Причины реформирования бюджетной системы и последние поправки к БК РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ основ бюджетного кодекса, правового режима государственного и местных муниципальных бюджетов. В связи с поставленной целью в работе были выделены следующие задачи: охарактеризовать бюджетное устройство РФ; определить понятие и правовую форму государственного и местного бюджетов; проанализировать бюджетные права различных субъектов финансового права: Российской Федерации, муниципальных образований, а также изучение последних поправок к бюджетному кодексу и обоснование их необходимости.

Содержание

Введение
1 Глава. Бюджетное устройство России
1.1 Принципы функционирования бюджетной системы
1.2 Бюджетные права в Российской Федерации
2 Глава. Значение бюджетного кодекса в регулировании бюджетных правоотношений
2.1 Регулирование бюджетного права органов государственной власти
2.2 Регулирование бюджетного права муниципальных образований
3 Глава. Причины реформирования бюджетной системы и последние поправки к БК РФ
3.1 Необходимость реформ
3.2 Последние поправки к Бюджетному Кодексу и их значение
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 38.69 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, определить такие бюджетные расходы РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления, которые соответствуют сферам их ведения.

Распределительный процесс доходов и расходов между бюджетами разного уровня основывается на принципах:

централизованного регулирования - установление федеральным законодательством общих основ, определяющих систему доходов и расходов разного уровня, порядок утверждения нормативов отчислений от регулирующих источников доходов, условия использования заемных средств бюджетов, распределение различных видов доходов между бюджетами разного уровня;

максимально возможного сбалансирования бюджетов - осуществляется на условиях хронического бюджетного дефицита через специально разработанную систему мер, направленных на устранение (уменьшение) дефицита бюджета;

подведомственности и значимости финансируемых объектов (мероприятий) - из бюджета финансируются; объекты и мероприятия, относящиеся к предмету ведения органов власти соответствующего уровня, т.е. из федерального бюджета финансируются объекты, находящиеся в федеральной собственности, из республиканского бюджета в составе РФ - объекты республиканской собственности и т.д.

1.2 Бюджетные права в  Российской Федерации

Бюджетное право - это совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, то есть порядок формирования и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.

Конституция страны - основополагающий акт бюджетного права.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. заложены основы бюджетных прав федеральных, региональных и местных органов власти, которые сформулированы с учетом федеративного устройства государства.

В соответствии со ст. 5 Конституции РФ федеративное устройство Российской Федерации основано на государственной целостности и разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Предметы ведения в области бюджета очерчены в ст. 71 Конституции РФ, где зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

В ст. 72 Конституции РФ записано, что установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В ст. 1 «Протокола к договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» зафиксировано, что к совместному ведению относится и установление общих принципов бюджетной системы Российской Федерации.

Глава 2.Значение бюджетного кодекса в регулировании бюджетных правоотношений

2.1 Регулирование бюджетного  права органов государственной  власти

В российском законодательстве, а также в юридической литературе широко применяется термин «бюджетные права» для характеристики компетенции государства, его территориальных подразделений и соответствующих органов власти (или самоуправления) в области бюджета. Однако этот термин не следует понимать буквально: в данном случае речь идет о правах особого содержания, которые по своим юридическим свойствам отличаются от прав, которыми наделены субъекты других отраслей права (например, гражданского, трудового), а также и отдельных институтов финансового права. Эти особенности заключаются в том, что бюджетные права по своим юридическим свойствам во многих случаях сближаются с обязанностями, являются в значительной мере одновременно и обязанностями (например, право утверждать бюджет, право распределять бюджетные средства по основным направлениям расходов и т.д.).

Итак, в большинстве случаев бюджетное право (правомочие) и обязанность слиты в едином полномочии, эти полномочия отражают неразрывность прав и обязанностей субъектов бюджетного права. Однако существуют и «раздельные» их права и обязанности (например, право предоставлять субсидию или ссуду в нижестоящий бюджет, право дополнительных расходов на социальные мероприятия, обязанность компенсировать нижестоящему бюджету увеличивающиеся расходы в установленных случаях). Для современных условий, когда повышается уровень самостоятельности субъектов Федерации и муниципальных образований, это стало более распространенным явлением.

Следовательно, термин «бюджетные права» можно толковать как полномочия или компетенцию соответствующих субъектов. Применение его в определенной мере обусловлено традицией, которая вытекает из особенностей субъектов бюджетного права - государственных и муниципальных образований, их органов власти или местного самоуправления. Подчеркивание прав в этом случае как бы предостерегает вышестоящих субъектов вторгаться в компетенцию нижестоящих, а последних ориентирует на активную деятельность.

Следует заметить, что бюджетный кодекс РФ 1998 г. применительно к данной области использует термин «компетенция» в отношении органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет - это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии.

Основное содержание бюджетных прав Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований составляет следующие права на:

- собственный бюджет;

- получение закрепленных  и регулирующих бюджетных доходов  и включение их в данный  бюджет;

- использование средств  собственного бюджета для финансирования  потребностей государства или  его территориальных подразделений  соответственно их задачам и  функциям;

- самостоятельное определение  направлений расходов собственных  бюджетов;

- распределение собственных  бюджетных доходов между бюджетами  данной территории;

- формирование и использование  в рамках собственного бюджета  целевых и резервных фондов;

- объединение средств  своего бюджета со средствами  других бюджетов и иных финансовых  ресурсов;

- привлечение в бюджеты  заемных средств (выпуск облигаций  федеральных займов, займов субъектов  Федерации и муниципальных займов, использование банковского кредита  и др.);

- оказание финансовой  поддержки нижестоящим бюджетам;

- компенсацию за счет  средств вышестоящего бюджета  в случае уменьшения доходов  или увеличения расходов, возникающих  после утверждения бюджета вследствие  решений вышестоящих органов  государственной власти;

- самостоятельное распоряжение  дополнительно выявленными или  сэкономленными средствами (свободными  остатками средств);

- правовое регулирование  отношений, касающихся собственного  бюджета (издание законов, положений  и др. нормативных актов);

- судебную защиту бюджетных  прав.

Как видим, эти права отражают взаимодействие выше- и нижестоящих субъектов в области бюджетных отношений, что обусловлено их экономическими и политическими взаимосвязями.

Естественно, что на каждом уровне бюджетные права имеют свои особенности и различия по содержанию, порождают отношения, свойственные субъектам именно данного уровня. Некоторые из названных прав отсутствуют, например, у муниципальных образований, в составе которыҳ не имеется муниципальных образований нижестоящего уровня. В связи с этим необходима не только общая характеристика бюджетных прав, но рассмотрение и выявление их особенностей применительно к конкретным видам субъектов.

Анализ бюджетных прав государства и его территориальных подразделений как в общем аспекте, так и в направлении конкретных субъектов имеет важное значение для решения задач совершенствования межбюджетных отношений, нацеленного на обеспечение сбалансированности интересов всех участников этих отношений, на объективно обусловленное и прозрачное перераспределение средств между бюджетами, способствующее выравниванию уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.

Посредством бюджетных прав РФ проводится единая бюджетно-финансовая политика на территории всей страны и в конечном итоге единая социально-экономическая политика.

Кроме того, эти права создают финансовые возможности для координации и объединенных действий России в рамках СНГ, а также для выполнения международных обязательств иного масштаба.

Бюджетные права РФ закреплены в ряде статей Конституции РФ, а также в текущем законодательстве, в частности Бюджетном кодексе РФ.

Бюджетные права РФ - совокупность прав и обязанностей (полномочий) РФ в области бюджетной деятельности, осуществляемых Федеральным Собранием, Президентом и Правительством РФ. Бюджетные права РФ, исходя из особенностей ее бюджетно-правового статуса, можно подразделить на две группы:

Бюджетные права РФ как суверенного единого и неделимого федеративного государства;

Бюджетные права РФ в отношении собственного и нижестоящих бюджетов. Первая группа Бюджетного права основана на конституционных нормах, устанавливающих, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию и что в ведении РФ находится установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование.

Вторая группа бюджетных прав включает в себя права по формированию, распределению и использованию федерального бюджета и права по отношению к бюджетам нижестоящего территориального уровня.

Бюджетные права РФ по отношению к бюджетам ее субъектов включает в себя:    

утверждение дифференцированных или единых нормативов отчислений от регулирующих доходов для зачисления их в государственные бюджеты субъектов РФ;

определение размеров дотаций, передаваемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ;

определение размеров субвенций для передачи в бюджеты субъектов РФ, а также целевых направлений использования и иных условий их предоставления;

 принятие специального  законодательства, регулирующего порядок  предоставления дотаций и субвенций  из федерального бюджета и  их использования;

 за бюджетами субъектов  РФ на срок не менее чем  пять лет любых регулирующих  доходов и передача в эти  же бюджеты своих закрепленных  доходов в целях обеспечения  гарантированного уровня доходной  части минимальных бюджетов нижестоящего  территориального уровня;

 определение расходной  части минимального бюджета субъектов  РФ, гарантируемой своими финансовыми  возможностями;

осуществление контроля в рамках своих полномочий за соблюдением субъектами РФ федерального законодательства;

 возмещение выпавших  доходов и ущерба, причиненного  бюджетам субъектов РФ в результате  своих правомерных и неправомерных  действий.

2.2 Регулирование бюджетного  права муниципальных образований

Все муниципальные образования, виды которыҳ определяются законодательством субъектов РФ (районы, города и др.) в лице их органов местного самоуправления обладают бюджетными правами. Важное значение этих прав состоит в том, что с их помощью создается финансовая база, необходимая для решения органами местного самоуправления на всех их уровнях своих социально-экономических и других вопросов местного значения. Указанные права обесᴨȇчивают также органам местного самоуправления в пределах их комᴨȇтенции возможность регулировать на своей территории бюджетные отношения с учетом местных особенностей.

Основы бюджетных прав муниципальных образований в лице органов местного самоуправления закреплены в Конституции РФ (гл. 8), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Бюджетный кодекс РФ обобщенно определяет круг полномочий органов местного самоуправления, отнесенных к компетенции этих органов в области регулирования бюджетных отношений.

Положения федерального законодательства конкретизируются в законодательстве субъектов РФ и нормативных актах самих органов местного самоуправления.

Вместе с тем определение основ бюджетно-правового статуса муниципальных образований в федеральном законодательстве усиливает гарантированность этих прав.

Важное значение в этом аспекте имеет Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», специально нацеленный на закрепление гарантий финансовых, в том числе бюджетных, прав органов местного самоуправления. Закон предписывает органам государственной власти России и органам государственной власти субъектов Федерации содействовать развитию местных финансов, участвовать в решении вопросов местного значения путем выполнения целевых федеральных и региональных программ. Вместе с тем названный Закон закрепляет право контроля со стороны этих органов государственной власти за соблюдением органами местного самоуправления бюджетного и налогового законодательства РФ и субъектов РФ.

Бюджетно-правовой статус муниципальных образовании определяет совокупность следующих прав.

1. Право каждого муниципального  образования на самостоятельный  местный бюджет, утверждаемый представительным  органом местного самоуправления. Вмешательство вышестоящих (иных) органов  в разработку, утверждение и исполнение  местного бюджета не допускается. Принцип такой независимости  органов местного самоуправления  в отношении подведомственного бюджета закреплен в Конституции РФ (ст. 132) и названных федеральных законах.

Информация о работе Причины реформирования бюджетной системы и последние поправки к БК РФ