- низкие показатели экономического
и социального развития страны;
- неравномерное и несправедливое
распределение социальных благ
между богатыми и бедными слоями
общества;
- зависимость страны и
корпораций от внешних финансовых
источников для поддержания необходимого
бюджета и корпоративной финансовой
и социальной политики;
- обострение социально-экономических
и политических конфликтов в
обществе.
В настоящее время начался
процесс отдаления политики олигархов
от исполнительной власти и поддержка
новой волны российских корпораций,
которые стали учитывать социальную
составляющую в своей корпоративной
политике. Новый бюджет страны становится
более социально-ориентированным
на различные группы населения. Однако
последствия коррумпированности в
органах власти остаются еще значительными.
Коррупция еще сохраняет влияние
на экономическое и социальное развитие
страны. Это влияние проявляется:
1). В отсутствии значительных
капиталовложений в социальную
политику. Они определяются не
рыночными законами, а эгоистическими
интересами коррумпированных лиц
во власти;
2). Нелегальным происхождением
прибылей, которые вывозятся за
границу;
3). Коррупция вызывает
ослабление мотивации труда и
снижение производительности труда,
утрачиваются стимулы совершенствования
навыков и повышения квалификации
занятых и др.;
4). Коррупция провоцирует
различные конфликты и ослабляет
государство, она усиливает моральную
деградацию личности.
В целом коррупция вызывает
падение производства и ухудшение
в социальной политике. В социальной
политике государства трудноразрешимой
задачей является соблюдение меры между
справедливостью и распределением
доходов. Справедливость может таить
в себе конфликтность и возможность
применения насилия одной группы
населения к другим группам, либо
она характеризует количественный
и качественный труда каждого
человек. При этом уделяется недостаточное
внимание вопросу о финансовых возможностях
государства и частных собственников
в вознаграждении за труд. Поэтому государство
должно выбрать такой путь экономического
развития, при котором в сжатые сроки происходит
уменьшение неравенства в доходах между
богатыми и бедными. Здесь возможны варианты:
1) Пойти по пути уменьшения
доходов при сокращении темпов
экономического роста, но разрыв
между богатыми и бедными резко
увеличится (в современной России
этот показатель 1:17. Одновременно
будет расти численность низкооплачиваемых
работников и количество обитателей
«дна» (их численность достигла
65 млн. чел.). Увеличение такого
слоя общества не будет отвечать
задачам социальной политики
государства (приведет к негативным
последствиям и обострению социальных
конфликтов, которые вызовут нестабильность
в обществе).
2). Пойти по пути сохранения
оптимальной величины разницы
в доходах при повышении темпов
экономического роста. Решая проблему
неравенства доходов, следует
сократить период сохранения
этого неравенства, и повысить
темпы экономического роста, сдерживая
спад производства и сокращая
безработицу. Зарплата в частном
секторе будет определяться законами
рынка, а зарплата в госсекторе
не должна отставать от средней
зарплаты промышленных рабочих.
В РФ эта задача сих пор
не решалась потому, что при
первом президенте России был
выбран наихудший вариант экономических
реформ без всесторонней независимой
экспертизы и ответственности
власти.
3). Пойти по пути сокращения
неравенства доходов. Одновременно
предполагая, изменение экономического
поведения людей. Различные группы
населения, ощущая заботу со
стороны государства, должны изменить
отношение к самим себе. Важно,
чтобы они проявляли нужную
инициативу в путях улучшения
собственного благополучия. Абсолютной
справедливости достичь невозможно,
и она всегда многозначна, но
и по уменьшению неравенства
доходов можно обеспечить научно
разработанную социальную политику
государства (должна обеспечить экономический
рост и повысить жизненный уровень населения).
Подходы к формированию социальной
политики РФ:
1) Социальная политика
результативна при справедливой
и ответственной исполнительной
власти. Она результативна тогда,
когда способствует искоренению
причин усиления социальной напряженности
и конфликтности в обществе, укреплению
социальной и экономической безопасности.
При целенаправленной борьбе
государства против коррупции
и организованной преступности
в обществе (По сведениям Генпрокуратуры
РФ на подкуп российских чиновников
уходит до половины всех незаконно
добытых средств. Среди них
встречаются даже губернаторы,
главы администраций и их заместители
многих районов страны);
2) Социальная политика
достигает своей цели при наличии
защитных механизмов и гарантий,
позволяющих проводить ее при
непредсказуемых ситуациях (при
отключении электроэнергии и
искусственного банкротства предприятий
в различных регионах страны).
В целом, она вызывает изменение
экономического поведения людей,
стимулирует мотивацию труда,
рост производительности труда
и обеспечивает экономический
рост в долгосрочной перспективе;
3) Социальная политика
может быть эффективной в том
случае, когда она содействует
устойчивости и эффективному
функционированию социальной сферы;
4) Социальная политика
не должна игнорировать удовлетворенность
в жизненных интересах различных
групп общества, улучшение их
социального положения и статуса.
К сожалению, за последние
годы в России еще не изменилось
качественное финансирование в социальную
сферу страны, кроме корпоративной
социальной сферы. По признанию некоторых
нефтяных «королей» нашей страны
до 50% сотрудников их фирм имеют как
минимум два автомобиля. Они пользуются
привилегированными домами отдыха, детскими
садами, яслями и школами, поликлиниками
и аптеками, получают льготные кредиты
и повышенную пенсию от финансово-промышленных
групп (ФПГ) или холдингов. А это десятки
тысяч человек.
Богатые и высокообеспеченные
слои в нашей стране составляют примерно
20% численности населения и они
имеют свыше 80% сбережений, кроме
заграничных. В отношении этой группы
социальная политика РФ не должна быть
такой, как в отношении среднесостоятельных
или малообеспеченных людей. Но на деле
все происходит наоборот. Богатые
становятся богаче, а бедные - беднее.
Это нашло свое отражение в
изменении налога на доходы физических
лиц (НДФЛ) в сторону снижения с 35%
до 13% для всех групп с 2001 г., независимо
от экономических ресурсов и доходов
налогоплательщиков(богатые платят
налоги меньше более чем в два
раза, а малообеспеченные платят налоги
еще больше).
Те денежные средства из
бюджетов всех уровней, которые предназначены
для бедных, не изменяют их экономического
и социального положения и
статуса в обществе. Они только
поддерживают их физическое выживание
и не обеспечивают их социальное и
духовное развитие (такая политика
только увеличивает пропасть между
властью и обществом). Реализовать
социальную политику РФ можно, если:
1) Не ослаблять борьбу
правоохранительных органов против
мафии, коррупции, организованной
преступности, «теневой экономики».
Такая борьба будет содействовать
извлечению дополнительных поступлений
во все уровни бюджетов и
обеспечит правопорядок в налогообложении
(главное, чтобы каждый налогоплательщик
сознательно платил налоги);
2) Проводить конструктивные
переговоры между властью и
отраслевыми профсоюзами, органами
местного самоуправления и «группами
интересов», и заключать с ними
осуществимые различные соглашения
по актуальным вопросам социальной
политики. Такие переговорные процессы
будут способствовать разрешению
имеющихся противоречий между
властью и обществом, консолидации
различных слоев общества в
борьбе за правопорядок. Важно ускорить
процесс вытеснения нечистоплотных лиц
из финансовых органов и из социального
обеспечения (по вине этих лиц и происходит
задержка или длительная невыплата зарплаты
бюджетникам и пенсии).
3) Согласовывать финансовые
функции между представителями
Президента РФ в федеральных
округах и субъектами страны.
Рассогласованность их функций
вызывает снижение эффективности
социальной политики и не обеспечивает
положительных изменений в диспропорции
социально-экономического развития
регионов, особенно при анализе
прямых расходов из федерального
бюджета в регионы в расчете
на душу населения с учетом
местного прожиточного минимума.
Этот минимум ниже реального,
и его повсеместно нужно поднимать
с учетом инфляции и роста
цен на электроэнергию и транспортные
расходы.
4) Вернуть предыдущий
статус внебюджетных социальных
фондов из общефедерального бюджета.
Это будет способствовать гарантированному
поступлению средств населению
из специализированных фондов: Пенсионного
фонда, Фонда социального страхования
и Фонда обязательного медицинского
страхования РФ. Реформирование
этих фондов в целях определения
видов и объемом услуг по
каждому региону, и разработка
правил перераспределения средств
между территориальными органами
этих фондов.
В современное время актуальной
является задача усиления законодательной
основы борьбы с коррупцией во всех
слоях общества. В противном случае
в нем будет сохраняться основа
для роста социальных опасностей
и угроз.
Все же достойная жизнь
большинства граждан РФ возможна
при условии выхода страны из экономического
кризиса и прогрессирующего экономического
роста, позволяющего обеспечивать эффективную
социальную политику. В противном
случае попытки улучшения жизни
не изменят системно ситуацию в стране,
и она окажется невыполнимой.
- Пути решения проблем социальной политики в РФ
В своей очередной программной
статье "Строительство справедливости.
Социальная политика для России"
нынешний президент РФ Владимир Путин
описывает социальные проблемы и
пути их решения. Из которой можно
выделить три основные проблемные темы,
решение которых может быть возложено
на плечи социальных предпринимателей.
Безусловно важно, если государство
обратит на эти проблемы пристальное
внимание, пересмотрит свою политику
в решении этих вопросов, что даст
импульс для их решения стране
в целом, и социальным предпринимателям
в частности.
Во-первых, необходимо ликвидировать
очереди в детские сады, решить
проблему с трудоустройством женщин
с детьми и людей с инвалидностью
(оценить эффективность мер, принятых
правительством, по вовлечению на рынок
труда людей с ограниченными
возможностями, а также предложить
людям с инвалидностью подходящие
образовательные программы).
1. Проблема – очереди в детские
сады
Предложение Путина: “В течение ближайших
четырех лет ликвидировать очереди
в детские сады. В том числе
- за счет расширения мест в семейных,
негосударственных, корпоративных
детских садах. Надо пересмотреть СанПиНы,
которые сегодня мешают развитию
таких форм, приблизить детские дошкольные
учреждения к местам проживания детей.
Надо включить организаторов и педагогов
негосударственных детских садов
в систему финансовой и методической
поддержки со стороны муниципальных
бюджетов”.
2. Проблема – исключенность
инвалидов из рынка труда. Мы
совершенно недостаточно заботимся
о возможностях, которые рынок
труда предоставляет тем нашим
гражданам, кто обладает не
меньшими, чем другие, талантом и
желанием работать и зарабатывать,
но кому сложно «вписаться»
в стандартные трудовые отношения.
Это прежде всего люди с
ограниченными возможностями здоровья
(колясочники, слабовидящие, слабослышащие
и ряд других категорий).Мы в последние
годы приняли целый ряд решений о налоговых
стимулах для работодателей, использующих
труд людей с ограниченными возможностями
здоровья. Правительству вместе с заинтересованными
общественными организациями до конца
2013 года надо оценить, насколько действенными
оказались эти меры - и при необходимости
предпринять дополнительные шаги в этой
области. В ближайшие годы надо создать
систему, которая помогала бы каждому
инвалиду, способному и желающему обучаться
и работать - найти свою образовательную
и профессиональную траекторию жизненного
роста. От специализированной образовательной
программы - до адаптированного к его специальным
потребностям рабочего места.
3. Проблема – исключенность
женщин с детьми из рынка
труда
Будут предложены дополнительные решения
по содействию занятости женщин с
детьми. Они дадут возможность
успешно сочетать материнство и
профессиональную деятельность - гибкий
трудовой график, дистанционная занятость,
детские сады и ясли. Женщина, выходящая
на работу после декретного отпуска,
должна получить новые возможности
по дополнительному профессиональному
обучению. А работодатель, принимающий
ее на работу, - содействие от государства.
Таким образом, часть проблем
социальной политики будет решена,
что намного бы облегчило жизнь
Российским гражданам.