Развитие рынка государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа содержит 62 страницы, 3 таблицы, 7 рисунков, 41 использованный источник.
Цель работы – провести анализ особенностей формирования развития рынка государственных долговых обязательств в РФ, рассмотреть существующие проблемы и возможные перспективы развития рынка государственных ценных бумаг.
Полученные результаты – изучены теоретические аспекты функционирования рынка государственных долговых обязательств в РФ, проведен анализ особенностей развития и формирования рынка государственных ценных бумаг в России, а также рассмотрены существующие проблемы и возможные перспективы развития рынка государственных долговых обязательств в будущем.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования развития рынка государственных долговых обязательств в России
1.1 Рынок государственных ценных бумаг в системе рыночных отношений: его сущность и экономическая природа
1.2 Значение и роль государственных долговых обязательств
1.3 Особенности ценообразования государственных ценных бумаг
2. Анализ особенностей формирования и развития рынка государственных долговых обязательств в России
2.1 Этапы формирования рынка государственных долговых обязательств в РФ
2.2 Анализ российских государственных ценных бумаг, особенности их эмиссии и обращения
2.3 Анализ состояния первичного и вторичного рынка государственных ценных бумаг
3. Проблемы и перспективы развития рынка государственных долговых обязательств в России
3.1 Проблемы развития рынка государственных ценных бумаг
3.2 Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

особенности формирования развития рынка гос долг обязательств РФ (Автосохраненный).docx

— 409.17 Кб (Скачать файл)

     • более высокая конечная их доходность по сравнению с банковскими депозитами за счет налоговых льгот;

     • надежность этих ценных бумаг по сравнению  с ценными бумагами акционерных  обществ или банков.

     Обеспечением  этих ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в  целом или их определенные виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены региональные облигации.

     Решение о региональном займе и форме  его выпуска (обычно в виде муниципальных  облигаций) принимает руководящий  орган местного самоуправления. Размещение облигационного займа осуществляется через посредство одного или нескольких уполномоченных на это коммерческих банков или других коммерческих структур. Выбор таких посредников для  размещения займов должен осуществляться на конкурсной основе с учетом минимизации расходов местного органа власти на выпуск и обращение облигаций. Уполномоченный банк (или банки) через свои отделения, отделения других банков или другие финансовые компании, с которыми он, в свою очередь, заключает договоры на размещение регионального займа, реализует муниципальные облигации органа власти их конечным держателям, в первую очередь населению, различного рода финансовым фондам и др. Обычно региональные облигации являются свободно обращаемыми, т.е. их держатели могут свободно продавать и покупать облигации на биржевом или внебиржевом рынках ценных бумаг в течение всего срока, на который выпущен облигационный заем. По окончании срока облигации выкупаются (погашаются) эмитентом по их нарицательной стоимости (с выплатой дохода, если это предусмотрено условиями займа).

     В целом на региональные облигации  распространяются теоретические положения, касающиеся облигаций вообще как  одного из главных видов ценных бумаг. Размещение их осуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и  эти облигации, наравне с другими  ценными бумагами, могут продаваться  и покупаться на соответствующем  биржевом или внебиржевом рынке. 

     2.3 Анализ состояния первичного и вторичного рынка государственных ценных бумаг

     В соответствии с Программой государственных  внутренних заимствований Российской Федерации на 2009г., утверждённой Федеральным  законом «О федеральном бюджете  на 2009 и плановый период 2010 и 2011 годов», в течение 2009г. Предусмотрены государственные внутренние заимствования посредством государственных ценных бумаг нетто-объёмом 429,1 млрд.руб . В условиях утверждённого дефицита государственного бюджета Правительство РФ установило максимальный номинальный объем эмиссии государственных ценных бумаг в 2009г. На сумму 535,8 млд.рублей.

     Во  втором полугодии 2009г. Минфин России объявил  о проведении на первичном рынке10 аукционов по размещению ОФЗ (Таблица 2). 

Таблица 2 - Характеристики государственных заимствований посредством ОФЗ во втором полугодии 2009г. (млд.руб.):

Показатель По плану По факту
Объем размещения на аукционах на первичном  рынке 45,0 30,4
Количество  аукционов на первичном рынке (шт) 10 6
Объем доразмещения на аукционах на вторичном  рынке 16,1 3,4
Количество  аукционов на вторичном рынке (шт) - 5
Объем доразмещения в ходе вторичных торгов - 12,0

 

     В июне-сентябре из-за крайне низкого  спроса гособлигации на первичном рынке  покупали лишь крупные консервативные инвесторы. Со второй декады ноября ситуация изменилась. Наблюдался устойчивый, хотя не очень высокий рыночный спрос  на высоконадежный выпуск ОФЗ-ПД 25064 срочностью 3 года, по которому эмитент установил  ставку купона 11, 9% годовых( самая высокая  среди обращающихся выпусков ОФЗ). Это  позволило Минфину России успешно  проводить аукционы по размещению этого  выпуска почти еженедельно. В  зависимости от спроса инвесторов Эмитент  размещал выпуски ОФЗ с премией  или дисконтом к их доходности на вторичном рынке. Всего на аукционе было реализовано 55,3% от суммарного предложенного  к размещению объема(0,4-99,8% заявленного  объема по отдельным выпускам).

     Впервые за последние семь лет сократился суммарный объем обращающихся рыночных выпусков государственных ценных бумаг. (Рисунок3) 

Рисунок3 - Объем ОФЗ в обращении конец периода, млдр.руб. 

     Это изменение произошло вследствие превышения объемов погашения над  объемами размещения гособлигаций. В соответствии с платёжным графиком были погашены 3 последних находившихся в обращении выпуска ОФЗ-ФД (27026,28004,28005) и выпуск ОФЗ- ПД (25060) суммарным объемом 74,8 млдр.руб., а так же выплачен купонный доход по 21 выпуску ОФЗ на сумму 34,5 млрд.руб. (Рисунок 4)

 

Рисунок 4 - Объемы размещения, погашения и купонных выплат по ОФЗ(млрд.руб.) 

     Объем рыночного портфеля ОФЗ по номиналу во втором полугодии 2009г. Уменьшился на 30,4 млрд.рублей.

     Во  втором полугодии 2009г. продолжилось изменение  структуры держателей гособлигаций. Возросла концентрация ОФЗ в портфелях крупнейших пассивных инвесторов(например, портфель Пенсионного фонда РФ по итогам второго полугодия 2009г. увеличился на 5,4%, его доля в рыночном портфеле ОФЗ повысилась на 3,1%). К концу декабря доля портфеля инвесторов-небанков по номиналу составила 44,7 % от номинального объема рыночного портфеля гособлигаций. Доли портфелей дилеров-резидентов( банков и финансовых компаний), инвесторов - российских банков и нерезидентов были равны 36,1;1,1 и 0,3% соответственно. (Рисунок 5) 

Рисунок 5 - Структура держателей ОФЗ по

номиналу ( на конец периода, %) 

     В условиях нестабильности российского  финансового рынка в июле- октябре 2009г. активность участников на вторичном рынке внутреннего облигационного долга была самая низкая за последние десять лет(с июня 1999г.). С октября наблюдалось постепенное оживление рыночных торговых операций однако предкризисного уровня обороты вторичных торгов ОФЗ не достигли. (Таблица 3) 

Таблица 3 - Основные показатели рынка ОФЗ:

 
Показатель
Первое полугодие 2009г. Второе полугодие 2009г. Прирост за второе полугодие 2009г.%
Объем рыночного портфеля ОФЗ по номиналу на конец периода, млрд.руб. 1144,0 1115,0 -2,5
Дюрация портфеля ОФЗ на конец периода, лет (дней) 5,4(1965) 5,0(1815) -7,6
Средняя дюрация портфеля ОФЗ, лет (дней) 5,6(2047) 5,0(1836) 10,3
Средняя дюрация оборота ОФЗ, лет (дней) 4,2(1523) 1,9(684) -55,0
Совокупный  оборот по фактическим ценам, млрд.руб.

В том числе:

в основном режиме торгов, млрд.руб.(без технических  сделок)

во внесистемном режиме торгов, млрд.руб

411,1 

171,2 

239,8

66,6 

38,0 

28,6

-83,8 

-77,8 

-88,1

Средний дневной совокупный оборот по фактическим  ценам, млрд. руб.

В том числе:

в основном режиме торгов, млрд.руб.(без технических  сделок)

во внесистемном режиме торгов, млрд.руб

3,2 
 

1,3 

1,8

0,6 
 

0,3 

0,2

-82,2 
 

-75,6 

-86,9

Средний коэффициент оборачиваемости ОФЗ  по фактическим ценам в основном режиме торгов, % 0,12 0,03 -72,5
Эффективный индикатор рыночного портфеля ОФЗ  на конец периода, %годовых 9,11 10,33 122
Эффективный индикатор рыночного оборота  ОФЗ на конец периода, % годовых 10,48 11,28 80
Средний индикатор рыночного портфеля ОФЗ, % годовых 8,08 10,40 232
Средний индикатор рыночного оборота, % годовых 8,32 11,67 335

 

     В июле - декабре 2009г. совокупный объем сделок на вторичном рынке составил менее 20% соответствующего показателя первого полугодия 2009г. Это было обусловлено крайне низким спросом на гособлигации на вторичном рынке при их относительно невысокой доходности. (Рисунок 6) 

Рисунок 6 - Эффективная доходность и оборот вторичных торгов ОФЗ 

     В последние годы большим спросом  по сравнению с ОФЗ пользуются корпоративные облигации, обладающие большей доходностью и ликвидностью.

     Низкая  оборачиваемость ОФЗ, наблюдавшаяся  на протяжении всех посткризисных лет  после дефолта в 1998г. ,в июле-декабре 2009г. составила 0,03% ,сократившись по сравнению  со вторым полугодием 2008 и первым полугодием 2009г. на 6 и 9 пунктов соответственно. Столь существенное снижение коэффициента оборачиваемости ОФЗ и весьма значительные колебания дневных  оборотов на биржевом рынке свидетельствуют  о чрезвычайно низкой ликвидности  рынка ОФЗ.

     Во  втором полугодии 2009г. в структуре  торгов на вторичном рынке ОФЗ  сделки во внесистемном режиме торгов (квазирыночные сделки) уже не преобладали над сделками в основном режиме торгов. Соотношение между объемами таких сделок в рассматриваемый период уменьшилось до 0,8 раза- с 3,4 раза и 1,4 раза во втором полугодии 2008 и первом полугодии 2009 года соответственно. Изменение соотношения между объемами рыночных и квазирыночных сделок произошло на фоне крайне низкого спроса на гособлигации.

     Во  втором полугодии 2009г. в основном режиме торгов сделки осуществлялись преимущественно  с ОФЗ срочностью от 1 года до 5 лет. Во внесистемном режиме торгов в июле самыми большими были объемы операций по ОФЗ срочностью свыше 5 лет, в августе-сентябре - до 3 месяцев, с октября –от 1-5 лет. (Рисунок 7) 

 

Рисунок 7 - Срочная структура совокупного оборота вторичных торгов ОФЗ по фактическим ценам (%) 

     Таким образом, во втором полугодии 2009г. наблюдалось  умеренное сокращение объема рыночного  портфеля гособлигаций и его дюрации. Эмитент осуществлял наращивание  более ликвидного выпуска ОФЗ(25064), задавая новый, более высокий  уровень доходности гособлигаций на вторичном рынке. Снижение оборачиваемости  ОФЗ и значительные колебания  дневных оборотов на вторичном рынке  свидетельствуют о крайне низкой ликвидности рынка государственного внутреннего облигационного долга в целом. Это связано с отрицательной реальной доходностью ОФЗ, низкими процентными ставками купонов по большинству обращающихся выпусков, преобладанием на рынке участников, придерживающихся стратегии «купить и держать до погашения», сохранением достаточно высоких инфляционных ожиданий участников рынка. Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение связанных с этим процессом многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг. 
 
 

 

      3. Проблемы и перспективы  развития рынка  государственных  долговых обязательств  в России 

     3.1 Проблемы развития рынка государственных ценных бумаг

     На  первичном рынке ГКО и других долговых обязательств государства  сейчас существует положение, при котором  доступ к аукционам имеет ограниченный круг дилеров. Это привело к тому, что доходы от операций по покупке  ГКО на первичных аукционах с  их последующей продажей на вторичном  рынке оказались очень велики. Чрезмерные прибыли дилеров свидетельствуют  о том, что фондовый рынок России организован гораздо менее эффективно, чем это должно быть. Одна из причин этого – высокая степень монополизации  рынка банками-дилерами, в результате чего обычным инвесторам осуществлять свою деятельность трудно. Так, в апреле 1995 г. На аукционе трехмесячных ГКО доля удовлетворения заявок банков-дилеров составила 75%, а доля удовлетворения заявок инвесторов -25%.

     Финансовые  институты практически всех регионов РФ, по существу, исключены из числа  дилеров, допущенных к первичным  аукционам. Это лишает их доступа  к высоким прибылям от операций с  государственными ценными бумагами. Выход из создавшейся ситуации заключается  не только в увеличении числа участников аукционов, но и в расширении внебиржевого рынка государственных ценных бумаг  как наиболее эффективного.

     Издержки  проведения операций с государственными ценными бумагами, допущенными на вторичный рынок, слишком велики. Если сделки осуществляются через фондовую биржу, то, согласно существующим правилам, они требуют заблаговременного  резервирования средств участников на специальных счетах. В России пока еще не существует ни развитой внебиржевой торговли государственными ценными бумагами, ни их региональных рынков. Концентрация торговли долговыми  обязательствами государства в  Москве резко сужает возможности  региональных инвесторов и обходится  им дорого. В итоге государство  несет потери из-за искусственного сужения рынка государственных ценных бумаг.

     По  мнению специалистов Банка России, наличие узкого круга первичных  дилеров связано с необходимостью жесткого контроля за участниками аукционов. В перспективе должны быть разработаны  новые правила торговли, которые  позволят региональным коммерческим банкам и другим финансовым институтам принимать  в ней участие.

     Противоречивая  роль, которую играет на рынке государственных  ценных бумаг Банк России. Он, например, на рынке ГКО одновременно является агентом Министерства Финансов, дилером  и контролирующим органом. Рынок  ГКО, как и любой другой сектор фондового рынка, нуждается в  объективной и общедоступной  информации. Когда Банк России –  единственный участник торгов, он может  использовать всю информацию в своих  целях. Здесь виден определенный конфликт интересов. В то же время  государственные интересы однозначны: государство заинтересованно в  широкой информации о положении  дел на рынке ГКО для всех категорий  инвесторов, а также в том, чтобы  этот рынок был более доступным.

Информация о работе Развитие рынка государственного долга