Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 19:36, курсовая работа
Конкурентоспособность страны, ее благосостояние зависит от сложных факторов, в числе которых состояние национальной системы подготовки кадров занимает первостепенное место.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1.ТЕОРЕТИЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ОБРАЗОВАНИЕ……...5
1.1 Экономическая сущность планирования и финансирования расходов
на образование…………………………….………………………………………5
1.2 Классификация расходов бюджета на образование…………………….…..8
1.3 Источники финансирования расходов бюджета на образование………...18
1.4 Формы и методы бюджетного планирования и финансирования
расходов на образование…………………………………………………….…..21
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ И
ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ НА
ПРИМЕРЕ УО «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№10 г. ПОЛОЦКА» ЗА 2012-2013 гг.…………………………………..……28
2.1 Анализ динамики состава и структуры расходов на образование………28
2.2 Анализ исполнения плана расходов.............................................................36
2.3 Анализ динамики состава и структуры источников
финансирования расходов на образование……..……………………………...40
3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ ………………….……………………………………..………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………52
Произведем
расчет среднегодового контингента учащихся
СШ №8 за 2012 – 2013 учебный год.
В 2012 – 2013гг. учебном году среднегодовой
контингент увеличился на 2 человека или
0,4 п.п.
На примере
сметы расходов СШ №8 г. Полоцка, находящейся
по адресу П. Бровки 34,представленной в
таблице 2.1 рассмотрим состав, структуру
и динамику расходов общеобразовательной
школы по кварталам.
Всего расходы за 2012 год составили 97 204
270,8 бел. Рублей из них наибольшая часть
расходов пришлась на четвертый квартал,
что составило 53255160 бел. руб. и на третий
квартал - 34 226 006,4 бел. рубля.
Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в первые 2 квартала занимают закупка товаров и оплата услуг-99,69% и 89,32% или 45629689,8 бел. рублей и 512391,9 бел. Рублей соответственно. Это связано с приобретение СШ № 8 нового компьютерного оборудования и комплектующих к ним. Следующей по величине идет заработная плата, которая в первом квартале составляла 45,53%, а во втором квартале произошло увеличение удельного веса до 3,9%. На протяжении всего года удельный вес заработной платы оставался стабильным приблизительно 53,8%. Начисления на заработную плату по кварталам колеблются от 15,8% до 18,3%. Так же немаленькую долю составляют расходы на продукты питания 13,43% , снижение расходов на продукты питания было обусловлено оздоровлением учеников старших и средних классов в санаториях Республики Беларусь. Оплата коммунальных услуг составляет от 17 до 20%. В теплое время года существенно снижается за счет отсутствия оплаты потребления тепловой энергии.
В таблице 2.4 мы можем проследить динамику расходов СШ № 8 за 2012-2013 год. Видно, что абсолютное изменение суммы текущих расходов составило 14520212,75 бел. рублей или 14,94п.п. Расходы на закупку товаров и оплату услуг снизились на 28п.п, заработная плата рабочих и служащих снизилась на 24,7% п.п. или на 2115130,36, что связано с сокращением численности штата школы. Вследствие снижения заработной платы снизились надбавки и начисления на заработную плату 12,1 п.п. и 27 п.п. соответственно. Снижение капитальных расходов в 2013 году на 40,7 п.п. обусловлено приобретением необходимого количества оборудования и окончанием ремонта зданий в прошлом году.
Таблица 2.4 - Динамика расходов в СШ № 8 г. Полоцка за 2012-2013 гг.
Статьи расхода |
2012год |
2013год |
Отклонения, руб. |
Темпы роста,% |
|
Текущие расходы |
97204271 |
111724484 |
14520212,75 |
114,94 |
|
Закупки товаров и оплата услуг |
16960284 |
12380308,7 |
-4579975,654 |
72,996 |
|
Заработная плата рабочих и служащих |
8565216 |
6450085,64 |
-2115130,36 |
75,306 |
|
в том числе: основной оклад гражданских |
5174420,4 |
4753583,89 |
-420836,5116 |
91,867 |
|
Надбавки к заработной плате гражданских |
2077087,2 |
1827483,99 |
-249603,2136 |
87,983 |
|
Дополнительная оплата гражданских служащих |
275785,2 |
269026,932 |
-6758,268 |
97,549 |
|
Оплата труда внештатных сотрудников |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Прочие денежные выплаты гражданским |
1928557,2 |
1455625,25 |
-472931,952 |
75,477 |
|
Начисления на заработную плату |
2929308 |
2140191,3 |
-789116,7 |
73,061 |
|
в том числе: Обязательные страховые взносы |
2921444,4 |
2122425,06 |
-799019,34 |
72,65 |
|
Страховые взносы в фонд обязательного страхования |
7863,6 |
4930,872 |
-2932,728 |
62,705 |
|
Приобретение объектов снабжения |
2588088 |
1923902,4 |
-664185,6 |
74,337 |
|
в том числе:канцелярские принадлежности |
172464 |
129403,608 |
-43060,392 |
75,032 |
|
Мягкий инвентарь и обмундирование |
60000 |
60000 |
0 |
100 |
|
Продукты питания |
2348760 |
1723840,34 |
-624919,6608 |
73,394 |
|
Прочие расходные материалы и предметы |
6864 |
6864 |
0 |
100 |
|
Командировки и служебные разъезды |
26606,118 |
27384 |
777,882 |
102,9 |
|
В том числе: Командировки и служебные разъезды |
14484 |
13633,8 |
-850,2 |
94,13 |
|
Оплата транспортных услуг |
423972 |
403578 |
-20394 |
95,19 |
|
Оплата услуг по связи |
199980 |
192680,046 |
-7299,954 |
96,35 |
|
Оплата коммунальных услуг |
2311440 |
1426340,59 |
-885099,4128 |
61,708 |
|
В том числе: оплата потребления тепловой энергии |
1617516 |
997163,011 |
-620352,9888 |
61,648 |
|
Оплата потребления газа |
112968 |
112968 |
0 |
100 |
|
Оплата потребления электрической энергии |
375480 |
309155,52 |
-66324,48 |
82,336 |
|
Прочие коммунальные услуги |
418776 |
280835,744 |
-137940,2556 |
67,061 |
|
Прочие текущие расходы по закупке товаров |
73632 |
43295,28 |
-30336,72 |
58,8 |
|
Оплата текущего ремонта оборудования |
42060 |
27265,08 |
-14794,92 |
64,824 |
|
Оплата текущего ремонта зданий и помещений |
8904 |
801,36 |
-8102,64 |
9 |
|
Прочие текущие расходы |
22668 |
11407,68 |
-11260,32 |
50,325 |
|
Субсидии и текущие трансферты |
52920 |
38471,712 |
-14448,288 |
72,698 |
|
Субсидии |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Трансферты населению |
52920 |
38483,3856 |
-14436,6144 |
72,72 |
|
В том числе: Выплаты пенсий и пособий |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
прочие трансферты населению |
207624 |
75119,2594 |
-132504,7406 |
36,18 |
|
Капитальные расходы |
1440000 |
853920 |
-586080 |
59,3 |
|
Капитальные вложения в основные фонды |
1440000 |
345888 |
-1094112 |
24,02 |
|
Приобретение оборудования и предметов |
240000 |
51576 |
-188424 |
21,49 |
|
приобретение непроизводственного оборудования |
240000 |
177912 |
-62088 |
74,13 |
|
Капитальный ремонт |
1200000 |
864240 |
-335760 |
72,02 |
|
Капитальный ремонт объектов социального назначения |
1200000 |
583590 |
-616410 |
48,633 |
|
Итого: |
98644271 |
112578404 |
13934132,75 |
114,13 |
Источник: собственная разработка на основе данных [3].
Из вышесказанного можно сделать вывод, расходы на образование подразделяются на три основные группы: текущие расходы, на оборудование и капитальный ремонт, капитальные вложения. К текущим расходам относятся: заработная плата, начисления на заработную плату, стипендии, расходы на питание, приобретение мягкого инвентаря и прочие расходы. Эта группа расходов является самой большой. Наибольший удельный вес в ней занимает заработная плата. В целом же структурные различия в затратах связаны с особенностями деятельности отдельных учреждений образования, видами материального обеспечения учащихся и студентов.
2.2 Анализ исполнения плана расходов
Обязанностью любого образовательного учреждения является своевременное представление учредителю программы развития, обоснований потребности в бюджетных средствах, а также объемов предполагаемого поступления внебюджетных источников финансирования, расходование бюджетных средств по целевому назначению и эффективное использование закрепленных за учреждением объектов собственности.
Под составлением бюджетных смет получателей бюджетных средств понимается установление объемов, целевого направления и поквартального распределения бюджетных средств на основании бюджетных ассигнований, доведенных распорядителями бюджетных средств до получателей бюджетных средств для выполнения ими своих функций [7].
На основании таблицы 2.5 проанализируем состав и структуру сметы расходов Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Полоцка» на 2013 год в таблице 2.5
Таблица 2.5 – Состав и структура сметы расходов Государственного учреждения образования «Средняя школа № 10» г. Полоцка на 2013 год
Показатель |
Всего расходов |
В том числе поквартально | |||||||||||||||||
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал | ||||||||||||||||
сумма, тыс р. |
в % к итогу |
сумма, тыс р. |
в % к итогу |
сумма, тыс р. |
в % к итогу |
сумма, тыс р. |
в % к итогу |
сумма, тыс р. |
в % к итогу | ||||||||||
Расходы – всего |
1829111,0 |
100 |
438954,5 |
100 |
446527,0 |
100 |
546542,8 |
100 |
397086,7 |
100 | |||||||||
в том числе: |
|||||||||||||||||||
1. Текущие расходы |
1829111,0 |
100 |
438954,5 |
100 |
446527,0 |
100 |
546542,8 |
100 |
397086,7 |
100 | |||||||||
Закупки товаров и оплата услуг |
1817411,0 |
99,36 |
436029,5 |
99,33 |
443602,0 |
99,34 |
343851,8 |
62,91 |
393927,7 |
99,20 | |||||||||
Заработная плата рабочих |
1067733,6 |
58,37 |
245578,5 |
55,95 |
266933,3 |
59,78 |
395061,2 |
72,28 |
160160,6 |
40,33 | |||||||||
в том числе: |
|||||||||||||||||||
- основной оклад гражданских служащих |
681194,2 |
37,24 |
156674,6 |
35,69 |
170298,5 |
38,14 |
252041,8 |
46,12 |
102179,3 |
25,73 | |||||||||
- надбавки к заработной плате гражданских служащих |
158430,4 |
8,66 |
36438,9 |
8,30 |
39607,6 |
8,87 |
58619,2 |
10,73 |
23764,7 |
5,98 | |||||||||
- дополнительная оплата |
1268,5 |
0,07 |
291,7 |
0,07 |
317,1 |
0,07 |
469,3 |
0,09 |
190,4 |
0,05 | |||||||||
- прочие денежные выплаты |
226840,5 |
12,40 |
52173,3 |
11,89 |
56710,1 |
12,70 |
83930,9 |
15,36 |
34026,2 |
8,57 | |||||||||
Начисления на заработную плату |
361801,9 |
19,78 |
83214,4 |
18,96 |
133866,7 |
29,98 |
123012,6 |
22,51 |
21708,2 |
5,47 | |||||||||
в том числе: |
|||||||||||||||||||
- обязательные страховые взносы
в фонд социальной защиты |
359746,3 |
19,67 |
82741,6 |
18,85 |
133106,1 |
29,81 |
122313,7 |
22,38 |
21584,9 |
5,44 | |||||||||
- страховые взносы в фонд |
2055,6 |
0,11 |
472,1 |
0,11 |
760,6 |
0,17 |
698,9 |
0,13 |
123,3 |
0,03 | |||||||||
Приобретение предметов снабжения и расходных материалов |
10687,3 |
0,58 |
345,6 |
0,08 |
413,3 |
0,09 |
3051,9 |
0,56 |
6876,5 |
1,73 | |||||||||
в том числе: |
|||||||||||||||||||
Показатель |
Всего расходов |
В том числе поквартально | |||||||||||||||||
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал | ||||||||||||||||
сумма, тыс р. |
в % к итогу |
сумма, тыс р. |
в % к итогу |
сумма, тыс р. |
в % к итогу |
сумма, тыс р. |
в % к итогу |
сумма, тыс р. |
в % к итогу | ||||||||||
- канцелярские принадлежности, материалы
и предметы для текущих |
10148,4 |
0,55 |
304,4 |
0,07 |
405,9 |
0,09 |
3044,5 |
0,56 |
6393,6 |
1,61 | |||||||||
- мягкий инвентарь и |
164,9 |
0,01 |
26,3 |
0,01 |
- |
- |
- |
- |
138,6 |
0,03 | |||||||||
- прочие расходные материалы и предметы снабжения |
374,0 |
0,02 |
14,9 |
0,003 |
7,4 |
0,001 |
7,4 |
0,001 |
344,3 |
0,09 | |||||||||
Командировки и служебные разъезды |
687,1 |
0,04 |
185,5 |
0,04 |
130,5 |
0,03 |
130,5 |
0,02 |
240,6 |
0,06 | |||||||||
Оплата услуг связи |
998,8 |
0,05 |
239,7 |
0,05 |
239,7 |
0,05 |
239,7 |
0,04 |
279,7 |
0,07 | |||||||||
Оплата коммунальных услуг |
302442,9 |
16,53 |
103786,9 |
23,64 |
41045,7 |
9,19 |
21561,1 |
3,94 |
136049,2 |
34,26 | |||||||||
в том числе: |
|||||||||||||||||||
- оплата потребленной тепловой энергии |
169326,0 |
9,26 |
64343,8 |
14,67 |
10159,5 |
2,28 |
5079,7 |
0,93 |
19743,0 |
4,97 | |||||||||
- оплата потребления |
26935,9 |
1,47 |
10774,3 |
2,45 |
6464,6 |
1,45 |
1616,1 |
0,30 |
8080,9 |
2,04 | |||||||||
- прочие коммунальные услуги |
106181,0 |
5,81 |
28668,8 |
6,53 |
24421,6 |
5,47 |
14865,3 |
2,72 |
38225,3 |
9,63 | |||||||||
Прочие текущие расходы на закупку товаров |
73069,4 |
3,99 |
2678,9 |
0,61 |
972,8 |
0,22 |
794,8 |
0,15 |
68612,9 |
17,28 | |||||||||
в том числе: |
|||||||||||||||||||
- оплата текущего ремонта |
4347,0 |
0,24 |
512,6 |
0,12 |
260,8 |
0,06 |
260,8 |
0,05 |
3303,8 |
0,83 | |||||||||
- оплата текущего ремонта |
50911,3 |
2,78 |
911,3 |
0,21 |
- |
- |
- |
- |
50000,0 |
12,59 | |||||||||
- прочие текущие расходы |
17801,1 |
0,97 |
1246,0 |
0,28 |
712,0 |
0,16 |
534,0 |
0,10 |
15309,1 |
3,86 | |||||||||
Субсидии и текущие трансферты |
11700,0 |
0,64 |
2925,0 |
0,67 |
2925,0 |
0,66 |
2691,0 |
0,49 |
3159,0 |
0,80 | |||||||||
Трансферты населению |
11700,0 |
0,64 |
2925,0 |
0,67 |
2925,0 |
0,66 |
2691,0 |
0,49 |
3159,0 |
0,80 | |||||||||
В том числе: |
|||||||||||||||||||
- прочие трансферты населению |
11700,0 |
0,64 |
2925,0 |
0,67 |
2925,0 |
0,66 |
2691,0 |
0,49 |
3159,0 |
0,80 |
Источник: собственная разработка на основе данных [8].
Данные, представленные в таблице 2.5, свидетельствуют о том, что расходы Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Полоцка» на 2013 год представлены текущими расходами. В том числе расходы на закупку товаров и оплату услуг занимают 99,36 %, из которых наибольший удельный вес составляют расходы на оплату труда рабочих (58,37 %). В том числе основной оклад гражданских служащих составляет 37,24 %, надбавки к заработной плате гражданских служащих – 8,66 %, дополнительная оплата гражданских служащих – 0,07 % и прочие денежные выплаты гражданским служащим – 12,40 %.
Начисления на заработную плату также занимают значительный удельный вес в общей сумме расходов Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Полоцка» на 2013 год (19,78 %). Из них обязательные страховые взносы в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения занимают 19,67 % и страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования – 0,11 %.
Также значительную долю в общей сумме расходов организации занимают расходы по оплате коммунальных услуг (16,53 %). В том числе удельный вес расходов по оплате потребленной тепловой энергии составил 9,26 %, по оплате потребленной электрической энергии – 1,47 % и по оплате прочих коммунальных услуг – 5,81 %.
Незначительную долю составили расходы по приобретению предметов снабжения и расходных материалов (0,58 %). Из них расходы по приобретению канцелярских принадлежностей, материалов и предметов для текущих хозяйственных целей – 0,55 % и по приобретению мягкого инвентаря и обмундирования – 0,01 %.
Командировки и служебные разъезды, а также оплата услуг связи имеют незначительную долю в сумме общих расходов Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Полоцка» на 2013 год (0,04 и 0,05 %, соответственно). Прочие текущие расходы на закупку товаров занимают 3,99 %. В том числе оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря – 0,24 и оплата текущего ремонта зданий и помещений – 2,78 %. А также необходимо отметить о незначительной доле текущих трансфертов населению (0,64 %).
Что же касается поквартального распределения расходов Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Полоцка» на 2013 год, то можно выделить некоторые особенности. В 4 квартале 2009 г. наблюдается снижение удельного веса расходов по оплате труда работников, а, соответственно, и снижение по отдельным статьям данного вида расходов. В следствие – снижение удельного веса начислений на заработную плату работников.
На 3 квартал 2013 г. согласно смете расходов запланировано увеличение расходов по приобретению предметов снабжения и расходных материалов, а также увеличение прочих текущих расходов на закупку товаров.
В 1 и 4 кварталах запланировано увеличение расходов по оплате коммунальных услуг, что связано с сезонностью данных расходов.
Таким образом, обязанностью любого образовательного учреждения, а в частности Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Полоцка», является своевременное представление учредителю программы развития, обоснований потребности в бюджетных средствах, а также объемов предполагаемого поступления внебюджетных источников финансирования, расходование бюджетных средств по целевому назначению и эффективное использование закрепленных за учреждением объектов собственности. В связи с этим Определение расходов по бюджетной смете Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Полоцка» производится исходя из действительной потребности в средствах с учетом осуществления режима экономии и эффективного расходования материальных и денежных средств. А расходы, включаемые в бюджетную смету Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Полоцка», должны быть обоснованы соответствующими расчетами по статьям, подстатьям и (или) элементам экономической классификации расходов бюджета.
2.3 Анализ динамики состава и структуры источников финансирования расходов на образование
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищённость соответствующих расходов республиканского и местных бюджетов. Закон предусматривает единые принципы формирования бюджетных средств на образование на всей территории РБ на основе государственных экономических нормативов на единицу контингента обучаемых, которые ежегодно должны утверждаться государственным законом одновременно с законом о бюджете. Предусмотрена ежеквартальная индексация выделяемых средств в соответствии с темпами инфляции.
Каждый год финансовым отделом формируются расчетные показатели бюджетов районов и городов по расходам на года, которые сформированы с применением равного подхода и единых экономически обоснованных индексов роста статей расходов. Рассмотрим таблицу коэффициентов, используемых при формировании лимитов, а также динамику изменения данных коэффициентов.
Таблица 2.6 – Коэффициенты, используемые при формировании лимитов на 2012г -2013г.
Статьи расходов |
2012 год |
2013 год |
Темп роста,% |
Темп прироста,% |
Заработная плата рабочих и служащих |
1,70 |
1,23 |
72,4 |
-21,6 |
Начисления на заработную плату |
1,70 |
1,23 |
72,4 |
-21,6 |
Трансферты населению |
1,70 |
1,23 |
72,4 |
-21,6 |
Коммунальные услуги |
1,80 |
1,07 |
59,4 |
-40,6 |
Продукты питания |
2,00 |
1,17 |
58,5 |
-41,5 |
Медикаменты |
2,00 |
1,17 |
58,5 |
-41,5 |
Командировки |
1,65 |
1,23 |
74,5 |
-25,5 |
Оплата транспортных услуг |
1,80 |
1,13 |
62,8 |
-37,2 |
Оплата услуг связи |
1,65 |
1,17 |
70,9 |
-29,1 |
Другие статьи, связанные с текущим содержанием |
1,30 |
1,17 |
90 |
-10 |
Источник: собственная разработка на основе данных [3].
Согласно таблице 2.6 следует вывод, что в 2013 году произошло снижение коэффициентов, используемых при формировании лимитов на образование. Это напрямую снизило количество расходов на образование в целом. Значительное уменьшение коэффициента, используемого на исчисления лимитов наблюдается по статье коммунальные услуги, также уменьшение и то статьям питание и медикаменты. Далее идет уменьшение коэффициента, связанного с оплатой транспортных услуг.
Рассмотрим в таблице 2.7 коэффициенты, используемые для формирования лимитов, которые были высчитаны на период 2014-2015гг. Данные коэффициенты позволяют приблизительно посчитать количество расходов, которые будут затрагивать образование и будут формировать консолидированный бюджет республики. Для наглядности и просмотра динамики высчитаны темп роста и темп прироста.
Таблица 2.7 – Коэффициенты, используемые при формировании лимитов на 2014г.-2015г.
Статьи расходов |
2014 год |
2015 год |
Темп роста,% |
Темп прироста,% |
Заработная плата рабочих и служащих |
1,16 |
1,27 |
109,5 |
+9,5 |
Начисления на заработную плату |
1,16 |
1,27 |
109,5 |
+9,5 |
Трансферты населению |
1,2 |
1,27 |
105,8 |
+5,8 |
Коммунальные услуги |
1,107 |
1,12 |
101,2 |
+1,2 |
Продукты питания |
1,107 |
1,15 |
103,9 |
+3,9 |
Медикаменты |
1,107 |
1,15 |
103,9 |
+3,9 |
Командировки |
1,107 |
1,12 |
101,2 |
+1,2 |
Оплата транспортных услуг |
1,107 |
1,12 |
101,2 |
+1,2 |
Оплата услуг связи |
1,107 |
1,12 |
101,2 |
+1,2 |
Другие статьи, связанные с текущим содержанием |
1,107 |
1,12 |
101,2 |
+1,2 |
Источник: собственная разработка на основе данных [3].
В целом можно отметить, что в 2014-2015гг. наблюдается рост расходов, связанных с образованием, вырастит коэффициент заработной платы и остальные коэффициенты. Можно предположить, что это связано с открытием новых образовательных учреждений и как следствие увеличение числа обучающихся и числа штата работников в сфере образования.
Информация о работе Планирование и финансирование расходов бюджета на образование