Развитие рынка государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа содержит 62 страницы, 3 таблицы, 7 рисунков, 41 использованный источник.
Цель работы – провести анализ особенностей формирования развития рынка государственных долговых обязательств в РФ, рассмотреть существующие проблемы и возможные перспективы развития рынка государственных ценных бумаг.
Полученные результаты – изучены теоретические аспекты функционирования рынка государственных долговых обязательств в РФ, проведен анализ особенностей развития и формирования рынка государственных ценных бумаг в России, а также рассмотрены существующие проблемы и возможные перспективы развития рынка государственных долговых обязательств в будущем.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования развития рынка государственных долговых обязательств в России
1.1 Рынок государственных ценных бумаг в системе рыночных отношений: его сущность и экономическая природа
1.2 Значение и роль государственных долговых обязательств
1.3 Особенности ценообразования государственных ценных бумаг
2. Анализ особенностей формирования и развития рынка государственных долговых обязательств в России
2.1 Этапы формирования рынка государственных долговых обязательств в РФ
2.2 Анализ российских государственных ценных бумаг, особенности их эмиссии и обращения
2.3 Анализ состояния первичного и вторичного рынка государственных ценных бумаг
3. Проблемы и перспективы развития рынка государственных долговых обязательств в России
3.1 Проблемы развития рынка государственных ценных бумаг
3.2 Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

особенности формирования развития рынка гос долг обязательств РФ (Автосохраненный).docx

— 409.17 Кб (Скачать файл)

     Большинство новых банков и небанковских институтов в РФ не имеют прямого доступа  на вторичный рынок ГКО. Высокая  стоимость доступа на вторичный  рынок уменьшает ликвидность  выпускаемых инструментов, что приводит к снижению цены, которую инвесторы  согласны платить за ГКО. Более высокая  ликвидность приведет к повышению  цены на эти бумаги. Замкнутый вторичный  рынок также снижает спрос  на ГКО.

     Важной  проблемой является оценка инвестиционного  спроса на ГКО и другие подобные бумаги. Этот спрос находится в  прямой связи с динамикой ежемесячного уровня инфляции. По расчетам экспертов  ФКЦБ, если месячный уровень инфляции будет в пределах 1-3%, то спрос  на ГКО составит около 46 трлн. Руб., в  пределах 4-10% - 41 трлн. руб., свыше 11% - 38 трлн. Руб. Таким образом, по мере снижения инфляции инвестиции в ГКО могут  возрастать. Уровень инфляции не единственный фактор, влияющий на срок ГКО. Для превращения  потенциального спроса в реальный важное значение имеют уровень их доходности, сроки выпуска, а также организация  самой торговли этим фондовым инструментом.

     Серьезные проблемы связаны также с таким  видом государственных ценных бумаг, как КО. Достаточно отметить, что  с помощью КО государство фактически занимает у предприятия деньги по ставкам в несколько раз ниже рыночных. Нуждающиеся в средствах  предприятия продают КО банкам и  финансовым компаниям, что ведет  к переливу финансовых ресурсов из промышленной сферы в финансовую, тормозит рост производства. Немало противоречивых моментов можно найти и в функционировании других видов государственных ценных бумаг.

     В последние два-три года развитие российского рынка ценных бумаг  в значительной степени шло за счет долговых обязательств государства. В этом заключается потенциальная  опасность для экономики России: слишком большие по своим объемам  заимствования государства на фондовом рынке не только увеличивают размеры  непроизводительного потребления  капитала в стране), большинство  расходов государства имеет непроизводительный характер), но и, сокращая предложение  капитала, ведут к его удорожанию для частных эмитентов, тормозят инвестиционный процесс в стране.

     В конечном счете надо стремиться к  тому, чтобы число участников рынка  государственных ценных бумаг возросло, что позволит положить конец тенденции  к монополизации и развивать  конкуренцию. Для этого необходимо установить терминалы в удаленных  регионах, создать систему быстрых  денежных расчетов, использовать существующие и создать новые коммуникационные системы. 

     3.2 Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг

     В 2009 г. по согласованию с Банком России Минфин России отказался от размещения на рынке коротких инструментов, перейдя к размещению средне- и долгосрочных инструментов фиксированной длины — 3, 5, 10 и 15 лет в рамках заранее объявленного ежегодного графика аукционов, размещенного на сайте Минфина России.

     Все прошедшие за 7 месяцев 2009 г. первичные аукционы по размещению государственных ценных бумаг были проведены четко в соответствии с объявленным графиком.

     Для обеспечения ликвидности новых  выпусков государственных облигаций  и рынка в целом, планируется, что трех- и пятилетний выпуски  облигаций федерального займа с  постоянным купонным доходом будут  размещаться в течение одного года в объеме 42 млрд. руб. каждый (то есть в 2010 г. будут размещаться уже два новых соответственно трех- и пятилетний выпуска облигаций). Десятилетние выпуски облигаций с амортизацией долга будут размещаться в течение двух лет (то есть предложенный к размещению в 2009 г. выпуск будет размешаться и в 2010 г.), а 15-тилетние выпуски облигаций с амортизацией долга — в течение трех лет (то есть предложенный к размещению в 2009 г. выпуск будет размещаться и в 2010 и в 2011 гг.). При этом общие объемы выпусков будут доводиться соответственно десятилетних выпусков облигаций с амортизацией долга до 80-85 млрд. руб., а 15-тилетние выпуски облигаций с амортизацией долга — до 90-100 млрд. руб.

     В условиях повышенного спроса на рублевые инструменты, в том числе государственные  ценные бумаги, Минфин России будет  проводить дополнительное размещение ценных бумаг путем проведения аукционов  по доразмещению облигаций, неразмещенных  при проведении первичных аукционов. Размещение государственных облигаций  на вторичном рынке без проведения аукционов будет минимальным по объемам.

     Так, за 7 месяцев 2011г.Минфином России проведено:

     -10 первичных аукционов. При этом  объем привлечения составил 67,305 млрд. руб., или 65,34% от общей суммы  привлечения;

     -12 аукционов по доразмещению облигаций,  неразмещенных при проведении  первичных аукционов. При этом  объем привлечения составил 32,741 млрд. руб., или 31,78% от общей суммы  привлечения.

     Без проведения аукциона Минфин России осуществлял  в 2011 г. доразмещение гособлигаций только два раза — в феврале и мае. Причем необходимо отметить, что даже в этих случаях о проведении доразмещения госбумаг объявлялось заранее. Суммарно при таком способе размещения гособлигаций привлечение составило 2,968 млрд. руб., или 2,88% от общей суммы привлечения. Таким образом, Минфин России на сегодняшний день привлек на первичных аукционах и аукционах по доразмещению 97,12% от общего объема привлечения за 7 месяцев 2011 г.

     Следствием  проводимой Минфином России в 2011 г. политики заимствований на рынке государственного внутреннего долга явилось то, что из общего, объявленного к размещению объема новых госбумаг в сумме 98,0 млрд. руб. по номиналу размещено облигаций на сумму 97,655 млрд. руб., или 99,65 процентов.

     Наглядное представление правильности проводимой Минфином России заемной политики дает статистика проведения Минфином России первичных аукционов по размещению государственных ценных бумаг за 7 месяцев 2011 г. Таким образом, за 7 месяцев 2011 г. средний коэффициент размещения на первичных аукционах составил 0,6748 в то время как в 2010 г. средний коэффициент размещения на первичных аукционах составил 0,5176.

     Несколько слов о государственных сберегательных облигациях (ГСО). Минфин России подготовил положение об обслуживании ГСО и  в настоящее время идет его  согласование.

     Необходимо  отметить, что ГСО в ходе доработки  нормативной базы изменили свою целевую  направленность. Сейчас ГСО в большей  части превращаются в инструмент для размещения пенсионных накоплений для государственной управляющей  компании и Пенсионного фонда  России. Рыночное размещение ГСО будет  незначительным.

     В 2012 г. доходность к погашению государственных облигаций, обращающихся на рынке, как и в предыдущие годы, существенно зависит от текущей ситуации на валютном и денежном рынках.

     В течение 2009-2011 гг. уровень доходности по государственным облигациям (индекс портфеля ГКО-ОФЗ) был значительно ниже текущих показателей, характеризующих инфляцию.

     Существуют  причины, разнонаправлено влияющие на уровень процентных ставок на рынке  ГКО-ОФЗ.

     Основными причинами, препятствующими росту  доходности на рынке государственных  ценных бумаг, являются следующие:

     - консервативная политика Минфина России на рынке государственных внутренних заимствований;

     - сохранение высокого внутреннего спроса на российские долговые инструменты вследствие значительного роста объема рублевой ликвидности в условиях роста золотовалютных резервов в 2009 г. на 29,145 млрд. долл., в 2010 г. — на 47,603 млрд. долл., в 2011г. — на 56,034 млрд. долл.;

     - неготовность российских инвесторов фиксировать значительные убытки в условиях резкого роста доходности по государственным ценным бумагам.

     Среди причин, способствующих повышению доходности, можно выделить две — сохранение высокой стоимости пассивов для  российских кредитных организаций (основных инвесторов на рынке государственных  ценных бумаг) и высокий уровень  показателей инфляции, так значение, индекса потребительских цен в январе-июне 2011 г. составило 7,9 %. При определении цен отсечения на аукционах Минфин России учитывает влияние вышеуказанных причин.

     Вместе  с тем, необходимо отметить, что в  настоящее время сохраняется  значительное превышение дюрации федеральных  облигаций над дюрацией корпоративных  и субфедеральных облигаций.

     Если  говорить про реальную доходность на рынке государственных ценных бумаг, то можно с полной уверенностью сказать, что ситуация с отрицательной  реальной доходностью в течение  всего этого года будет сохраняться. В апреле 2011 г. Правительством Российской Федерации рассмотрены перспективы долговой политики на следующий трехлетний период — на 2011-2013 гг., которая является логическим продолжением подготовленной Минфином России в 2011 г. стратегии. В результате начинает складываться система качественного среднесрочного планирования долговых операций Минфина России, что позволяет повысить эффективность управления государственным долгом Российской Федерации и обеспечить прозрачность проводимых операций.

     Основные  приоритеты, определенные в стратегии на 2009-2012 гг., для внутреннего рынка сохраняются и в 2011-2012 гг. Сюда входят:

     - обеспечение сбалансированности  источников финансирования дефицита  федерального бюджета за счет  государственных заимствований  на внутреннем и внешнем рынках  совместно с поступлениями от  приватизации и реализацией государственных  запасов и средствами Стабилизационного  фонда Российской Федераций;

     - сохранение объемов и структуры  государственного долга, позволяющих  гарантированно выполнять обязательства  по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг  независимо от состояния федерального  бюджета;

     - осуществление государственных  внутренних заимствований в объеме, позволяющем активно развивать  рынок корпоративных и муниципальных  заимствований, обеспечивающих финансирование  инвестиций в отраслях и регионах;

     - изменение структуры государственного  долга Российской Федерации в  части дальнейшего увеличения  удельного веса внутреннего долга  в структуре совокупного государственного  долга при одновременном уменьшении  внешнего долга, особенно его  нерыночной части.

     Такая политика Минфина России, учитывающая  рыночные изменения, позволила значительно  снизить спрэды между федеральными облигациями и корпоративными и  субфедеральными облигациями и, соответственно, повысилась привлекательность  государственных федеральных ценных бумаг за счет повышения интереса к ним со стороны все более  широкого круга участников.

     Заключение

     Рынок государственных ценных бумаг является одной из важных составляющих национальной финансовой системы ввиду выполнения государственными ценными бумагами значимых функций, таких как покрытие постоянного дефицита государственного бюджета и обслуживание систематической  задолженности государства. Государственные  ценные бумаги предоставляют возможность  привлечения ресурсов для осуществления  крупных проектов, для покрытия целевых  расходов Правительства, а также  в целях привлечения средств  для погашения задолженности  по другим государственным ценным бумагам.

     Одним из основных критериев развития рынка  государственных ценных бумаг является их доходность. Базой для определения  доходности государственных облигаций  служит их цена. Определение доходности государственных ценных бумаг с  помощью различных методов, приведенных  в параграфе 1.3, позволяет реально  оценить ситуацию на рынке государственных  облигаций и определить возможность  наиболее выгодного вложения денежных средств.

     Многообразие  государственных ценных бумаг предоставляет  возможность выбора наиболее подходящего  варианта для приобретателя ценных бумаг по критериям доходности, ликвидности  и срокам обращения, а также способствует рациональному распределению привлекаемых денежных средств для нужд государства.

     Рынок государственных ценных бумаг в  переходный период российской экономики  прошел различные этапы, на протяжении которых наблюдались как положительные, так и отрицательные его особенности, обусловленные спецификой макроэкономического  развития, постановкой и решением стратегических задач и текущим  управлением рынком федеральных  облигаций.

     Рынок государственных ценных бумаг –  это неотъемлемая часть внутреннего  финансового рынка, и его рост в большей мере может способствовать развитию, стабильности и эффективности  финансовой системы. Кроме того, что  государственные бумаги являются надежным источником дохода, они делают экономику  более гибкой к рыночным сигналам.

     Тем более что выпуск государственных  ценных бумаг для финансирования государственных расходов в переходной период кажется более привлекательным  в сравнении с роста денежной массы за счет эмиссии или кредитов центрального банка, потому что размещение ценных бумаг позволяет правительству финансировать свои расходы без увеличения совокупной денежной массы; продажа ценных бумаг часто является дешевым путем (по сравнению с увеличением налоговой нагрузки или денежной массы) финансирование государственных расходов; рынок государственных ценных бумаг является составляющей частью национальных финансовых рынков и т.д.

Информация о работе Развитие рынка государственного долга