессионального образования имеет система стандартов. Образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объём нагрузки обучающихся. Одним из элементов государственных образовательных стандартов является базисный учебный план общеобразовательных учреждений РБ. В нём определено минимальное количество часов на изучение образовательных областей, установлена максимальная учебная нагрузка учащихся по классам. Этот учебный план позволяет сохранить единое образовательное пространство в Республике Беларусь. На его основе планируются расходы на оплату труда учителей.
Ещё один показатель, используемый в процессе планирования расходов общеобразовательных школ, – количество педагогических ставок. Он рассчитывается на базе двух показателей – числа часов учебных занятий и нормы учебной нагрузки учителей в неделю. Базисный учебный план РБ устанавливает предельно допустимую нагрузку на учащихся (в часах) при пятидневной и шестидневной учебных неделях. При пятидневной она составляет в I – III классах – 22, в V – 28, в VI – 29, в VII – 31, в VIII – IX – 32, в X – XI – 33 часа. Норма учёбной нагрузки учителя на ставку установлена для начальной школы 20 часов в неделю, для старших классов – 18 часов в неделю. Поэтому число педагогических ставок определяется отдельно по группам классов. При определении числа оплачиваемых часов следует иметь в виду, что в некоторых случаях занятия ведутся с классами, разделёнными на две группы учащихся (иностранные языки, трудовое обучение, физическая культура и др.). Общее число учебных занятий в неделю определяется умножением количества классов на число часов для одного класса. Количество педагогических ставок рассчитывается делением общего числа часов учебных занятий в неделю по каждой группе классов на установочную норму учебной нагрузки учителя в неделю [9].
Фонд оплаты труда учителей определяется, исходя из количества педагогических ставок и средней ставки учителя в месяц по тарификации. Тарификационные списки позволяют определить общую сумму фонда заработной платы учителей за один месяц. Исходя из этих данных и зная число классов по группам на 1 января и 1 сентября, нетрудно рассчитать среднюю ставку учителя в месяц и фонд заработной платы за месяцы текущего и нового учебного года, приходящиеся на планируемый финансовый год. Для определения средней ставки учителя месячный фонд оплаты труда по каждой группе классов, установленный на базе тарификационного списка, делится на соответствующее этим группам классов количество педагогических ставок.
Фонда оплаты труда учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала определяется на основе штатного расписания и установленных должностных окладов. Число штатных единиц зависит от количества классов в школе и её индивидуальных особенностей. По учреждениям, реализующим образовательные программы повышенного уровня (гимназия, лицеи), а также по школам с продлённым днём обучения в штатное расписание вводятся дополнительные должности.
Расходы на оплату труда планируются отдельно по педагогическому, административно-хозяйственному и учебно-вспомогательному персоналу. Этот фонда зазывается тарифным. Кроме того, предусматривается надтарифный фонд заработной платы заработной платы на установление за дополнительные виды работ (проверку тетрадей, классное руководство и т.п.) и надбавок за высокое качество работы. При исчислении надтарифного фонда оплаты труда применяется следующая методика: тарифный фонда принимается за 75%, надтарифный по школам должен составлять не более 25%. Следовательно, чтобы исчислить его объём, необходимо тарифный фонд разделить на 75 и умножить на 25. Узаконенный норматив надтарифного фонда по каждому типу учреждений различен. Например, по учреждениям дополнительного образования он составляет 10%, по дошкольным учреждениям – 12%, по школам – 25% [9].
Следующей экономической статьёй расхода по любому учреждению бюджетной сферы являются начисления на фонд оплаты труда. Размер ассигнований определяется путём умножения общего фонда оплаты труда на установленный правительством РБ норматив. В настоящее время он составляет 35 % от общего фонда оплаты труда.
Методика исчисления затрат по другим статьям расходов по всем типам образовательных учреждений одинакова. Значительное место в затратах на содержание учреждений занимают коммунальные платежи за отопление, освещение, водоснабжение и т.п. [9].
Исчисленные учреждением объёмы необходимого бюджетного финансирования оформляются сметой доходов и расходов. В смете указываются наименование и адрес учреждения, соответствующие коды бюджетной классификации, приводится свод утверждённых расходов по каждой экономической статье с поквартальным распределением.
Аналогично школам планируются расходы на начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Учреждения начального профессионального образования имеют целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем направлениям общественно полезной деятельности. Главной задачей учреждений этого типа является создание необходимых условий для получения гражданином конкретной профессии (специализации) соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определённой работы. [9].
За истекшие 10 лет численность учащихся в учреждениях начального профессионального образования снизилась на 20%, в то время как число студентов вузов возросло почти в полтора раза. Рост показателей по высшей шкале связан с развитием негосударственной сети учреждений и расширением приёма в государственные вузы на основе полного возмещения затрат на обучение [9].
Одним из важных показателей для расчёта расходов на профессиональное образование служит число студентов на одного преподавателя. При расчёте используются не реальные нормативы финансовых затрат, а нормативы минимальной бюджетной обеспеченности. Они устанавливаются путём деления заранее определённой суммы бюджетных ресурсов на контингент обучающихся за счёт бюджетных средств.
Что же касается вопросов бюджетного финансирования учреждений образования, то характерной особенностью современного состояния бюджетного финансирования образования является недостаток выделяемых средств для нормального функционирования бюджетных заведений. Считается, что финансироваться из бюджета должны лишь основные виды расходов образовательных учреждений. И при этом не финансируются даже те расходы, которые предусмотрены законом «Об образовании». Приоритеты при финансировании конкретных статей расходов определяются таким образом:
Такая оценка значимости расходов связана с тем, что действующее законодательство установило достаточно большую зону ответственности государства за обеспечение определённого уровня финансирования образования [9]:
Выполнение всех обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнований на образование из государственного бюджета по разным оценкам в 2-4 раза, что, очевидно, невыполнимо.
Действующий порядок бюджетного финансирования, установленный Бюджетным Кодексом Республики Беларусь, характеризуется наличием противоречий с действующим законодательством об образовании, а также внутренних противоречий, недостатков и неясностей, усугубляющихся практикой его применения. Это снижает эффективность использования бюджетных средств, приводит к значительным транзакционным издержкам.
Информация о работе Планирование и финансирование расходов бюджета на образование